Согласно всем словарям и учебникам по психолингвистике, речевая деятельность представляет собой процесс, который идет в двух направлениях [4]. Первое направление реализуется в речевой коммуникации или речевом общении, объем которого составляет примерно две трети всей речевой деятельности; второе представляет собой индивидуальную речемыслительную деятельность, реализуемую посредством внутренней речи [7].
Однако в последнее время о внутренней речи стали меньше говорить, учитывать ее роль и практическое значение, что, как отмечено в некоторых учебниках [3, 4], а также по нашему мнению, является нерациональным использованием языковых и мыслительных ресурсов человека.
Внутренняя речь (далее ВР) или говорение «про себя, для себя» является безмолвным процессом мышления, который знаком каждому человеку и используется им в своей речевой практике осознанно или неосознанно [2].
Тем не менее ВР не используется в коммуникативной деятельности, например в диалоге, потому что является недоступной для окружающих, скрытой от собеседника. Ее расценивают как вербальное проявление мыслей и идей человека, его планов и размышлений [6].
О внутренней речи писали Б.Г. Ананьев (1946 г.), Л.С. Выготский (1956 г.), П.Я. Гальперин (1961 г.), А.А. Леонтьев (1967 г.) и др. Их исследования позволили идентифицировать данный феномен, а также определить природу и происхождение, цели и атрибуты, назначение и особенности внутреннего изложения для человеческой деятельности, связанный с производством речи, в том числе на иностранном языке [5].
С точки зрения речевой практики, главной целью внутренней речи является приготовление к внешней речи, а ее основной задачей – формирование речи на основе мышления [1].
Более того, внутренняя речь имеет ряд самостоятельных свойств и функций: во-первых, она дает возможность говорящему или пишущему человеку продумывать речь, не раз возвращаться к написанному или сказанному. Во-вторых, на уровне ВР мы перестраиваем высказывание или текст, имеем возможность вдумываться в него, при необходимости заменять слова на соответствующие для более понятного выражения мысли, что удается сделать только во внутреннем повествовании. В-третьих, ВР дает нам возможность осмысления, понимания и усвоения знаний в любой области, что является ее несомненным преимуществом и достоинством [3].
Следует сказать, что характеристики внутренней речи или скрытого проговаривания значительно отличаются от референций внешней акустической речи («речи для других»). ВР проявляется частями, отрывками, а значит, является более краткой и лаконичной.
С другой стороны, она может быть развернутой, например при размышлении над какой-то проблемой или планировании чего-либо, решении логической или ситуативной задачи. Кроме того, внутренняя речь имеет детализированный характер при внимательном критическом слушании, которое предполагает резюмирование, систематизацию, анализ и оценку услышанной информации. Особенно ценным аспектом ВР является возможность использовать ее ресурсы при заучивании и запоминании ранее неизвестного сложного материала, например иноязычного текста, когда необходимым является расстановка логического ударения или пауз.
Речь всегда имеет цель, она целенаправленна. При помощи ВР мы выбираем стратегию речи для дальнейшей речевой практики, поэтому другой характеристикой ВР является ее стратегическая целенаправленность. Затем ВР подается голосом и становится доступной другим людям с помощью звуков, переходит во внешнюю речь.
Если говорить об использовании данного феномена, то внутреннее проговаривание находит применение в различных сферах, таких как управление, образование, юриспруденция, искусство, в средствах массовой информации при передаче информации и выражении собственных мыслей, эмоций и ощущений.
ВР позволяет объединить, с одной стороны, информацию, которая носит практический, материальный характер, с другой стороны и внутренний мир человека с его духовной составляющей. Следовательно, можно сделать вывод о том, что внутренняя речь имеет практический, материальный и духовно-информационный, а также практически-духовный характер.
Далее исследования и их результаты свидетельствуют о связи внутренней речи с мышлением. О роли мыслительного процесса как звена в речеобразовании писали Н.И. Жинкин (1964 г.), Т.Н. Ушакова (1979, 1985, 1995 гг.) и др. А.Н. Соколов (1960 г., 1968 г.) исследовал внутреннюю речь в процессе изучения иностранных языков. Следовательно, в иноязычной речевой практике ВР занимает важное и примерно одинаковое место по своей значимости с внешней устной и письменной речью, так как в условиях речевой коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Так, благодаря внутренней речи внешняя устная или письменная речь может быть подготовлена, спланирована, будет отличаться взвешенностью и обоснованностью, более четкой структурной организацией.
Таким образом, ВР интерпретируется как необходимый атрибут человеческой жизни, имеет свои характеристики и особенности, является не материальной формой внешней речи, но имеет материальное значение для речевой практики.
Внутренняя речь позволяет человеку рефлексировать, осмысливать свои собственные действия, а также преодолевать трудности и регулировать поведение, например при продуцировании публичной речи на иностранном языке. Соответственно, с ее помощью происходит практическое духовное развитие каждой личности, что является самым главным результатом и достижением в речевой практике.
Для эксперимента, который длился в течение двух учебных лет (2013–2014 уч. г., 2014–2015 уч. г.), мы выбрали несколько групп бакалавров 2–3 курсов направления «Сервис». В учебном плане данного направления есть дисциплина «Речевая коммуникация», где в 5 семестре студенты изучают темы, связанные со всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и слушание. Согласно учебно-методическому комплексу, рабочей программе студенты должны иметь следующие «входные» знания и компетенции по дисциплине «Речевая коммуникация»:
● знать все виды речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание);
● различать диалогическую и монологическую речь;
● иметь общие сведения о понятиях «язык», «речь», «коммуникация», «невербальная коммуникация» и др.;
● иметь представление о публичной речи.
Для проведения практических семинарских занятий и лекций по образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» используются интерактивные формы и эффективные приемы, например «Продвинутая лекция», где предметная область лекций не ограничена, задания и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности могут варьироваться.
Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Традиционная форма лекции видоизменяется, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению. В алгоритме действий возможны варианты.
Так, первый этап «Вызов» подразумевает подготовительную деятельность, а именно представление темы, проблемного вопроса по содержанию лекции. Далее следует работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей.
Следующий этап «Анонс содержания первой части лекции» включает задание для обучаемых: по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «–» услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом.
На третьем этапе «Осмысление» преподаватель зачитывает первую часть лекции, на четвертом – «Рефлексия» – следует предварительное подведение итогов после выполнения индивидуального задания (выделение главного в виде письменного ответа) и работы в парах (обсуждение прогноза с услышанным материалом, формулировка общего ответа, выступления от пар).
Далее «Повторный вызов» предполагает анонс содержания второй части лекции с проблемным вопросом и работу, аналогичную второму этапу. Затем повторное «Осмысление» и повторная «Рефлексия» заканчиваются подведением итогов, «Итоговой рефлексией», которая включает задание для аудитории – индивидуальная самостоятельная работа (письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции в виде 10-минутного эссе. Работы сдаются преподавателю, используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, так и материал для подготовки последующего семинарского занятия.
Предварительно студентам были заданы вопросы о значении речи, о роли внутренней речи и ее значении в формировании внешней речи. Данная группа продемонстрировала уровень «входных» знаний по дисциплине ниже среднего.
После проведения ряда мероприятий, а именно расширенной лекции на тему «Совершенствование навыков говорения», семинарского занятия с итоговым тестированием, где обучаемые отрабатывали приемы, придумывали собственные способы, улучшающие речь, и делились опытом работы над внутренней речью друг с другом и примерами подготовленной речи на иностранном (английском) языке, студентам удалось усвоить основное назначение внутреннего говорения для иноязычной речевой практики на достаточно хорошем уровне. Студенты изъявили желание продолжить речевую практику для улучшения речевого общения на профессиональные темы, что свидетельствует о положительной динамике в ходе учебного процесса.
На наш взгляд, необходимо в процессе обучения заранее предопределить ключевые модули языковой практики на основе внутренней речи, которые бы могли служить опорой для овладения родным и иностранным языками для каждого обучающегося.
Рецензенты:
Хвесько Т.В., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень;
Гильфанова Ф.Х., д.фил.н., профессор кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, Институт государства и права, Тюменский государственный университет, г. Тюмень.