В связи со значительной дифференциацией показателей социально-экономического развития российских регионов, усилившейся в ходе финансово-экономического кризиса 2008 г., проблема создания эффективной системы управления приобрела в последнее время еще большую актуальность.
Глубокая дифференциация макроэкономических параметров регионов современной России стала одной из основных характеристик ее экономики, что неизбежно приводит к росту числа проблемных территорий. Задача снижения уровня негативных последствий отставания в социально-экономическом развитии обуславливает необходимость совершенствования региональной политики государства [1].
Одна из целей региональной политики – стимулирование экономических реформ в регионах, сокращение экономических и социально неэффективных дотаций различным отраслям экономики. Сокращение федеральных субвенций – стимул для регионов снижать уровень субсидирования отраслей. Стимулирование региональных властей снижать уровень ее дотационности может осуществляться федеральным правительством через механизм межбюджетных трансфертов [3].
Важнейшая составная часть системы регионального самоуправления – региональная социально-экономическая политика. Ее можно определить как взаимосогласованную совокупность социальных, экономических, экологических установок (ориентиров), а также способов их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется региональным сообществом и региональными органами власти. А главная и конечная цель региональной социально-экономической политики – улучшение качества жизни населения, образующего региональное сообщество, и увеличение его вклада в развитие всего общества [6].
На основе графического моделирования определим социально-экономический статус каждой группы регионов (депрессивные – А, дотационные – Б, самодостаточные – В и регионы-доноры – Г) (рисунок).
Депрессивные регионы находятся в полной и прямой зависимости от поступлений средств из федерального бюджета (в виде трансферов, субвенций, дотаций). На рисунке положение депрессивных регионов позиционировано в виде «цилиндра» – А, устремленного по оси координат к федеральному бюджету. Для депрессивных регионов характерны минимальное использование внутренних ресурсов региона, низкий уровень жизни населения, неэффективная экономика, они не заинтересованы в четком разделении полномочий между центральной и местной властями (таковых примерно 17 % от общего числа субъектов федерации).
Группа дотационных регионов (квадрат Б): позиционирование несколько ниже по вертикальной оси координат (их около 44 %). Их позиция несколько лучше по сравнению с депрессивными, они не только ждут поступлений из федерального центра, но и пытаются использовать свой экономический потенциал.
Положение самодостаточных регионов (прямоугольник В): отличаются устойчивым средним достатком. На осях координат они позиционируются равноудаленными от центра. Таковых приблизительно 30 %. Самодостаточные регионы имеют устойчивую экономику, средний уровень жизни, среднюю бюджетную обеспеченность.
Группировка регионов РФ по характеру распределительных отношений
Группа регионов-доноров характеризуется высокой бюджетной самообеспеченностью и низкой долей поступлений из федерального бюджета, они позиционируются большей частью на нижней вертикали координат в форме прямоугольника Г.
В результате визуально-графического анализа мы пришли к выводу, что чем богаче регион, тем больше он выплачивает налогов в центр, тем меньше в этот регион поступает трансфертов и тем больше он получает полномочий распоряжаться внутренними ресурсами территории. И наоборот: чем беднее регион, тем меньше у него налогов и сборов, тем больше трансфертов и других субсидий из центра и тем меньше у него полномочий по управлению внутренними ресурсами региона, соответственно меньше самостоятельности.
Государственное регулирование распределительного процесса в условиях реформирования экономической системы предполагает реформирование как отношений собственности, так и самой системы управления экономикой в целом [9].
Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экологических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов. Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны [7]. Социальная политика государства – это комплекс организационных, экономических и др. мероприятий по улучшению материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам.
Социальную политику расчленяют на следующие части:
1. Политика доходов населения.
2. Социальная защита граждан.
3. Развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания.
4. Молодежная политика.
Особенно важное место в социальной политике занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. [4]
Основой социально-экономического развития регионов является вовлечение в процесс воспроизводства всех видов ресурсов региона – от трудовых, финансовых и природных до интеллектуальных и духовно-культурных. Но для того, чтобы воспроизводственный процесс осуществлялся полноценно, важно своевременно решать возникающие в регионах проблемы, а это требует обоснованного распределения полномочий между федеральным центром и регионами [9].
Основная цель поддержки регионов страны – ускорение структурной перестройки экономики России, смягчение ее неблагоприятных последствий для населения регионов и содействие им в структурных преобразованиях. Она может быть реализована в статусе федеральной или совместной федерально-региональной программы. Второй вариант программы является новой формой сотрудничества федеральных и региональных властей при проведении структурно-инвестиционной политики. При ее разработке необходимо будет провести полную инвентаризацию такого рода механизмов, оценить эффективность их действия и определить возможности их применения в регионах.
Таким образом, главной целью экономической политики российских регионов является восстановление и преумножение своего экономического потенциала. Приоритетные направления социальной политики – обеспечение занятости экономически активного населения, поддержка работающего человека, защита его законных интересов, адресная поддержка малоимущих слоев населения, государственная поддержка здравоохранения, образования и культуры [3].
В условиях экономического кризиса определить регионы, которые нуждаются в целевой государственной поддержке, очень сложно. Для этого органами власти как на федеральном уровне, так и на региональном необходима максимально достоверная информация о социально-экономической ситуации в регионах. Западные специалисты по статистике считают, что в директивной плановой экономике более достоверны микроэкономические и макроэкономические показатели, а в рыночной – наоборот.
Однако российский опыт свидетельствует, что в период реформ как макро-, так и микроэкономические показатели официальной статистики не полностью отражают реальную ситуацию. Количественные оценки социально-экономического состояния региона оказываются недостаточными, ибо искаженная информация о потенциале территорий, объемах производства в денежном выражении, реальной налоговой базе, расходах предприятий, уровне жизни населения и т.п. не позволяет принимать адекватные решения. Для объективного и полноценного анализа требуются качественные, экспертные, логически осмысленные оценки [5].
Стабильное территориальное неравенство в такой богатой и огромной стране, как Россия, не может быть оправдано временными трудностями, инвестиционными ограничениями, упущенными когда-то и кем-то возможностями, ссылками на объективные и субъективные факторы. Такое положение предопределяет трудности в процессе реализации долгосрочных национальных стратегических задач в условиях усложняющихся интеграционных процессов глобального характера. С учетом этого обстоятельства можно утверждать, что научные исследования актуальных вопросов развития регионов, разработка прогнозных ориентиров в долгосрочном периоде могут быть более плодотворными и результативными только с позиции ослабления сложившейся территориальной асимметричности и укрепления экономической базы территорий [2].
Для преодоления имеющейся большой амплитуды колебаний в уровнях социально-экономического развития регионов необходимо создание взаимосвязанной совокупности механизмов, которые необходимо разрабатывать в целях эффективного воздействия федеральных, региональных и муниципальных органов на процесс производства, распределения и использования продукции и ресурсов в регионе. Только при правильном государственном регулировании процессы регионального развития активизируются, приобретут положительные тенденции и в итоге повысится самостоятельность регионов и возможность их самоуправляемости.
Перспективными направлениями совершенствования системы регулирования регионального развития могут стать формирование и отработка практики предоставления системных трансфертов регионам, отстающим в социально-экономическом развитии, формирование специальных инструментов регулирования регионального развития. Усиления органов исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях управления целесообразно концентрировать на увеличении децентрализованных ресурсов финансирования развития территорий. Процесс формирования децентрализованных источников реализации перспективных направлений развития регионов повышает эффективность регионального развития сразу в нескольких направлениях: во-первых, создается среда для формирования системы инвестиционных проектов, способных вывести регион из состояния депрессивности; во-вторых, формируются условия эффективного освоения значительных федеральных инвестиционных вливаний, создается кадровый резерв за счет реализации глобальных проектов, расширяется проектная основа стратегического развития путем увеличения числа разработанных и прошедших экспертизу проектов технического перевооружения предприятий и структурной перестройки хозяйства региона, а также накапливаются финансовые ресурсы для модернизации банковской системы региона в целях увеличения доли долгосрочных кредитов и включения региональных банков в систему реализации крупных инвестиционных проектов, способных вывести производительные силы региона на качественно новый уровень развития [1].
Рецензенты:
Тоторкулов Ш.М., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск;
Топсахалова Ф.М.-Г., д.э.н., профессор, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, г. Черкесск.