Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

FOLK SONGS AESTHETICS AS MEANS OF EDUCATION AND A HEALTHY LIFESTYLE

Malikov R.S. 1 Galiev R.R. 1 Sharafetdinova E.R. 2
1 Kazan (Volga region) Federal University
2 Music school № 23
Pedagogy as a means of training and education contains a hitherto undiscovered possibilities of spiritual and physical satisfaction of man. Among the abundance of educational trends, it is rich such as musical and aesthetic education and the inculcation of a healthy lifestyle. In this paper, these two areas of education we disclose on a material Tatar folk pedagogy, namely, being based on the folk songs. Tatar folk songs, on the one hand, are themselves a source of aesthetic pleasure, the other – their content is full of pictures of aesthetic education. They also contain a wealth of material for the education of a healthy lifestyle that is necessary to vaccinate children from an early age. In folk songs stand out lullabies that were also analyzed in this paper.
pedagogy
folk pedagogy
ethnopedagogy
education
aesthetic education
healthy lifestyle
1. Detskaya literatura. M.: Prosveshchenie, 1985. 399 р.
2. Detskiy folklor. Kazan’: Tatar. kn. izd-vo, 1984. 486 р.
3. Malikov R.Sh., Gazizova F.S. Pedagogika detstva v tatarskikh narodnykh traditsiyakh // V mire nauchnykh otkrytiy. Gumanitarno-obshchestvennye nauki. Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2013. no. 9 (45). рр. 276–287.
4. Malikov R.Sh., Gazizova F.S. Pedagogika detstva v tatarskoy etnopedagogike (na materiale narodnykh skazok) // V mire nauchnykh otkrytiy (Sotsial’no-gumanitarnye nauki). Krasnoyarsk: Nauchno-innovatsionnyy tsentr, 2014. no. 1.2 (49). рр. 861–874.
5. Malikov R.Sh., Gazizova F.S., Malikov T.R. Pedagogicheskaya tsennost’ kolybel’nykh pesen i poteshek kak sredstv vospitaniya v pedagogike detstva (na materiale tatarskoy etnopedagogiki) // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. Maykop: MGTU, 2013. yp. no. 4. рр. 86–91.
6. Mel’nikov M.N. Russkiy detskiy fol’klor. M.: Prosveshchenie, 1987. 240 р.
7. Sukhomlinskiy V. A. O vospitanii, Izd. 2-e. M.: Politizldat, 1975. 272 р.
8. Tatarskie poslovitsy. M.: Khud. lit, 1971. 21 р.
9. Tatarskoe narodnoe tvorchestvo: obryadovye i igrovye pesni. Kazan’: Tat. kn. izd-vo, 1980. 500 р.

Родоначальником татарской литературы является устное народное творчество. Сказки «Белый волк», «Падчерица», «Алып батыр», «Камыр батыр», «Зухра» и др. передавались от поколения к поколению. В сказках, пословицах и поговорках, мэзэках и загадках содержатся первичные понятия о любви к родной земле, труду, уважение к старшим и окружающим, живой и неживой природе, ненависть к врагу, эстетика прекрасного. Из потребностей воспитания детей появились на свет колыбельные песни, прибаутки, скороговорки, песенно-танцевальные подвижные игры и т.д.

Сказки, загадки, пословицы и поговорки, потешки и др. произведения устного народного творчества заложили основу татарской детской литературы – первоначально письменной. Со временем они прочно вошли в круг детского чтения.

Фольклор оказал благотворное влияние на творчество лучших татарских писателей дореволюционного периода и продолжает его оказывать на современную литературу для детей.

Особенностями детской психологии определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретают содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей.

По мнению многих исследователей, к детскому фольклору, наряду с произведениями, бытующими в детской среде, следует отнести и заимствованные из фольклора взрослых. Все заимствованное, приспосабливаясь к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики. «…При видимом отличии детского фольклора от фольклора взрослых между ними нет четкой границы, и многие произведения в одинаковой степени могут быть отнесены и к тому, и к другому» [6, c. 4].

Как отмечал Г.С. Виноградов, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» [2, с. 11]. Поэтому многие фольклористы и педагоги связывают фольклор с народной педагогикой. По определению Наки Исанбета, детский фольклор – это широко распространенное в детской среде традиционное устное творчество, игровые музыкальные песни, танцы, а также произведения устного народного творчества, сочиненные взрослыми [8, с. 430].

Термин «детский фольклор» вошел в научный оборот в 20-е гг. ХХ в. Например, Габдулла Тукай и Галимджан Ибрагимов в своих произведениях вместо этого термина использовали выражение «народная литература». Произведения, относящиеся к детскому фольклору, впервые упоминаются в древних рукописных памятниках.

В частности, первые сведения о колыбельных песнях, детских играх дает Махмут Кашгарский в своей знаменитой рукописи «Диване лугат-ут-тюрк».

Как одно из средств воспитания, татарский детский фольклор упоминается с середины XIX в. С целью обновления учебно-воспитательной работы составляются новые учебные программы и учебники. В свои книги по чтению М. Иванов, С. Кукляшев, К. Насыри, Т. Яхин, Х. Фаезханов включали много сказок и загадок, полюбившихся детям и взрослым [8, с. 430].

Лучшие обработки и пересказы произведений фольклора отличаются педагогической направленностью.

Народная песня является частью духовной культуры человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песней матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, учении, труде, сфере свободного общения, в горе и в радости, будни и праздники. Песня продолжает оставаться главным богатством, сохраненным народом по сей день. Песня является одним из основных традиционных жанров национального музыкального фольклора, представляющим собой глубокий и правдивый музыкальный образ народа, его характера, психологии и мировоззрения. Народная песня как неисчерпаемый источник народной мудрости является бесценным средством этнопедагогики. Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботное веселие молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта, особенности национальной эстетики, психологии и нравственности.

Практически все жанры татарского детского фольклора содержат большой воспитательный потенциал. Содержание песен тесно связано с такими нравственными категориями, как любовь и уважение к близким, матери, любовь к родной земле, к родному очагу, познание красоты и т.д. В исследовании татарских народных сказок, было отмечено, что «в волшебной сказке «Тан-батыр» главный герой также несколько раз встречается с предательством своих двух братьев. В первый раз братья его оставляют на дне колодца, в другой раз калечат, отрубив ему ноги. Тем не менее сильный физически и морально, благодаря своей находчивости, силе воли, целеустремленности и мудрости, он выпутывается из разных сложных ситуаций. С одной стороны, его подвиг является примером для читателя, с другой – учит строить правильные взаимоотношения между братьями и сестрами, о чем должны помнить и родители.

Мораль сказки состоит в том, чтобы сестры и братья были толерантны друг к другу, желали добра, жили в добрососедстве. В противном случае неизбежна и гибель близкого человека. Читатель должен знать, что в трудных ситуациях человек может надеяться лишь на себя, для чего у него должно быть воспитано очень много положительных качеств» [4].

Ознакомление человека с народными песнями начинается еще с колыбели. Как отметили исследователи, «ценность младенчества татарский народ отразил в том, что в колыбельных песнях с любовью описывается место сна, т.е. колыбель (бишек), куда укладывали спать ребенка. Говорится, что края колыбели обшиты шелком; о пружине, на чем весит колыбель, также с любовью говорится, что она гибкая, чтобы убаюкать ребенка» [5]. Ими выделено, что в колыбельных песнях отражается описание процесса ухаживания за ребенком; надежда, возлагаемая на ребенка в будущем; отношение к самому новорожденному; методы воспитания татарским народом самых юных своих граждан; результаты и признаки учености в пожеланиях; предпочтение ребенку самой настоящей свадьбы; пожелания во взрослой жизни достойной пары; патриотическое воспитание; воздействие сил природы на скорейшего взросления ребенка; что это самый счастливый и беззаботный период жизни человека; тяжелой жизни воспитателя ребенка – женщин; тяжелая участь сирот, доставшаяся на их долю и т.д. [3].

Эстетическое воспитание детей у татарского народа начинается с самого рождения ребенка, о чем свидетельствует наличие в музыкальном фольклоре множества колыбельных песен. Содержание колыбельных песен раскрывает семейные традиции татарского народа, например, убаюкивая ребенка, родители или бабушка с дедушкой отмечают, что у ребенка имеются близкие родственники:

«Чтобы убаюкивать,

Есть у него колыбель розовая.

Чтобы заснуть на ручках,

Есть у него своя бабушка».

В другом четверостишии упоминается, что у ребенка имеется мать, готовая за него идти на все:

«Розовая колыбель у него,

Голубая колыбель у него,

Чтобы любить сердечно,

Есть родная мать у него».

Эти четверостишия в то же время являются доказательством наличия у татар древних семейных традиций любить ребенка, иметь полную семью и воспитать в ребенке любовь к родителям, родному очагу и т.д.

Родители желали, чтобы ребенок жил в достатке. У татар имеется традиция обмазать рот новорожденного маслом и медом, что символизирует желание родителей богатства и достатка своему ребенку. Такой обычай выполняется и при встрече молодоженов в доме жениха. Молодые на пороге наступают на подушки, а родители жениха дают им испробовать из одной ложки масло, а из другой – мед, чтобы жизнь проходила в достатке. Об этом поется и в колыбельных песнях:

«Баю-баюшки-баю,

Колыбель из деревца,

Подаст масло бабушка,

Подаст меда дедушка».

Другая песня символизирует, что народные традиции сохраняются и передаются из поколений в поколения, и со временем традиции бабушек дедушек продолжат сыновья:

«Баю-бай, лапочка,

В колыбели белочка,

Отец придет – мед подаст,

Мать придет – масло подаст,

Насытишься маслом –

Перестанешь плакать».

Выполняя важную функцию привития чувства ритма и музыкально-эстетического воспитания, а также успокаивая ребенка, колыбельные песни татарского народа несут глубокий смысл желания богатства и достатка ребенку.

Такое разнообразие содержания колыбельных песен в связи с рождением ребенка и его воспитанием связано с тем, что «самыми значимыми семейными событиями у татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка… Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов, имеющих как чисто ритуальное, так и практическое значение» [3].

Великие татарские просветители Ш. Марджани и К. Насыри особо подчеркивали воспитательное значение колыбельных песен. Действительно, несмотря на простоту и незамысловатость содержания, каждое произведение такого рода содержит в себе воспитательный элемент, например, наряду с другими направлениями воспитания, элемент эстетического воспитания и воспитания здорового образа жизни.

Музыка и песня украшают жизнь человека, облагораживают отношения людей друг с другом. В песнях отражаются вековые ожидания и сокровенные мечты народа. В музыке издавна народ видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека. Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Народная песенная культура играла важнейшую роль в эмоционально-эстетическом и духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

Народные музыкальные традиции – это «культурная память» народа, беспредметная, но живущая, пока жив человек, тем более что одним из главных признаков бытования народной музыки является устная форма. В них присутствует ярко выраженное этническое ядро. Народная музыка до сегодняшнего дня хранит в себе традиции, идущие от мировоззрения, национального характера.

Песни своей деревни, своих родителей – это верное средство познания жизни: они отражают жизнь во всех ее проявлениях, но одновременно воздействуют на жизнь, изменяя ее, – это одна из главных черт народного искусства вообще, идея преображения мира. Эта функция музыки, понимаемая еще с древнейших времен, ее воспитательное значение и брались за основу в народной системе музыкального воспитания.

Каждая народная песня несет в себе воспитательную силу. Так, в процессе формирования ЗОЖ бесценны народные песни «Холодный ручей», в которой восхваляется родник, «Пусть будет красивой», в которых говорится о пожеланиях красивой жизни. Например, в песне «Холодный ручей» поется:

«Под очень высокой горою

Журчит вода – очень холодна.

Под горою вода холодна

Все течет – журчит и журчит.

Планируй воссоединиться –

Жизнь проходит – скоротечна».

Как заметно из слов песен, жизнь человека сравнивается с быстротечной холодной водой ручья. Она постоянно напоминает путнику о необходимости скорейшего воссоединения с любимой, а затем и женитьбы, чтобы жизнь была полноценной и не проходила впустую. Как показывает статистика, люди, проживающие в семье, живут намного дольше, чем одинокие.

В песне «Пусть будет красивой» возносится красивая жизнь:

«И ты спой, джигит смелый,

И ты спой, девушка-красавица!

Пусть будет красивой вечно,

Пусть будет жизнь красивой!»

Как видим из слов песни, народ поет славу красивой жизни, а красота жизни определяется песней. Всем известно, песня поется лишь тогда, когда вокруг везде гармония, мир, целостность, счастье и т.д. Нездоровому человеку не до песен, он не поет.

Татарский просветитель К. Насыри народные песни считал самим совершенством и восхищался ими. Того, кто не восхищался народной песней, он считал больным. Про таких народ говорит, что у такого человека «сердце обросло мхом». Среди четырех необходимых для существования человека вещей – питания, одежды, интимной жизни – К. Насыри назвал и народную песню, другими словами духовную пищу.

Таким образом, песни – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к здоровому образу жизни, труду, красивым поступкам, нравственности и т.п.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. В.А. Сухомлинский говорил: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» [7, с. 171].

Частушки по-татарски «такмак», можно назвать импровизированной поэмой, выражающей иносказательным языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа. В них встречаются и образы, напоминающие мифы и легенды, волшебные сказки, также в частушках широко используются иносказания, загадки, считалки, красивые и образные обороты и выражения, диалоги и т.п. Кроме того, татарские народные частушки можно использовать и как средство формирования ЗОЖ. К частушкам, которые побуждают к двигательной активности можно отнести: «Апипа», «Аниса», «Хочется танцевать», «Танцуй, танцуй Хайбулла», «Когда пляшем тыпыр-тыпыр», «Танцуй, танцуй», «Как хорошо танцуешь», «Наступай, наступай на след», «Танцуют прекрасно» и т.д.

К частушкам, которые подчеркивают значение солнца, воды и воздуха, можно отнести: «Солнце, будь свидетелем», «Земля, земля дай силы», «Дождик лей, лей», «Солнце, выходи, выходи» и т.д. Такие частушки отражают безграничное воображение татарского народа, гибкость родного языка и его поэтическое богатство [9, с. 30].

Таким образом, татарские народные песни, как и другие жанры устного народного творчества, содержат большое количество материала с музыкально-эстетическим содержанием, а также мысли, побуждающие к здоровому образу жизни. Музыкально-эстетическое содержание и пропаганда здорового образа жизни являются лишь малой частью татарского устного народного творчества, которое охватывает, не только практически всю палитру направлений воспитания, отмеченную научной педагогикой, но и специфические направления, присущие лишь татарскому народу.

Рецензенты:

Голошумова Г.С., д.п.н., профессор, зам. директора по научной работе, филиал Уральского государственного экономического университета Министерства образования и науки РФ, г. Нижний Тагил;

Борытко Н.М., д.п.н., профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический университет Министерства образования и науки РФ, г. Волгоград.

Работа поступила в редакцию 28.10.2014.