Крионикой называется сохранение всего тела или мозга человека после его смерти в состоянии глубокого охлаждения с целью его оживления и излечения (в том числе и от последствий старения) в будущем, когда достижения медицины это позволят.
Как правило, такое сохранение осуществляется при температуре жидкого азота (–196 °С) в специальных ёмкостях – сосудах Дьюара. Перед охлаждением в кровеносную систему вводится раствор, защищающий клетки организма от повреждений, вызываемых охлаждением до сверхнизких температур.
Первый пациент Джеймс Бедфорд был заморожен в США в 1967 году и хранится сегодня в криохранилище компании Alcor. Всего в хранилищах двух крупнейших компаний – Alcor и Института Крионики находится 140 криопациентов. Договор о будущем криосохранении заключили свыше 1300 человек.
Глубокое охлаждение позволяет полностью остановить процессы разложения на неопределённо долгий срок. С помощью создаваемых сегодня биомедицинских технологий, таких как нанотехнология, клеточные технологии, инженерия органов и тканей, генная инженерия и др., можно будет устранить повреждения от заморозки и саму причину смерти, омолодить и оживить пациента.
Специалисты с мировым именем в области нанотехнологий, такие как Эрик Дрекслер («отец нанотехнологий», автор монографии «Наносистемы») и Ральф Меркль (ведущий специалист Zyvex, первой нанотехнологической компании в США), Роберт Фрейтас (автор фундаментального труда «Наномедицина»), выступают в защиту крионики и сами заключили контракты на заморозку.
По прогнозам экспертов, оживление криопациентов может стать возможным уже в середине XXI века.
Крионические компании основной своей целью ставят развитие технологического характера, при этом все внутреннее устройство должна занимать функциональная зона, обеспечивающая два фактора развития компании:
– технологическую надежность для сохранения криопациентов;
– возможность создания среды для формирования комплексного функционирования персонала.
Тенденции к унификации и глобализации в современной архитектуре обусловили формирование качественно нового типа здания, который отличается многофункциональностью, универсальностью и трансформационностью [6, p. 182]. Динамичность и осложнения процессов сказывается на функционально-планировочном и объемно-пространственном решении здания, непосредственно влияет на структуру коммуникационных связей. В заведениях крионических фирм коммуникации играют чрезвычайно важную роль, ведь помимо основных своих функций (сообщения, накопления, информирование) они выполняют ряд сопутствующих (экспозиционная, рекреационная). А при проектировании крупных комплексов именно коммуникации становятся функционально-планировочной основой структурной организации данных формирований.
К тому же правильное функциональное зонирование, а следовательно, и коммуникационная структура могут не только улучшить эксплуатационные свойства, но и предоставить определенную эстетическую выразительность и неповторимость. Для крионических фирм это важно как фактор привлечения дополнительных инвестиций [3, с. 4270]. Обогащение коммуникаций дополнительными функциями, а то и интеграция ее в определенные функциональные зоны, не только уменьшит транзит, но и увеличит полезную площадь здания при тех же объемах. Подобное решение для архитектуры индустриального типа применено в компании Alcor (рис. 1) [1, с. 161].
Рис. 1. Стилевое оформление компании Alcor
В данной работе рассматривается не конкретно определенная типологическая или функциональная единица, а скорее, взаимодействие и влияние, которые функциональные зоны здания оказывают друг на друга, а также на структуру здания в целом, находясь в едином объеме центра. Важным отличием таких многофункциональных зданий от заведений с определенной функцией является гибкая планировочная структура. Она позволяет без особых усилий вносить изменения в объемно-пространственное решение здания и подстраиваться к тем или других целей.
Формирование архитектурной среды во многом зависит от характера процессов, которые в нем происходят, и связанных с ними особенностей восприятия [5, с. 275]. Архитектурное пространство, организуемое для сравнительно простой работы, должно быть ориентировано на более высокий уровень эмоциональной нагрузки, содержать больше визуальных раздражителей, чем та среда, в которой протекает сложная деятельность. Данное решение предусмотрено для офисных зданий и административных корпусов компаний. Подобное решение реализовано в компании Cryonics Institute (рис. 2) [2, с. 297].
Рис. 2. Административный корпус Cryonics Institute Facility and Headquarters
Рис. 3. Офисное здание компании Transtime
Достаточно точно указано в работе «Архитектура и эмоциональный мир человека»: «архитектура – это пространство деятельности, и оно должна стимулировать ее, а не отвлекать». Поэтому административные помещения не должны быть перенасыщены деталями, цветом и другими композиционными элементами. Архитектурное пространство в данном случае выступает «фоном». Однако при длительном пребывании в данной среде однообразие вызывает физическую и психологическую усталость, притупляет чувство и снижает сосредоточенность [6, с. 172]. Поэтому весьма важно, чтобы во время процесса посещения учреждения происходила смена окружающей среды – это способствует усвоению информации, улучшает психологическое и эмоциональное состояние человека, повышает внимание, побуждает к умственной активности. Свидетельство обратного – помещение, которое не придерживается данных принципов – компания TrnsTime (рис. 3).
Неоднократно в работах ученых коммуникационно-рекреационное пространство рассматривается как неформальное поле для развития и общения, как место эмоциональной разгрузки с элементами воспитательного воздействия. Поэтому при его проектировании можно и даже нужно использовать весь спектр композиционных средств и приемов для создания интересного, захватывающего «мира». Ведь именно любознательность выступает сильной положительной эмоцией, мотивирует познания, творческую деятельность, развитие навыков и умений [7, с. 12]. Таким образом, коммуникационно-рекреационное пространство выступает главным элементом для экспериментов и поисков нового выражения, а также формирование единого перетекающего пространства.
С 2005 года в России действует компания «КриоРус», оказывающая услуги по криосохранению. Крионика в России легальна, поскольку человек имеет право определять условия своего сохранения после смерти. Законы разрешают сохранение тела в России или отправку в американские криофирмы.
Компания КриоРус предлагает варианты криосохранения, доступные для клиентов с разным уровнем доходов. В России осуществляется подготовка тела пациента и охлаждение до температуры сухого льда. Затем тело отправляется в Институт Крионики в США на бессрочное хранение. Институт Крионики осуществляет сохранение тела целиком, поэтому общая стоимость услуги относительно высока – $49000. Осуществляется защита мозга (перфузия криопротектором) и его охлаждение.
Контейнер с мозгом помещается на бессрочное хранение в компании КриоРус. Стоимость услуги – $9000.
Результатом исследования является предложение развития стиля хай-тек. Однако, значительное воздействие на исследуемые образы и стили фирм крионической направленности получили также и урбанистические формы архитектурных решений. Развитием в данной области может быть возвращение к кубизму и применение эргономичных экологических материалов в постройке новых зданий.