В истории Великой Отечественной войны особое место занимают события августа 1941 г., когда на территорию Ирана вступили советские и английские войска. Решение принять военную силу в отношении суверенного государства объяснялось тем, что согласно договору по ленд-лизу союзники планировали организовать через территорию Ирана доставку в СССР военных грузов.
Сама иранская операция началась 25 августа 1941 г., когда в Северный Иран со стороны Закавказья вступили войска 44-й и 47-й армий Закавказского фронта. С юга наступление начали британские части.
Сразу же скажем, что иранская армия Ирана серьезного отпора советским войскам не оказала. Согласно донесениям командиров советских воинских частей иранские войска повсюду избегали соприкосновения с Красной Армией. 25 августа они без боя оставили Ардебиль, а в последующие дни другие города на севере Ирана.
Главным организатором военного сопротивления отечественные историки считали Реза-шаха. По их мнению, получив сообщение о вступлении союзных войск в Иран, он приступил к организации активной обороны: к Тегерану была стянута авиация, на подступах к городу расставлены пулеметы, а на крышах зданий - орудия зенитной артиллерии [2. С. 36]. Приводились сведения, что по приказу шаха были подвергнуты репрессиям генералы, прекратившие сопротивление: военного министра уволили в отставку, а командующего ВВС убили.
И все же эти меры представляются всего лишь демонстративными. Постепенно придя в себя, Реза-шах взял курс на организацию «пассивного сопротивления», следуя которому монарх отказался взрывать мосты и автострады, остановил мобилизацию частного автотранспорта. Навстречу наступавшим союзникам он не перебросил резервные войска и не решился обратиться к вождям племен с призывом джихада. Реза-шах так и не выполнил угрозу развязать уличные бои в Тегеране. Бойцам столичного гарнизона был отдан приказ разойтись по домам.
Политика «пассивного сопротивления» заключалась в том, чтобы имитировать боевые действия с Красной Армией и британскими войсками. Осознание того, что в случае начала широкомасштабных боевых действий будут потеряны результаты реформ, проводимых в предыдущие годы, вынудило иранского правителя склонить голову перед Англией и СССР.
Однако полностью отказаться от враждебных действий в отношении союзников шах не мог. В августе 1941 г., когда страны «оси» имели заметный военный перевес над антигитлеровской коалицией, Реза-шах считал, что ему рано или поздно придется объясняться с Гитлером. И в этом случае он мог сослаться на то, что в условиях полного превосходства противника иранская армия пыталась оказать какое-то сопротивление союзникам, причем делала это в условиях борьбы на два фронта.
Версию о том, что иранский шах сознательно проводил политику «пассивного сопротивления» подтверждает в своих воспоминаниях генерал Х. Арфа, бывший в то время начальником штаба вооруженных сил Тегеранского округа: «Шах не намеревался организовать реальную оборону и хотел только показать немцам, что Иран был принужден силой, для того, чтобы в случае победы Германии Иран не нес бы ответственности, и с ним не обращались как с вражеской страной» [3. P. 298].
Реза-шах в урегулировании ситуации активно использовал дипломатические средства. 22 августа иранский посланник в США М. Шайесте обратился к госсекретарю К. Хэллу с просьбой повлиять на британцев. Однако ответ Ф. Д. Рузвельта на просьбу Реза-шаха о посредничестве был весьма неопределенным и выражался лишь в нескольких благочестивых фразах.
Ища поддержку со стороны соседней Турции, иранское правительство опубликовало в прессе серию статей, в которых проводилась мысль об общности интересов Турции и Ирана [1. Ф. 94. 1941. Оп. 26. П. 333. Д. 1. Л. 97]. Но и эти попытки иранского лидера изменить ситуацию оказались безуспешными.
Все эти факты позволяют не согласиться с однозначной оценкой Реза-шаха как «пособника германских фашистов». Это опровергается даже нацистской пропагандой, которая в самый критический для Реза-шаха момент стала упрекать его в трусости и неумении организовать оборону. Диктор берлинского радио язвительно сообщил иранцам, что их лидер сбежав в Исфахан, бросил управление страной.
15 сентября Реза-шах снял с себя полномочия главнокомандующего, а 16 сентября подписал акт отречения, передав престол своему сыну Мухаммеду Реза. Кроме того, Реза-шах подписал еще акт об отказе от всего движимого и недвижимого имущества.
Первоначально предполагалось, что Реза-шах будет переправлен в Аргентину, где ему предписывалось прожить остаток своих дней. Однако судьба преподнесла бывшему правителю Ирана еще один сюрприз. Под британской защитой он был отправлен в Южную Африку, где и умер 26 июля 1944 г. в Йоханнесбурге. Забальзамировали и похоронили Реза-шаха в Египте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Архив внешней политики Российской Федерации.
- Попов М.В. Американский империализм в Иране в годы второй мировой войны. М., 1956.
- Arfa Hassan. Under Five Shahs. New York, 1965.
- Hull C. The Memoirs. Vol. 2. New York, 1948.