Семейная экономика является специфической областью изучения и исследований, так как в ней экономические отношения тесно связаны с социально-психологическими отношениями. Субъектом семейной экономики выступает семья в виде социальной общности, формируемая узами родства, супружества, родительства, различных формальных и неформальных норм. Для семейной экономике характерно отсутствие или ограниченное использование наемного труда, взаимная и долговременная поддержка, общесемейное потребление, денежное и неденежное оценивание действий, любовные отношения и отношения ответственности перед детьми и родителями, отношения наследования [1].
До сих пор семейная экономика не рассматривалась в качестве альтернативного ресурса развития предпринимательства в России. Переход к рыночным отношениям привел к росту уровня безработицы, и поэтому семейное (индивидуальное) предпринимательство стало важнейшей экономической функцией семьи, приносящей доход. Уход в семейную предпринимательскую деятельность бывших работников предприятий создает дефицит рабочей силы и специалистов на производстве, что ухудшает развитие промышленности в стране. Но при этом низкая заработная плата и неудовлетворительные условия труда провоцируют создание и развитие семейного (индивидуального) предпринимательства. В большинстве случаев семейная предпринимательская деятельность строится на торговле, как следствие, большинство субъектов оказываются оторванными от отечественного производства, что в современной экономической ситуации недопустимо. Поэтому при открытии общесемейного дела необходимо понимать, что существуют как достоинства, так и недостатки организации бизнеса и есть ли у него перспективы в национальной экономике.
Семейное (индивидуальное) предпринимательство (СИП) принято считать наиболее распространенным видом бизнеса, преобладающим в количественном отношении в странах с развитой рыночной экономикой [2]. Семейные фирмы представляют собой самую старую и распространенную форму организации бизнеса в мире [4].
Во многих странах семейные фирмы составляют более 70 % от всех компаний, действующих на рынке, и играют ключевую роль в экономическом росте страны и увеличении рабочих мест. В Испании, например, приблизительно 75 % фирм являются семейными, их вклад в валовой национальный продукт в среднем составляет 65 %. Аналогичная ситуация в странах Латинской Америки, где вклад семейных фирм в ВНП составляет около 60 %.
Семейные фирмы могут быть малыми и средними предприятиями, равно как и крупными концернами, действующими в большинстве секторов экономики. Примерами известных семейных фирм являются: Salvatore Ferragamo, Benetton и Fiat Group (Италия); L’Oreal, Carrefour Group, LVMH и Michelin (Франция); Samsung, Hyundai Motor и LG Group (Южная Корея); BMW и Siemens в Германии; Kikkoman и Ito-Yokado (Япония); и, наконец, Ford Motors Co и Wal-Mart Stores в США, где количество СИП возросло до 20 млн.
CИП – бизнес одного человека или частная собственность семьи. У владельца есть материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимые для производственной деятельности, а также владелец лично контролирует деятельность предприятия.
Выделим основные преимущества СИП, используемые семьей в зарубежной экономической практике, которые могут успешно практиковаться в России:
1) быстрое открытие предприятия (юридическая процедура оформления простая и регистрация не требует больших финансовых и материальных затрат);
2) свобода и самостоятельность при принятии решении;
3) высокая адаптация на рынке, особенно на стадии конечного продукта (например, владелец может предоставлять клиенту персональные услуги, в то время как продукция крупного предприятия всегда стандартизирована, а конечный продукт, нужный потребителю, индивидуален);
4) высокая мотивация к эффективной работе (владелец либо получает все в случае успеха, либо рискует потерять все в случае неудачи);
5) высокая сплоченность коллектива (сотрудники организации, как правило, связаны между собой семейными узами);
6) возможность экономии на накладных расходах и стоимости рабочего места;
7) возможность получения содействия от государства, так как государство заинтересовано в развитии такого бизнеса как сферы самозанятости.
Притом что существуют определенные плюсы СИП, обозначим несколько ограничений:
1) финансовых ресурсов единоличного предпринимателя, как правило, недостаточно для роста в крупное предприятие, и семейный бизнес часто испытывает недостаток средств;
2) владелец должен быть универсальным работником (выполнять все основные решения: покупка, продажа, привлечение и содержание персонала), обращать внимание на технические аспекты, возникающие на производстве, в рекламе и распределении продукции);
3) единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности (самостоятельные предприниматели рискуют активами как фирмы, так и своими личными).
В действительности приблизительно от одной трети до трех четвертей семейных фирм в мире или становятся банкротами или продаются своими основателями в течение периода владения ими фирмой. Лишь 5–15 % семейных фирм переходят в руки потомков основателей в третьем поколении.
Семейное (индивидуальное) предпринимательство – формат, который обычно находится на грани самозанятости и микробизнеса или малого бизнеса. В этой связи поддержка семейного бизнеса – прямой путь к одновременной поддержке и людей, которые не могут найти приложение своего труда в рамках трудовых правоотношений, и малых форм бизнеса, составляющих доминирующую по количеству предпринимателей часть сферы малого и среднего предпринимательства [3].
Главной проблемой текущего развития семейного (индивидуального) предпринимательства в России является отсутствие нормативно-правового регулирования этой формы бизнеса как фактически существующего явления, что создает целый ряд сложностей. Семейное предприятие нельзя зарегистрировать в качестве такового, поэтому приходится использовать иные организационно-правовые конструкции и применять к такому бизнесу общие положения, которые нередко идут вразрез с сущностью семейных взаимоотношений в сфере предпринимательства. Таким образом, члены семьи вынуждены либо по отдельности регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и вести бизнес в качестве партнеров, либо использовать конструкцию «работодатель – работник», либо выстраивать отношения в рамках совместного предприятия одной из организационно-правовых форм, предусмотренных для юридических лиц, на правах долевого участия в бизнесе.
Поскольку нет правовой базы для открытия и существования семейного бизнеса, нет и официальной статистики такого вида предпринимательства, поэтому невозможно привести точные цифры количества предпринимателей, строящих свой бизнес на приложении труда, профессиональных навыков, творческих способностей членов семьи. Вместе с тем невозможно и отрицать тот факт, что в России много юридических лиц, которые с полным правом можно отнести к семейному предпринимательству.
Высокая неопределенность и нестабильность экономической среды, бюрократия и коррупция на всех уровнях управления, высокие риски, недоступность источников кредитования, отсутствие государственной поддержки семейного бизнеса. Все эти факторы не только препятствуют успешному развитию бизнеса, но и вызывают у преемников российских предпринимателей нежелание продолжать дело родителей, а у родителей – отсутствие стремления перекладывать это тяжелое «бремя» на детей [1].
Отсутствие правовой основы порождает и проблему поддержки СИП. С одной стороны, к нему, конечно же, можно применить механизмы поддержки сферы предпринимательства. С другой стороны, эти меры никак не ориентированы на развитие именно семейного бизнеса и не учитывают его особенности. Решение вопроса нормативно-правового регулирования позволило бы четко определить концепцию развития семейного бизнеса в России, а те меры поддержки и стимулирования, которые могли бы быть разработаны с учетом правовых основ и особенностей семейного (индивидуального) предпринимательства, стали бы конкретными механизмами развития этой формы предпринимательской активности в России.
В российской экономической практике отсутствует категория «семейный бизнес» и закрепленная законодательно организационно-правовая форма, хотя, по мнению специалистов, более 45 % малого и среднего предпринимательства действует в формате семейного дела.
По результатам независимого исследования, в 2014 г. темпы роста частных и семейных компаний в России соответствовали общемировым, однако российские компании настроены на более активный рост в будущем. 72 % российских семейных компаний продемонстрировали рост за последние 12 месяцев, 23 % российских семейных компаний нацелены на интенсивный и динамичный рост в течение ближайших пяти лет. Основными препятствиями на пути к росту являются государственная политика и регулирование, общая экономическая ситуация, а также трудности в привлечении и удержании ведущих специалистов. За 2012–2014 гг. в России участие семьи в бизнесе стало более существенным. Так, например, почти в два раза увеличился процент компаний, в которых члены семьи собственника владеют акциями или являются сотрудниками на неруководящих должностях [5].
Анализ существующей практики ведения семейного бизнеса в национальной экономике показывает: передача бизнеса по наследству реализуется через политику преемственности, на основе перехода бизнеса от одного поколения к другому в рамках одной семьи (рода). Если семейный бизнес представлять как ценность и грамотно выстроенную систему взаимоотношений в семейной экономике, приносящую прибыль, а не просто как совокупность имущества, имеющего определенную стоимость, то возникает необходимость сохранения этой ценности в рамках семьи. Без активной государственной политики в данном направлении СИП останется лишь в формате самозанятости и не будет способно выполнять более значимые социально-экономические роли в национальной экономике.
Рецензенты:
Ткаченко И.Н., д.э.н., профессор, зав. кафедрой корпоративной экономики и управления бизнесом, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург;
Михайлюк О.Н., д.э.н., профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»; зав. кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.