Лектины - это белки, обладающие свойством обратимо и избирательно связывать углеводы, не вызывая их химических изменений. Способ передачи биологической информации посредством углевод-белкового узнавания является одним из основных на уровне клетки. Связывание лектина с углеводным рецептором приводит к изменению сигналов в данной биологической системе Лектины способны проявлять митогенную и иммуномодулирующую активность. Это свойство лектинов широко используется в экспериментальной биологии и медицине Чаще всего в исследованиях применяют фитогемагглютинины, выделенные из фасоли обыкновенной Phaseolus vulgaris (ФГА), конского боба Canavalia emsiformis (КонА), бобов клещевины Ricinus communis (РС).
Целью данной работы явилось исследование морфо-гистохимических изменений и клеточного состава тимуса и селезёнки крыс линии Wistar и мышей линии СВА под действием летальных доз (ЛД 95) лектина клещевины (ЛК) и лектина фасоли (ФГА).
Изучение срезов, окрашенных общепринятыми гистологическими и гистохимическими методами, показало, что тимус и селезёнка интактных животных имели типичное строение. Системное введение ЛК приводило к тяжёлому полнокровию крупных сосудов тимуса, эритроцитарным стазам в сосудах микроциркуляторного русла с образованием гиалиновых тромбов. Наблюдалась массовая гибель лимфоцитов, что вызывало обеднение тимоцитами как коркового, так и мозгового вещества долек, стирание грани между ними, разрыхление мозгового вещества и резкое истончение коры. Макрофаги, концентрирующиеся в большом количестве в мозговом веществе, содержали фагоцитированные лимфоциты и гранулы гемосидерина. В целом структура органа отражала состояние выраженной иммунодепрессии организма и имела характерные черты акцидентальной инволюции (по аналогии с тимусом человека). Подсчёт клеточных элементов (на 1000 клеток) тимуса продемонстрировал относительное постоянство клеточного состава в корковом и мозговом веществе с преобладанием лимфоцитов и достоверным снижением количества бластов в экспериментальных группах и крыс, и мышей Введение летальных доз ФГА вызывало подобные изменения структуры тимуса, которые, однако, не были столь выраженными и в значительной мере сглаживались к 72 часам исследования.
При воздействии ЛК белая пульпа селезёнки лабораторных животных теряла четкие границы и была обеднена клетками лимфоидного ряда. Особенно заметно оголялись маргинальные зоны, где наблюдалось разрастание клеток стромы и появление пучков концентрически расположенных коллагеновых волокон, дающих положительную реакцию на гликоген, нейтральные и кислые ГАГ. В лимфоидных узелках не определялись типичные реактивные центры. В красной пульпе, наряду с её выраженным полнокровием, встречались скопления лимфоцитов и многочисленные макрофаги, содержащие в своей цитоплазме ШИК-положительный компонент и включения гемосидерина. Трабекулы расширялись и занимали значительную часть площади срезов органа. Относительное количество клеток лимфоидного ряда было почти неизменным, за исключением небольшого уменьшения числа лимфоцитов в красной пульпе и значительного увеличения содержания макрофагов и в белой (в 6,2 раза), и в красной (в 11,3 раза) пульпе селезёнки под действием ЛК. Использование ФГА приводило к подобным изменениям в структуре селезёнки, но выраженным в меньшей степени, чем при действии лектина клещевины. Гистологическая и гистохимическая характеристика селезёнки была примерно одинаковой через 18 и 24 часа с дальнейшим постепенным восстановлением нормальной структуры органа (через 48 и 72 часа после введения ФГА).
Таким образом, системное введение летальных доз растительных лектинов вызывает в лимфоидных органах значительную перестройку структуры, основным проявлением которой являются: изменение взаимоотношений между лимфоидной и соединительной тканями, разрушение клеток лимфоидного ряда, выраженная макрофагальная реакция и расстройство кровообращения, что обусловлено, по-видимому, вызываемой лектинами чрезмерной выработкой цитокинов, блокадой клеточных рецепторов и, как следствие этого, нарушением нормального взаимодействия между клетками.