Основными звеньями национальной системы, позволяющей осуществить реализацию стратегии научно-технологического развития России, интеграционными усилиями которых осуществляется трансформация интеллектуального продукта, являющегося результатом научно-исследовательских разработок, в промышленные образцы, являются как минимум три инструмента: наука (в том числе образование), бизнес-сообщества (предпринимательский сектор) и государство [1].
Одной из отличительных особенностей современной науки как главного источника инноваций является ее открытость и тесная интеграция с ключевыми звеньями сегментов экономики, социальной сферы и управления, начиная от крупных государственных научно-исследовательских центров и крупных корпораций до малого наукоемкого бизнеса [2].
Исследованию проблем оценки эффективности развития инновационных проектов в контексте государственного стимулирования и развития инноваций коллектив авторов посвятил ряд научных публикаций [3–5].
Целью исследования является изучение и актуализация концептуальных подходов к оценке тенденций и эффективности инновационного взаимодействия бизнес-сообществ, науки и государства.
Материалы и методы исследования
В качестве материалов исследования использовались статистические данные о затратах на финансирование научных исследований и инновационных разработок, показатели величины валового внутреннего продукта и темпов его прироста, число используемых в различных сферах инновационных разработок и передовых технологий. В исследовании использовались официальные статистические данные по обозначенным показателям за 2010–2017 гг. При проведении исследований использовались научные методы системного многоаспектного анализа, методы синтеза и логики, методы количественного и качественного анализа, выборочный метод, метод вероятностно-статистического моделирования, метод трендового анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Основные направления развития науки, технологий и инноваций обозначены в Стратегии развития Российской Федерации до 2030 г. [1, 6]. В части инновационного развития России внешними вызовами являются такие факторы, как рост угроз национальной безопасности вследствие развязывания мировыми странами локальных военных действий в ряде зарубежных стран; «новые промышленные революции» в ряде мировых стран; появление новых геополитических и геоэкономических лидеров; ужесточение глобальной конкуренции за рынки сбыта товаров и услуг; изменение ситуации в социальной сфере, изменения в составе населения стран, глобальное «старение» населения; ужесточение мировой конкуренции за высококвалифицированную рабочую силу; угрозы распространения в мире эпидемий и пандемий, вызванных как новыми вирусами, так и «старыми», устойчивыми к существующим медикаментозным препаратам и технологиям; экономические и социальных риски, обусловленные совокупностью политических, культурно-этнических и социально-экономических факторов; риск угроз устойчивости экологических систем и изменения природного климата; угрозы обеспечения продовольственной безопасности, связанные с нестабильностью мировой политической и экономической обстановки; мировые вызовы в области инновационных технологий; увеличение объемов инвестиций, направляемых на развитие инновационных проектов, новых технологий и научных направлений; формирование мировой системы новых компетенций, соответствующих реализации инновационных проектов во всех сферах жизнедеятельности человека; стремительное развитие робототехники и искусственного интеллекта и создание на их основе высокотехнологичных прорывных технологий.
Ключевыми звеньями достижения стратегических ориентиров развития современной России в области инновационных научных исследований являются:
1) «повышение эффективности государственного участия в развитии науки и технологий, прежде всего необходимых для обеспечения национальной обороны, государственной и общественной безопасности, для систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства» [6, с. 120];
2) увеличение доли негосударственного финансирования сегмента инновационных исследований за счет повышения инновационной привлекательности новых разработок и технологий;
3) дальнейшее развитие в сфере инновационных разработок механизмов государственно-частного партнерства;
4) последовательная и рациональная интеграция отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в соответствии с национальными интересами Российской Федерации.
Для решения проблем и вызовов реализации Стратегии долгосрочного развития российской экономики необходимо увеличение государственного финансирования на проведение НИОКР по программам исследований и разработок, реализующих приоритетные направления научно-технологического развития России.
В своих взаимоотношениях наука, бизнес и государство должны находиться в тесной интеграции совместных ориентиров и направлений научных разработок с целью максимального достижения уровня удовлетворения потребностей общества по важнейшим секторам деятельности и жизнеобеспечения. При этом доля участия бизнеса и государства в финансировании научно-технологических разработок и исследований разнится в зависимости от стадии научных разработок и приоритетов заинтересованных сторон. На первоначальной стадии НИОКР в большинстве случаев больший вес имеет финансирование государства, особенно если это касается национальных интересов государства.
Для преодоления противоречий в интересах и объемах финансирования научных разработок целесообразно использование следующих принципов.
Первый принцип. Концентрация финансовых ресурсов федерального бюджета на ключевых приоритетных направлениях развития, отвечающих национальным интересам государства и общества [1, 6].
Второй принцип. Привлечение к научным разработкам финансовых ресурсов частного бизнеса в форме создания государственно-частного партнерства. Данные разработки охватывают следующие сферы: технологическая модернизация существующих инструментов и техники; прикладные разработки, представляющие интерес с точки зрения реализации инновационных товаров и услуг потребительского рынка; создание инновационной инфраструктуры различных сфер жизнедеятельности общества.
Доля участия частного (предпринимательского) бизнеса в финансировании научных разработок по различным странам мира представлена на рис. 1.
Рис. 1. Доля частного бизнеса в финансировании НИОКР, %. Источник: [7]
Рис. 2. Динамика внутренних затрат на исследования по источникам финансирования. Источник: получено авторами по [7]
Динамика внутренних затрат на исследования по источникам финансирования в России представлена на рис. 2. В среднем доля государственного финансирования отечественных научных разработок и исследований составляет примерно 66,2 % от общего объема финансирования, частного бизнеса (предпринимательского сектора) – 30,2 %, иностранные инвестиции – 2,6 %, прочие источники – около 1 %. Можно отметить, что финансирование из бюджета государства имеет значительный вес в общем объеме финансирования затрат на инновационные разработки и технологии.
С целью исследования тенденции финансирования научных отечественных инновационных разработок был осуществлен анализ показателя «внутренние затраты на научные исследования и разработки» в динамике за 2010–2017 гг. (рис. 3). Линейный тренд, построенный для данного показателя, показал устойчивую положительную тенденцию в динамике внутренних затрат на НИОКР:
y = 69,923 t + 474,08. (1)
Рис. 3. Динамика внутренних затрат на исследования и разработки, 2010–2017 гг. Источник: получено авторами
Рис. 4. Динамика зависимости отношения величины внутренних затрат на научные исследования и разработки к величине ВВП, 2010–2017 гг., %. Источник: получено авторами
Однако данный показатель не в полной мере оценивает эффективность участия государства в финансировании инновационных разработок и технологий. Поэтому было осуществлено исследование показателя, характеризующего отношение затрат на НИОКР к величине валового внутреннего продукта (рис. 4).
Для показателя отношения величины внутренних затрат на научные исследования и разработки к величине ВВП получен полиномиальный тренд:
y = – 0,0031x3 + 0,0474x2 – 0,2028x + 1,279. (2)
Очевидно, что в анализируемом интервале отношение внутренних затрат на осуществление научных исследований и разработок к величине валового внутреннего продукта колеблется в пределах 1,01–1,12 %, что свидетельствует об отставании России по данному показателю от других стран мира.
В ходе исследования был осуществлен анализ соотношения темпов прироста внутренних затрат на исследования и разработки и темпов прироста валового внутреннего продукта, который позволяет сделать следующие выводы: ежегодные темпы прироста внутренних затрат на исследования и разработки варьируют в интервале от 16 % (2000 г.) до -4,1 % (2004 г.), 12,9 % (2007 г.), -5,7 % (2010 г.), 5,1 % (2014 г.), -0,2 % (2016 г.). Ежегодный темп прироста ВВП варьирует в следующих пределах: 10 % (2000 г.), 7,2 % (2004 г.), -0,3 % (2016 г.), 1,5 % (2017 г.). Анализируя представленные данные, можно отметить, что наряду с положительной динамикой соответствия между темпами прироста ВВП и внутренними расходами на научные исследования и разработки, которые наблюдаются выборочно в 2000, 2006, 2007, 2014, 2017 гг., в определенные годы (2004, 2009, 2010 гг.) при положительной динамике темпов прироста валового внутреннего продукта наблюдается отрицательная динамика темпов прироста внутренних затрат на научные исследования и разработки [7, 8].
Для оценки эффективности финансирования инновационных разработок также может быть использован показатель, характеризующий отношение числа используемых в различных сферах бизнеса передовых технологий и разработок к величине внутренних затрат на их осуществление (рис. 5). При достаточно устойчивой в целом положительной тенденции величины внутренних затрат на научные исследования и разработки отмечается отрицательная тенденция показателя, характеризующего отношение этих двух величин. Это объясняется тем, что число используемых в бизнесе передовых разработок и технологий в 2011–2013 гг. имело отрицательную тенденцию по отношению к 2010 г. [9, 10].
Рис. 5. Динамика отношения числа используемых передовых технологий и разработок к величине внутренних затрат на их осуществление. Источник: получено авторами
Для данного относительного показателя получена модель линейного тренда:
y = -18,858x + 360,65. (3)
Анализируя полученные данные, можно отметить отрицательную тенденцию, присущую показателю, характеризующему отношение числа используемых передовых технологий и разработок к величине внутренних затрат на их осуществление, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании государственного финансирования на разработку и внедрение инновационных технологий в практическую деятельность компаний.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования предложенного концептуального подхода для мониторинга оценки эффективности инновационного взаимодействия бизнес-сообществ, науки и государства.
Выводы
По результатам исследования необходимо отметить целесообразность увеличения государственного финансирования направлений научных исследований, имеющих значение как национальной безопасности, так и социально-ориентированного характера, повышающего уровень и качество жизни населения. В части источников финансирования научных инновационных исследований целесообразно активнее привлекать к софинансированию инновационных разработок частный бизнес, иностранные инвестиции, некоммерческие партнерства и другие источники финансирования.
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету по теме «Разработка механизмов развития инновационного взаимодействия и форм обмена нематериальными активами как факторы экономического роста в условиях трансформации экономики».