Продолжающийся экономический и финансовый кризис в России приводит к снижению уровня реальных доходов населения и, как следствие, к значительному падению качества его жизни. Повышающийся уровень бедности населения это не только социальная проблема, так как обнищание населения способствует дегуманизации человеческих отношений, но и проблемы демографии, занятости населения, безработицы. Низкий уровень жизни оказывает прямое воздействие на здоровье населения, уровень образования и культуры граждан, их воспитание, социализацию и нравственность, приводит к росту преступности и терроризма. Низкий уровень качества жизни населения – это одно из главных препятствий перехода к устойчивому развитию экономики страны [2].
Согласно официальным статистическим данным в 2013 году число бедных в России равнялось 15,5 млн человек, в 2014 г. – 16,1 млн человек, в 2015 году количество бедных составило уже 19,2 млн человек, то есть выросло за год на 3,1 млн человек. И это несмотря на то, что в четвертом квартале 2015 года был сокращен прожиточный минимум населения.
В Кемеровской области за этот же период удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума увеличился на 1 % (с 9,7 до 10,7 %). Свои расходы жители региона сократили на четверть при падении доходов на 4 % [3]. Кризисная ситуация продолжает усугублять положение.
По данным Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области индекс инфляции в январе – мае 2015 г. составил 18,5 % (в соответствующем периоде предыдущего года – 11,4 %). Продукты питания и безалкогольные напитки подорожали на 12,3 %. Больше всего (на 56,1 и 41,6 %) выросли цены на фрукты и овощи. На 13,1–18,5 % подорожали сахар, рис, продукты переработки зерновых, рыба и продукты из рыбы; на 7,6–3,4 % – макаронные изделия, безалкогольные напитки, хлеб, мясо и мясопродукты, масло, кисломолочная продукция, сыры, маргарин, сметана, подсолнечное масло.
Рост цен в сфере здравоохранения на 12,8 % в основном обусловлен подорожанием фармацевтической продукции на 20,8 %. Кроме того, на 6,2 % стали дороже амбулаторные услуги. Повышение цен на транспорт в целом на 23,5 % связано с подорожанием топлива и масел на 43,6 %, автомобилей на 33,7 % и транспортных услуг на 7,7 %. В сфере отдыха и культуры цены выросли на 7,7 %, что в первую очередь произошло из-за подорожания туристических услуг на 43,2 %.
Существенно выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Цены (тарифы) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива в январе – мае текущего года выросли на 13,8 %, что произошло главным образом за счет повышения цен на природный газ на 62,8 %.
Падение экономики сопровождается безудержным ростом цен на продукты питания, услуги и товары народного потребления. Самое серьезное падение уровня жизни произойдет в группе населения со средним доходом 20 тысяч рублей на одного члена семьи в месяц, а таких насчитывается примерно 40 %.
Именно в этой группе массово брали кредиты – и потребительские, и ипотечные, и на покупку автомобиля. Начали заботиться о своем здоровье, страховать его, пользоваться услугами платной медицины. При этом основная масса сокращений идет вне государственного сектора, где как раз и работают среднеобеспеченные люди. В частном секторе есть практика снижения заработных плат за счет снижения бонусов, надбавок и прочего. Для этих людей экономия выйдет на первое место. И это отразится на их поведении в сфере потребления, особенно в отраслях, связанных с производством продуктов питания, товаров длительного пользования, предоставлением медицинских, туристических и образовательных услуг.
Оплата труда является источником средств к существованию абсолютного большинства взрослого населения страны – 65 млн человек, занятых в экономике. С одной стороны, отмечается квазизанятость (сокращение отработанного времени, вынужденные административные отпуска) в официальной экономике, с другой – рост производства и, соответственно, занятости в альтернативной экономике, особенно в теневом ее секторе.
В этих условиях должна быть специальная политика со стороны государства, которая бы смягчала социальные последствия предстоящей реструктуризации экономики. Необходимо купировать безработицу и мотивировать работодателей не увольнять людей. Высвобождения работников при сокращении производства не происходит, а падение потребительского спроса в силу снижения уровня оплаты труда, в свою очередь, препятствует развитию нормальных товарных рынков, замыкая порочный круг «экономики бедности».
Для минимизации негативного влияния и кризисных проявлений в области принят ряд мер, направленных на поддержку реального сектора экономики. Для поддержки предприятий реального сектора экономики Кемеровской области введены дополнительные налоговые льготы, в частности снижена региональная ставка налога на прибыль до 13,5 % для предприятий в сфере обрабатывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Кроме того, предприятия, которые вкладывают инвестиции в новые конкурентоспособные технологии, полностью освобождены от налога на имущество. На областном уровне для малых предприятий, работающих в сфере обрабатывающей промышленности, по упрощенной системе налогообложения в 3 раза уменьшена ставка налога.
Для поддержки крупных предприятий реального сектора экономики на региональном уровне сформирован перечень из 125 системообразующих предприятий, которым оказываются помощь и содействие в привлечении кредитных ресурсов, оформлении и получении налоговых отсрочек, субсидировании процентной ставки по кредитам, государственные гарантии, государственный заказ и т.д.
Важнейшим направлением становится развитие малого бизнеса, потому что, с одной стороны, необходимо создавать дополнительные рабочие места, а с другой – производить дешевые услуги и товары.
Традиционно развитие малого предпринимательства считается одним из эффективных инструментов решения проблемы бедности населения. Большое число малых предприятий гарантирует высокую конкурентоспособность, а разнообразие видов экономической деятельности так велико, что современной экономике необходимо огромное количество предприятий. Главная проблема в этом случае – убедить предпринимателей, чтобы они создавали новые рабочие места и желательно чтобы платили при этом налоги [1].
К сожалению, в сегодняшней ситуации подавляющая доля предприятий малого бизнеса представлена индивидуальными предпринимателями или самозанятым населением, работающими в одиночку или малыми группами, в основном в сфере торговли. Такой малый бизнес не предоставляет рабочие места и искусственно занижает реальную налогооблагаемую базу.
В Кемеровской области на 1.01.2016 года зарегистрировано и действует 85480 субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей. Из них к сфере производства относится 9,6 %, к сфере оптовой и розничной торговли 36,1 %. Среди индивидуальных предпринимателей производством занимаются 6,4 %, в сфере торговли занято 51 % [4]. Такой малый бизнес не продуктивен, и в условиях продолжающегося сокращения доходов население сокращает потребление и пытается создать резервы на черный день, что приводит к падению объемов розничной торговли. Индивидуальные предприниматели и малые предприятия, занятые в этой сфере, разоряются, увеличивая тем самым количество безработных и бедных в регионе.
8,8 % от общего числа малых предприятий занимаются операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением сопутствующих услуг. Такая деятельность с учетом возрастающей экономической и финансовой нестабильности населения также становится убыточной и влечет разорение небольших компаний, так как кризис охватывает все направления работы с недвижимостью – строительство, складскую недвижимость, торговые и офисные помещения, жилые помещения.
Согласно данным УФНС по Кемеровской области количество зарегистрированных ИП сократилось за 2014 год на 14,5 процентов, а среднесписочная численность работников малых и средних предприятий – на 2,7 % [4].
Развитию малого предпринимательства в Кемеровской области, кроме нарастающего финансового и экономического кризиса препятствует также тот факт, что в структуре экономики региона преобладают отрасли топливно-энергетического комплекса, в которых малый бизнес вообще не имеет существенных перспектив развития. Это связано с очень высокой капиталоемкостью рабочих мест, в десятки раз превосходящей среднюю по промышленности, длительностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия.
Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на развитие нетрадиционных отраслей малого предпринимательства. В настоящее время в Кемеровской области более 90 % прибыли в народном хозяйстве создается за счет природно-ресурсных отраслей, что в свое время открыло возможности для развития экологического предпринимательства, которое заняло свою нишу в региональном бизнесе [3].
Интересным и перспективным направлением можно считать социальное предпринимательство. Данная ниша в российском бизнесе остается практически не занятой, буквально два-три года назад о социальном предпринимательстве в России заговорили как о реальном виде бизнеса, с помощью которого можно не только получать прибыль, но и решать социальные проблемы.
В целом, по данным Агентства стратегических инициатив, в 2015 году в России социальным предпринимательством в том или ином виде занималось только около 1 % компаний. Этого, конечно, недостаточно. Для улучшения ситуации необходимо увеличить долю предприятий, занимающихся тем или иным видом социального бизнеса, хотя бы до 10 %.
Социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность за счет использования ресурсов, которые ранее в предпринимательской деятельности не использовались. Это относится как к человеческим ресурсам (в предпринимательскую деятельность вовлекаются такие группы населения, как инвалиды, многодетные матери, выпускники детских домов, бывшие заключенные), так и к материальным (например, отходы производства). Развитие социального бизнеса приводит к созданию дополнительных рабочих мест, что немаловажно в сегодняшних условиях растущей безработицы и способствует решению социальных проблем среди населения, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию.
Социальное предпринимательство может затрагивать любые сферы, что является значимым плюсом, заниматься этим видом бизнеса можно в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, социальной сфере, например в области социальной адаптации и реабилитации, в некоторых сферах производства, например выпуск медицинской техники. В данном рыночном сегменте практически отсутствует конкуренция, поскольку этот вид бизнеса только начинает развиваться.
Для развития социального предпринимательства необходима поддержка власти. Именно государство и муниципальные образования, отражая стратегические интересы развития общества, должны выступать основными заказчиками деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся бизнесом в социальной сфере. Эффективная рыночная экономика в этой области требует создания эффективной рыночной инфраструктуры, рыночных институтов, а главное, законодательных норм – рамок и условий для социального предпринимательства. Поэтому, прежде всего, целесообразно разработать единую региональную программу поддержки социального бизнеса в целом, которая бы учитывала все аспекты этой многосторонней, социально значимой деятельности.
В поддержку развития социального предпринимательства в Кемеровской области был запущен проект муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства (МНФПМП) г. Кемерово – Центра социального предпринимательства (ЦСП) «Шаг вперед».
ЦСП «Шаг вперед» начал свою деятельность 3 октября 2014 года с целью формирования благоприятной среды для развития инициатив в сфере социального предпринимательства. Также осенью 2015 года на базе Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства создан Центр инноваций социальной сферы. К основным направлениям работы Центра можно отнести: популяризацию социального предпринимательства, особенно среди молодых бизнесменов; продвижение, поддержку и сопровождение социальных предпринимателей; обмен опытом по поддержке социальных инициатив.
В 2014–2015 гг., по данным Департамента предпринимательства Кемеровской области, в регионе было создано 80 предприятий социальной направленности, на которых организовано более 100 новых рабочих мест [4].
С учетом вышеизложенного представляется целесообразным определить следующую стратегическую программу совершенствования поддержки социального предпринимательства региона:
1. Региональные программы поддержки малого предпринимательства должны включать в себя раздел финансирования социально-ориентированных некоммерческих организаций. На сегодняшний день финансирование развития именно этого направления в бюджет таких программ не заложено.
2. Необходимо вводить массовые программы обучения и повышения квалификации для специалистов социально направленного бизнеса. В рамках таких программ может проводиться обучение бухгалтерскому учету, правовому обеспечению деятельности, маркетингу в области социального бизнеса и т.д. Кроме того, социальный предприниматель является субъектом малого бизнеса, и, если в регионе реализуются какие-либо образовательные программы для предпринимателей, он вправе участвовать.
3. Кроме обучающих программ для начинающих предпринимателей, необходимо создавать и внедрять профессиональные образовательные программы, направленные на развитие компетенций уже действующих, опытных предпринимателей. В частности, вступление в действие ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» предполагает изменение некоторых параметров социальной деятельности, вводит реестр поставщиков социальных услуг, в который необходимо попасть, соответственно, возникают вопросы, которые нуждаются в специальном разьяснении.
4. Дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктурной поддержки. Создание Центра инноваций в социальной сфере в г. Кемерово – это только первый шаг в этом направлении. Необходимо создание подобных центров, оказывающих весь спектр финансовых, консультационных, обучающих и других услуг, и в других крупных городах области, для того чтобы обеспечить поддержку представителей социально-ориентированного бизнеса на местах.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать следующие выводы.
Текущий экономический кризис приводит к осложнению ситуации на региональных рынках труда, снижению покупательной способности населения, общему падению уровня жизни.
Как одно из возможных направлений стабилизации негативных тенденций рассматривается развитие малого предпринимательства, в том числе социального.
Региональные власти предпринимают целенаправленные усилия для поддержки и развития социального предпринимательства в регионе, привлекают молодых предпринимателей, оказывают финансовую поддержку.
Этого недостаточно сегодня для решения экономических и социальных проблем региона в полной мере, но есть положительные результаты, и дальнейшая работа по развитию социального предпринимательства может смягчить негативные последствия кризисной ситуации.