В настоящее время сложная эпидемиологическая ситуация в мире, связанная с пандемией COVID-19 2020 г., отрицательно повлияла на развитие практически всех сфер экономики. Введение жестких ограничительных мер привело к снижению ВВП, уровня производства, сокращению спроса, вызвало структурные сдвиги в потребительском поведении граждан. Наиболее остро данная проблема сказалась в сфере малого и среднего бизнеса. Серьезное сокращение выручки произошло более чем у 80 % предпринимателей данного сектора. Более 5 % организаций объявили о банкротстве [1].
Однако этот сложный экономический период вызвал бурное развитие информационно-коммуникационных технологий, в том числе в сфере торговли. Развитие электронной коммерции стало принимать не только стратегический характер, а явилось способом выживания бизнеса в кризисных условиях. В связи с этим представляет неоспоримый интерес исследование вопросов влияния пандемии COVID-19 на развитие электронной коммерции. Целью научной статьи является выявление основных тенденций развития электронной коммерции в условиях пандемии.
Материалы и методы исследования
Глобальная сеть Интернет, предоставляющая большие возможности работы с информацией в электронной среде, способствует возникновению инновационных технологий, на основании которых появляются новые отношения между участниками бизнеса. Широкое внедрение информационных технологий в маркетинг, менеджмент, финансы стали источником появления современных подходов в организации бизнеса, в частности электронного бизнеса. Он предлагает новые возможности в реализации бизнес-процессов предприятия, поддержании его конкурентоспособности, становится источником инновационных преобразований предприятия и существенных стратегических преимуществ.
На данный момент отсутствует общепринятая интерпретация термина «электронная коммерция». Зачастую данное понятие объединяют с понятием «электронный бизнес». Это обусловлено тем, что на ранних этапах развития концепции электронного бизнеса (начало 1980 г.) данные понятия отождествлялись и сводились к продажам посредством компьютерных сетей. Так, А.И. Пушкарь, Е.Н. Грабовский дают следующее определение: электронный бизнес – это «коммерческая деятельность, которая реализуется с помощью внедрения информационных технологий с целью создания интегрированной цепочки добавленной стоимости» [2].
Однако со стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий и активным использованием интернет-технологий в предпринимательстве различных направлений появилось разграничение электронного бизнеса и электронной коммерции. Компания IBM трактует электронный бизнес как «преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий» [3]. Ряд авторов сходятся во мнении, что понятие «электронная коммерция» (e-commerce), прежде всего, сочетает в себе использование интернет-технологий в продаже товаров, услуг. Так, О.А. Кобелев характеризует электронную коммерцию как «предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными» [4]. И. Голдовский под электронной коммерцией понимает «продажу товаров, при которой как минимум организация спроса на товары осуществляется через Интернет» [5].
Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики понятия «электронная коммерция»:
- понятие «электронная коммерция» не является тождественным понятию «электронный бизнес». Электронный бизнес является более широким в понимании и включает в себя электронную коммерцию как одну из форм;
- в общем понимании электронная коммерция представляет собой сферу экономики, включающую торговые и финансовые транзакции, реализуемые с использованием интернет-технологий и автоматизированных информационных систем.
В экономической литературе выделяют следующие виды организационных моделей электронной коммерции:
- модель B2B (Business-to-Business, «Бизнес – Бизнес»). К данному виду модели относится сектор, охватывающий взаимодействие организаций с использованием компьютерных сетей, информационно-коммуникационных технологий (при формировании заказов, оплаты счетов-фактур и др.);
- модель B2C (Business-to-Consumer, «Бизнес – Потребитель»). В области данной модели находится работа организаций с индивидуальными потребителями услуг, товаров;
- модель В2А (Business-to-Administration, «Бизнес – Администрация»). Включает экономические отношения между государством и частными организациями;
- модель С2А (Consumer-to-Administration, «Потребитель – Администрация»). К данному виду модели относятся разного рода сделки, отношения между государством и физическими лицами. В настоящее время модель C2A находится на стадии активного развития, что обусловлено принятием государственной стратегии по информатизации общества [6]. Сегодня население имеет возможность взаимодействия с использованием электронных средств связи в таких сферах, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др.
- модель С2С (Consumer-to-Consumer, «Потребитель – Потребитель»). К данной модели относится сектор, охватывающий взаимодействие между физическими лицами посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Развитие модели C2C непосредственно связано с развитием электронной коммерции. Появление интернет-площадок открыло возможность гражданам создавать масштабные сообщества по различным интересам. Примером успешной реализации электронной коммерции модели С2С является веб-сайт eBay.com, предоставляющий услуги в областях интернет-аукционов и интернет-магазинов [7].
Развитие электронной коммерции расширяет возможности не только в традиционных бизнес-моделях, к которым относятся B2B, B2C, B2A, но и способствует активному становлению новых форм экономических взаимоотношений – модели С2А, С2С.
Результаты исследования и их обсуждение
Электронная коммерция в России в предыдущие годы характеризуется плавным ростом из года в год. Как показывает рис. 1, 64 и 83 человека из 100 пользовались сетью Интернет в 2013 г. и 2019 г. соответственно.
Рис. 1. Динамика числа пользователей сети Интернет на 100 человек населения в РФ
Рис. 2. Динамика доли населения, использующего сеть Интернет для заказа товаров и услуг (в общей численности населения)
На рис. 2 показан рост доли населения, делающего покупки через Интернет. Как видно, в последние годы доля таких пользователей увеличивалась быстрыми темпами, однако все еще достаточно мала по сравнению с аналогичными показателями таких стран, как Китай, США, Великобритания и др.
По данным компании Shopify, гигантом на рынке электронной коммерции в 2019 г. является Китай с 40 % (740 млрд. долл.) мирового дохода, получаемого с онлайн-торговли. На втором месте – США с 561 млрд долл. и на третьем месте – Соединенное Королевство с 93 млрд долл. Также крупнейшими участниками рынка интернет-продаж являются Япония (87 млрд долл.), Германия (77 млрд долл.), Южная Корея (69 млрд долл.), Франция (55 млрд долл.). В России доходы по электронной коммерции в этом же году оцениваются в 19 млрд. долл. (рис. 3) [8].
Рис. 3. Доходы электронной коммерции в разных странах мира в 2019 г.
Стремительное развитие электронной коммерции в 2020 г. в первую очередь обусловлено карантином и режимом ограничительных мер по всему миру, связанными с пандемией коронавирусной инфекции. Потребители были вынуждены чаще совершать интернет-покупки, проводить время в социальных сетях, активно применять мессенджеры, интернет-телефонию, теле-, видеоконференции и т.д. Все это способствовало многократному росту продаж в сети Интернет как между продавцами и потребителями (B2C), так и между предпринимателями (B2B).
В России с 30 марта были объявлены нерабочие дни в целях сокращения распространения вируса. Практически шесть недель многие граждане были вынуждены оставаться дома и соблюдать режим самоизоляции.
Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, проведенного весной 2020 г., во время самоизоляции по всей стране отмечались изменения потребительского поведения в сторону использования интернет-ресурсов для онлайн-покупок и заказа доставки продуктов питания на дом. По итогам анализа были получены следующие результаты: 67 % опрошенных совершали покупки через Интернет во время локдауна и примерно четверть респондентов заказывали доставку продуктов питания. При этом 13 % из них начали пользоваться такими услугами в связи с пандемией COVID-19 и продолжают по сей день [9].
Исследования Аналитического центра НАФИ показывают, что больше половины опрошенных граждан научились применять новые цифровые сервисы и технологии для дистанционной работы, заказа продуктов, получения государственных услуг, услуг развлекательного характера и онлайн-обучения [10].
В связи с необходимыми мерами по предотвращению распространения инфекции COVID-19 все школы и вузы были закрыты и переведены на дистанционный формат. Наиболее популярными платформами для онлайн-обучения в России стали Skype, Zoom, Microsoft Teams. Статистические данные наглядно демонстрируют резкий скачок в использовании цифровых сервисов для групповой коммуникации. Так, количество пользователей Zoom в день составило 300 млн чел. в апреле 2020 г. В то время как в декабре 2019 г. данный показатель соответствовал 10 млн чел. в день [11]. За пять месяцев с начала пандемии число пользователей Zoom выросло в 30 раз.
Коммуникация перешла в цифровое пространство не только в сфере образования, но и в сфере предпринимательства. Многие бизнес-партнеры также перешли в формат видеоконференций вместо личных встреч, также в онлайн-формате проводились совещания сотрудников. Следует отметить, что после снятия ограничительных мер по предотвращению распространения инфекции многие предприниматели продолжают организовывать онлайн-встречи, так как, во-первых, есть возможность обеспечить сохранность информации, во-вторых, занимает меньше времени.
Большинство предпринимателей столкнулись с множеством проблем во время ограничительных мер. Прежде всего, это снижение выручки от продаж (76 % опрошенных предпринимателей), сокращение спроса на товары и услуги (66 %), перевод сотрудников на дистанционный режим работы (46 % опрошенных предпринимателей, из них 26 % работали частично дистанционно с посещением офиса при необходимости, а 20 % – полностью удаленно). При этом некоторые предприниматели признались, что у них появились новые бизнес-идеи в условиях пандемии [12].
Для сохранения бизнеса многие компании стали использовать инструменты электронной коммерции, в частности стали создавать собственные сайты, открывать интернет-магазины и доставку товаров на дом. Также отмечается значительный рост продаж через социальные сети Инстаграм, Вконтакте. Об этом свидетельствуют исследования команды CMS AdvantShop, по данным которых в апреле 2020 г. онлайн-магазинов открылось больше в 1,5 раза, чем в апреле предыдущего года.
Крупнейшие ритейлеры российской интернет-торговли Wildberries и Ozon также отмечают стремительное развитие рынка электронной коммерции. За 11 месяцев 2020 г. аудитория Wildberries выросла в 2,5 раза до 38,5 млн чел. Оборот за 9 месяцев 2020 г. вырос на 104 %, до 285,6 млрд руб. [13].
В апреле этого года оборот Ozon вырос почти на 200 % до 45,8 млрд руб. В разгар пандемии количество новых клиентов, сделавших покупки на сайте впервые, почти удвоилось по сравнению с тем же периодом в 2019 г., и большинство этих клиентов не только совершают повторные покупки, но и покупают подписку на премиум-сервис [14].
Переход к электронным продажам был вызван необходимостью. Новые условия потребовали от предпринимателей оперативного реагирования, сменились ориентиры: организация взаимодействия с покупателем путем самообслуживания, скорость реагирования на новые цифровые каналы коммуникации, обеспечение присутствия и ведения контента организации в цифровом пространстве.
McKinsey&Company провел опрос с целью выявления приоритетов покупателей в выборе организации в электронной коммерции. Согласно данному опросу покупатели выделили три наиболее важных аспекта: скорость, опыт и прозрачность. Данные аспекты присущи всем каналам бизнеса. Так, 33 % опрошенных отметили, что одним из основных требований для выбора поставщика является скорость ответа на сообщения.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволили выделить следующие тенденции развития электронной коммерции в условиях пандемии COVID-19:
- анализ динамики развития электронной коммерции в России и по миру показал активный рост доли населения, делающего покупки через интернет. Тем не менее данный показатель по России остается достаточно малым по сравнению с такими странами, как Китай, США, Великобритания и др.;
- в результате пандемии электронная коммерция получила положительное развитие в организационных моделях B2B и B2C;
- принятые карантинные меры стимулировали население к осваиванию новых цифровых сервисов и технологий для дистанционной работы, заказа продуктов, получения государственных услуг, услуг развлекательного характера и онлайн-обучения;
- предприниматели стали использовать инструменты электронной коммерции, в частности стали создавать собственные сайты, открывать интернет-магазины и доставку товаров на дом.
Таким образом, несмотря на принятие жестких ограничительных мер в результате пандемии COVID-19, повлекших за собой снижение показателей во всех сферах экономики, можно выделить положительное влияние на развитие электронной коммерции, стимулирование процесса цифровизации экономики и общества.