В современном обществе актуальными являются вопросы сиротства и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучением сиротства как социального явления, а также вопросами социальной защиты детей-сирот, проблемами получения образования, трудоустройства, жилищного обеспечения занимались ученые в области: социологии семьи (С.Н. Бурова, Л.Л. Мехришвили, Е.М. Черняк), юриспруденции (М.В. Антокольская, Л.М. Пчелинцева, О.А. Рузакова), социальной педагогики (М.А. Галагузова, А.В. Мудрик, А.А. Реан), психологии (В.Н. Дружинин, Е.И. Николаева, Н.Н. Посысоев). Многие вопросы в этой области отличаются новизной и достаточной сложностью и решаются только в процессе интеграционного взаимодействия обозначенных наук.
Объединение усилий как в области различных наук, так и образовательных, социальных учреждений направлены на сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и улучшение ситуации в сфере обеспечения, соблюдения и защиты прав указанной категории детей. Однако статистика по Тюменской области показывает, что количество родителей, лишенных родительских прав в 2013 году, составило 98 человек в отношении 130 детей, вследствие чего они остались без попечения родителей и 10 родителей восстановились в родительских правах в отношении 15 детей, тогда как в 2012 году 100 родителей лишены родительских прав в отношении 132 детей, 22 родителя восстановились в родительских правах в отношении 31 ребенка [5].
В рамках нашего исследования рассматриваются приоритеты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Семья создаёт условия, детерминирующие путь развития ребёнка, и даёт возможность получить ему положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации. Для детей-сирот таким институтом становится замещающая семья, которая закладывает основы нравственности, моральные качества, нормы поведения, помогает раскрыть индивидуальные особенности личности, показывает ценность семьи, способствует формированию взглядов на отцовство и материнство.
Замещающая семья, выступая одной из моделей решения проблемы сиротства в России, имеет две организационные формы: непрофессиональную и профессиональную (рисунок).
Организационные формы замещающей семьи
К замещающей непрофессиональной семье относятся:
- семья-усыновитель, т.е. семья, принявшая на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, признавшая усыновление в судебном порядке, при этом ребенок и его потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, и наоборот приравниваются в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;
- опекунская семья, то есть семья, принявшая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, имеющая с ним кровнородственную связь.
К замещающей профессиональной семье относятся:
- приёмная семья, созданная на основании договора о передаче ребенка на воспитание, в которой родители являются профессиональными работниками, получая за выполнение своих обязанностей заработную плату;
- патронатная семья, принимающая ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не имея с ним кровнородственных связей.
- семейная воспитательная группа, позволяющая сохранить ребенка для семьи и семью для ребенка, родители которого еще находятся в процессе реабилитации и не лишены родительских прав [3].
Согласно функциональному подходу можно выделить доминирующие функции замещающей семьи – это:
- воспитательная, направленная на формирование личности ребёнка-сироты в условиях атмосферы и микроклимата семьи, на развитие способностей и нравственных качеств, подготовку его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии;
- рекреационная, основанная на создании комфортной и безопасной среды внутри семьи, направленная на эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время отмечается значительный рост граждан, желающих принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью. Однако согласно исследованиям А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых важным предиктором успешности/неуспешности создания замещающей семьи является особенность жизни кандидата в родительской семье и его воспитания родителями [1].
Анализ имеющегося опыта показывает, что эффективное функционирование замещающей семьи связано с мотивацией принятия в нее ребенка-сироты, так как именно мотивация оказывает определяющее влияние на благополучие данной семьи.
С.Ю. Головин определяет мотив как:
- побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей субъекта;
- совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, то есть мотивацию. Различают мотивацию экстринсивную (внешнюю) и интринсивную (внутреннюю), положительную и отрицательную, устойчивую и неустойчивую и др. Вышеуказанные виды мотиваций направляют человека к совершению определенных действий и достижению намеченной цели.
В.Н. Ослон выделила целый комплекс мотивов принятия в семью детей-сирот, это: отсутствие детей; заполнение пустоты после потери собственного ребенка; желание помочь хотя бы одному ребенку; надежда на помощь в старости; решение материальных проблем за счет приемных детей; стремление исправить собственный неудачный родительский опыт и др. [2].
Исследователями Н.А. Палиевой, В.В. Савченко и Г.Н. Соломатиной разработан тест-опросник «Мотивация выбора приемного ребенка», в основе которого выделены следующие виды мотивационных комплексов: гармоничный; альтруистический; акизитивный; нормативный; эгоцентричный [4]. Данный тест-опросник положен в основу нашего исследования, в котором приняли участие 97 кандидатов в замещающие родители, поставленных на учет в отделе по опеке, попечительству и охране прав детства города Тобольска в 2013 г., из которых 38 являются кандидатами в профессиональные замещающие родители и 59 – непрофессиональные, с целью выявления у них доминирующих и сопутствующих мотивов.
Анализ результатов показал, что для 60,4 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 45,9 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен гармоничный мотивационный комплекс, проявляющийся в интересе к ребенку, заботе о его здоровье, предъявлении разумных требований, обеспечении достаточно гуманной и безопасной среды для его развития. Родители с данным мотивационным комплексом обладают высокой педагогической культурой, адекватно оценивают свои возможности, при возникновении трудностей, готовы к сотрудничеству со специалистами и педагогами, стремятся к постоянному самообразованию и обмену опытом.
У 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 8,5 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен альтруистический мотивационный комплекс, основывающийся на желании вырвать ребенка из государственной системы воспитания, стремлении помочь хотя бы одному ребенку. Однако следует отметить, что данная категория замещающих родителей на фоне положительного отношения к детям недостаточно осознает возможные социальные, психолого-педагогические и бытовые проблемы, связанные с принятием ребенка-сироты в семью. У замещающих родителей с таким видом мотивационного комплекса проявляется средний уровень педагогической культуры, поэтому необходимо говорить о комплексном взаимодействии специалистов (педагогов, психологов, социальных работников и др.) с замещающими родителями.
Для 15,8 % кандидатов в профессиональные замещающие родители и 17 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители характерен акизитивный мотивационный комплекс, противоречащий интересам ребенка и проявляющийся в решении за счет приемных детей своих материальных проблем. Такие родители обладают низким уровнем педагогической культуры, что проявляется в незнании психолого-педагогических, физиологических и возрастных особенностей развития детей, форм и методов воспитания категории детей-сирот и нежелании сотрудничать со специалистами.
7,9 % кандидатов в профессиональные и 10,2 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители показали нормативный (социальный) мотивационный комплекс, выражающийся в том, чтобы быть не хуже, чем другие, и иметь детей. Будущих родителей характеризуют социальные установки и нормы, принятые в обществе, поэтому дети выступают как элемент определенного социального статуса и престижа. С одной стороны, такие семьи занимают позицию повышенной моральной ответственности с предъявлением высоких требований к ребенку, с другой стороны, не всегда благоприятствуют сохранению их психического и физического здоровья. Внимание специалистов необходимо направить на улучшение детско-родительских отношений, на повышение уровня знаний в области возрастной психологии и педагогики.
У 20,4 % кандидатов в непрофессиональные замещающие родители выявлен эгоцентричный (индивидуализированный) мотивационный комплекс, проявляющийся в желании заполнить пустоту после того, как собственные дети выросли; воздействовать на отношения с кем-либо из членов семьи; стремлении исправить собственный неудачный родительский опыт. Для родителей характерен взгляд в прошлое, поэтому задача специалистов направлять их в процессе индивидуального сопровождения на осознание своих прошлых ошибок в семейном воспитании и нахождение новых эффективных методов воспитания.
По результатам исследования видно, что для большинства кандидатов в замещающие профессиональные семьи характерен гармоничный мотивационный комплекс, самый благоприятный для ребенка-сироты. Однако можно заметить, что присутствуют и другие мотивационные комплексы, менее благоприятные и неблагоприятные в отношении ребенка-сироты, что требует поиска путей решения.
Изучение мотивационного комплекса необходимо проводить на этапе отбора кандидатов в замещающие родители. Поэтому задача специалистов осуществлять не только сопровождение подготовки кандидатов в замещающие родители, но и продолжать системную работу уже с состоявшимися замещающими семьями.
В данном направлении имеется определенный опыт службы сопровождения замещающей семьи действующего в г. Тобольске, Тюменской области на базе АУ СОН ТО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Тобольска». Социальными партнерами Центра являются отдел по опеке, попечительству и охране детства г. Тобольска Департамента социального развития Тюменской области, МАУ «Центр социального обслуживания населения» г. Тобольска, а также другие ведомства системы профилактики г. Тобольска. Особую роль в указанном направлении работы проявляет ФГБОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И.Менделеева», оказывающее определенные виды помощи в процессе социально-психологической деятельности с замещающей семьей.
Сопровождение замещающей семьи осуществляется по трем направлениям: психологическому, педагогическому и правовому. В рамках «Школы замещающего родителя» осуществляется обучение и подготовка кандидатов в замещающие родители, желающих взять на воспитание детей-сирот. Все обозначенные направления деятельности службы тесно взаимосвязаны между собой. Целесообразно, чтобы работа по сопровождению ребенка и семьи после устройства осуществлялась той же службой, которая готовила ребенка к помещению в семью, занималась подготовкой кандидатов в родители и обследованием семьи. В этом случае сохраняется преемственность, существует созданный контакт и есть возможность разрешить кризисные ситуации и иные проблемы в кратчайший срок, не тратя время на сбор информации и установление нового контакта.
Таким образом, мотивационные комплексы играют ключевую роль в принятии ребенка в замещающую семью, так как именно вид мотивации оказывает побуждающее действие как у родителя к ребенку, так и у ребенка к вхождению в семью. Развитие соответствующего мотивационного комплекса у родителей или изменение его направления позволят выйти на уровень взаимодействия и субъект-субъектных отношений в системах «родитель – ребенок», «родитель – специалист», «специалист – специалист», «замещающая семья – центр» и т.д.
Рецензенты:
Белкин А.С., д.п.н., профессор, директор института фундаментального психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;
Иванова О.А., д.п.н., профессор кафедры управления образовательными системами, ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», г. Москва.
Работа поступила в редакцию 23.09.2014.