Последнее десятилетие в инвестиционную практику все чаще вводится понятие импакт-инвестирования (или социально преобразующих инвестиций, инвестиций воздействия, инвестиций влияния, инвестиций с эффектом). Введению данного понятия способствовало признание огромного влияния частного сектора на эффективность решения актуальных социальных и экологических проблем. Впервые данное определение было использовано крупнейшим фондом The Rockefeller Foundation и определялось как инвестиции, направленные на социальные изменения.
Целью импакт-инвестирования является одновременное достижение финансового результата и значимого социального эффекта, т.е. получения дохода для инвестора и определенной выгоды для общества. Главное отличие импакт-проекта от социального состоит в том, что импакт подразумевает устойчивое и долгосрочное изменение в общественных процессах, а не просто создание общественного блага.
Цель исследования – изучение возможностей реализации импакт-инвестирования в России с учетом положительного опыта стран-лидеров, участников Глобальной сети импакт-инвесторов GIIN (Global Impact Investing Network), в том числе с учетом уровня доходности, финансовых и нефинансовых эффектов.
Материалы и методы исследования
Материалами для исследования послужили статистические данные, нормативные документы, аналитические статьи и публичные отчеты международных и коммерческих организаций Global Impact Investing Network, Morgan Stanley Investment Management & Eaton Vance, а также исследования Фонда «Наше будущее» совместно с НИУ ВШЭ, Московской школы управления СКОЛКОВО.
Результаты исследования и их обсуждение
Объем рынка импакт-инвестирования растет с каждым годом и по оценкам экспертов Global Impact Investing Network (GIIN, Глобальная сеть импакт-инвесторов) в 2021 г. уже превышает 715 млрд долл., что показывает ежегодный рост, сохраняя при этом позитивный прогноз по развитию в будущем [1]. В условиях рецессии мировой экономики такой рост инвестирования заслуживает пристального внимания и подробного изучения.
В настоящее время инвесторы отходят от общепринятых критериев риска и доходности в инвестировании и добавляют понятия социального и экологического воздействия.
Согласно опросу, проводимому Global Impact Investing Network, более 75 % импакт-инвестиций оправдывают ожидания инвесторов в отношении прибыльности и по уровню воздействия на социальную и экологическую сферы [2]. Экспертами был проанализирован и обобщен опыт 17 стран и определены наиболее эффективные механизмы развития рынка импакт-инвестиций. При этом объем инвестиций аллоцировали 1340 организаций по всему миру, в том числе управляющие компании, венчурные фирмы, банки, частные акционерные фонды и так далее. Из них США и Канада – 58 %, Европа – 21 % [1].
Основными сферами, в которые направляются импакт-инвестиции, являются продовольствие и сельское хозяйство, сектор розничной торговли, развитие социальной инфраструктуры, энергетика, здравоохранение, образование и пр. Основной объем вложений в долях, направляемый на развитие данных сфер, представлен на рис. 1.
К основным характеристикам импакт-инвестирования можно отнести:
− намерение инвестора оказать положительное социальное или экологическое воздействие посредством инвестиций;
− инвестиции обеспечивают не только возврат капитала, но и приращение на вложенные ресурсы – прибыль инвестора;
− доходность инвестора варьируется от уровня ниже рыночной до рыночной с поправкой на риск и может быть получена по классам активов;
− обязательство инвестора измерять и сообщать о социальных и экологических показателях, динамике основных инвестиций, обеспечивая прозрачность и подотчетность.
Рис. 1. Социальные сферы импакт-инвестирования, % Источник: Global Impact Investing Network [1]
Подходы инвесторов к измерению воздействия различаются в зависимости от их целей и возможностей. В целом основные компоненты включают: постановку социальных и экологических целей для соответствующих заинтересованных лиц; расчет стандартизированных показателей экономической эффективности инвестиций; мониторинг и управление эффективностью объектов инвестирования в соответствии с поставленными целями [3–5]; отчетность о социальных и экологических показателях деятельности для соответствующих заинтересованных сторон.
Таким образом, концепция импакт-инвестирования ставит под сомнение устоявшееся мнение о том, что социальные и экологические проблемы, особенно в долгосрочной перспективе, должны решаться исключительно государством или за счет благотворительности, а также что рыночные инвестиции должны быть сосредоточены исключительно на достижении финансовой отдачи.
Следует отметить, что за последние годы наблюдается тенденция к росту рынка импакт-инвестирования на 29 % в год [1] и расширение спектра сфер социального воздействия. Практика импакт-инвестирования приобретает более глубокий и сложный характер. При этом, ввиду особенностей российской финансовой системы, идея импакт-инвестирования пока не достигла широкого распространения. И, как правило, для нее характерны отдельные инициативы.
В ряде стран импакт-инвестирование развивается на протяжении 15 лет и накоплен существенный опыт, который может быть успешно применен на рынке. Положительный опыт развития импакт-бизнеса особенно широко представлен в США, Великобритании, Германии, Китае, Южной Корее, Сингапуре, Австралии [6].
При этом Австралия является страной с самой «экологической» направленностью. 96 % инвестиций направляется на проекты, связанные с защитой окружающей среды, и совокупный объем превышает 11,5 млрд долл. [6]. Второй по объемам инвестиций выступает сфера образования. Для финансирования социально значимых проектов организован специальный фонд, предоставляющий кредиты.
Великобритания – один из активных игроков на рынке импакт-инвестирования. Важнейшим направлением развития страны является экологический переход. Объем инвестиций в экологические проекты составляет в среднем 20 млрд фунтов в год. В качестве поддержки импакт-инвесторов создан государственный «Зеленый инвестиционный банк», налоговые вычеты с инвестиций в социальные предприятия составляют в среднем 30 % [6].
Отдельно следует отметить Германию, так как в этой стране развитие импакт-инвестирования осуществляется в основном за счет частных организаций, развита система поддержки социальных, экологических и культурных проектов крупными банками. Для оценки эффективности социальных проектов в стране используется метрика GSC. Объем рынка импакт-инвестиций составляет 13 млрд долл. в год [6].
Среди азиатских стран наиболее значимую позицию в импакт-инвестировании занимает Южная Корея. И определяющая роль здесь принадлежит государству, которое активно поддерживает импакт-инвесторов. Создано агентство по развитию социальных предприятий, фонды импакт-инвестиций.
В Сингапуре с 2013 г. действует социальная биржа Impact Exchange, предоставляющая информацию о социальных компаниях, нуждающихся в привлечении инвестиций. Также в стране действует Азиатская ассоциация венчурной филантропии, которая способствует повышению эффективности вложений в импакт-сферу.
Китай, ввиду большой задействованности в производственной сфере и существенного развития рыночной экономики, можно определить как рынок с большим спросом на импакт-инвестиции. В стране созданы инкубаторы и акселераторы для социальных предприятий. Объем только «зеленых облигаций» за последние три года составил более 80 млрд долл. [6].
Около 25 % активов, находящихся под управлением профессиональных участников рынка США, относятся к ответственному или устойчивому инвестированию, которое включает импакт-инвестиции. В инвестировании задействованы государственные структуры, фонды, индивидуальные и семейные инвесторы. Из профильных сетей, объединяющих участников рынка, следует выделить GIIN, Toniic, Investors’ Circle.
Многие типы инвесторов выходят на растущий рынок импакт-инвестирования. В соответствии с международной практикой их подразделяют на следующие группы:
− государственные инвесторы и финансовые институты развития;
− банки, пенсионные фонды, финансовые консультанты;
− институциональные и частные фонды.
Morgan Stanley Investment Management & Eaton Vance предлагает ряд стратегий, направленных на инвестиции с помощью структуры воздействия нефинансовых эффектов на общество в целом или окружающую среду / экологию, при этом ориентируясь на критерии ESG (экологии, социальной сферы и корпоративного управления) наряду с финансовым анализом для определения возможностей и рисков во время инвестиционного процесса. Особое внимание уделяется секторам экономики, направленным на решение внутренних и глобальных проблем, связанных с устойчивым развитием.
У импакт-инвесторов разные ожидания в отношении финансовой отдачи. Некоторые инвесторы намеренно инвестируют в импакт-проекты с прибылью ниже рыночной, основываясь на своих стратегических целях. Другие стараются получить конкурентоспособную на рынке либо опережающую рынок прибыль. Большинство инвесторов, опрошенных в рамках Ежегодного опроса инвесторов GIIN стремятся к конкурентоспособной рыночной доходности, что свидетельствует о высокой доходности импакт-инвестиций. Респонденты отмечают, что показатели портфеля в подавляющем большинстве соответствуют или превосходят ожидания инвесторов как в отношении социального воздействия, так и воздействия на окружающую среду, а также финансовой отдачи от инвестиций. Процентное соотношение инвесторов по полученной доходности представлено на рис. 2.
Импакт-инвесторы за последние годы признают значительный прогресс по ключевым показателям роста рынка импакт-инвестиций: рост рыночной активности, производительности; общее воздействие импакт-инвестиций и сегментация рынка; высококачественные инвестиционные возможности (фондовые и прямые); соответствующий спектр риска и доходности; правительственная поддержка; инновационные структуры / фонды для удовлетворения потребностей инвесторов и объектов инвестиций; открытость информации об инвестиционных продуктах и возможностях; практика управления импакт-инвестициями. При этом на рынке остается ряд проблем и нерешенных вопросов: надлежащее управление капиталом в соотношении риска и доходности; опыт менеджеров в управлении импакт-проектами и их оценке; оценка нефинансовых факторов проекта; выход инвесторов из проектов; расширение правительственной поддержки; создание новых структур и фондов поддержки импакт-инвесторов; введение и закрепление терминов на законодательном уровне.
При импакт-инвестировании очень немногие инвесторы сообщают о существенных рисках в своих инвестиционных портфелях. Наиболее распространенные факторы риска представлены на рис. 3.
Распределение активов в импакт-проектах (в млн долл. США) по странам представлено на рис. 4.
На российском рынке импакт-инвестирование представлено еще недостаточно широко [7], как и само понятие. Характерны отдельные инициативы, направленные на привлечение бизнеса для решения социальных проблем, обособленные по регионам. В основном участие инвесторов в социальных проектах определяется на уровне филантропии. Крупные корпорации участвуют в коммерческих проектах, направленных на финансовый результат с учетом стратегии ESG [8].
Рис. 2. Целевая финансовая отдача, % Источник: Global Impact Investing Network [1]
Рис. 3. Факторы риска, влияющие на инвестиционные портфели импакт-проектов, % Источник: Global Impact Investing Network [1]
Рис. 4. Распределение активов в импакт-проектах, млн долл. США Источник: Global Impact Investing Network [1]
Стоит выделить отличие стратегии ESG от импакт-инвестирования. Оно заключается в том, что сама стратегия ESG – это набор стандартов деятельности компаний, направленных для проверки потенциальных инвестиций определенным критериям: социальным, экологическим, корпоративным, т.е. направлена на выявление и смягчение экономических, социальных и управленческих рисков, которые могут ослабить или обесценить инвестиции, что повлияет на их доходность [9]. Импакт-инвестиции – это определенные проекты, направленные на финансовый результат и определенные социальные и экологические выгоды в долгосрочной перспективе.
В России можно выделить импакт-инвесторов по следующим группам:
− государство;
− региональные импакт-инвесторы (импакт-инвестиции в данном случае идут на развитие регионов, и основные направления зависят от проектов, представляемых администрациями);
− социальные инвесторы;
− глобальные импакт-инвесторы, действующие с широким географическим охватом и поддержкой социальных проектов различной направленности.
Стоит отметить, что рынок стал достаточно активно развиваться в направлении импакт-инвестирования [10]. Создана Ассоциация импакт-инвесторов [11] и отдельные фонды поддержки социальных инициатив (Теплица социальных технологий и пр.). На рынке появляются молодые инвесторы [12], готовые инвестировать в проекты, имеющие смысл и решающие глобальные социальные и экологические проблемы.
Заключение
Основная задача развития рынка импакт-инвестирования в России – это законодательное определение и целенаправленное стимулирование деятельности импакт-инвесторов, в том числе государственная поддержка.
Импакт-инвестиции – вклад непосредственно в решение проблем общества или окружающей среды через предпринимательские проекты. Доходность от таких инвестиций сопоставима с доходностью традиционных инвестиционных инструментов. В долгосрочной перспективе такой подход значительно снижает риски для бизнеса. Трансформация экономики при этом неизбежна. Российские предприниматели и инвесторы, с учетом новых глобальных вызовов, будут больше ориентироваться на прогрессирующие ключевые показатели социальной и экологической эффективности. Также можно определить, что решение ключевых социальных проблем является одним из основных факторов успешного развития России.