Актуальность профилактики цереброваскулярных заболеваний обусловлена большим удельным весом острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК), которые наносят огромный экономический ущерб [3,4,9].
Большая часть инсультов (около 70 %) являются впервые возникшими, а следовательно, первичная профилактика играет решающую роль в снижении заболеваемости, смертности и инвалидизации вследствие развития ОНМК [11,13].
По мнению ряда исследователей, в России инсульт ежегодно поражает более 450 тысяч человек, смертность при ОНМК достигает 35 %. Заболеваемость инсультом в России, по разным данным, составляет 2,3 – 3,0 случая на 1000 населения в год [5,7,9]. Создавшаяся ситуация определяет актуальность проблемы инсультов, для решения которой необходим комплексный подход по изучению причинно-следственных связей, разработка и внедрение новых технологий профилактики цереброваскулярных заболеваний [7].
Стратегическая задача на ближайшие годы – это усиление профилактической работы среди населения области, пропаганда здорового образа жизни [8]. Соответственно, профилактическая работа должна планироваться исходя из непосредственных потребностей конкретных территорий.
Выявление и контроль факторов риска развития инсульта – это лучший способ его первичной профилактики [10,13].
Основные факторы риска инсульта разделяют на немодифицируемые (возраст, наследственная предрасположенность, пол) и модифицируемые (артериальная гипертония, курение, употребление алкоголя, дислипидемия, мерцательная аритмия и другие заболевания сердца, факторы образа жизни, сахарный диабет, предшествующие транзиторные ишемические атаки (ТИА) и инсульт, применение оральных контрацептивов) [10,12].
Одним из критериев успеха медикаментозной профилактики является приверженность пациента к лечению, которая, в свою очередь, не может быть получена без его адекватной осведомленности о факторах риска. Так, низкая приверженность пациентов может быть обусловлена непониманием необходимости постоянного приёма лекарственных препаратов и абсолютное непонимание данных врачом рекомендаций [1].
Соответственно без знания уровня осведомленности пациентов о факторах риска сложно выстроить адекватную профилактическую помощь.
Цель исследования: оценить уровень осведомленности пациентов о предикторах ОНМК.
Материалы и методы
Анализ осведомленности о факторах риска ОНМК в Оренбургской области осуществляется на примере трех выбранных районов – Бузулукского, Сакмарского и Кувандыкского.
Критериями выбора исследуемых районов являются: географическое расположение (по одному району из западной, центральной и восточной частей области), общая заболеваемость болезнями системы кровообращения, сальдированный финансовый результат деятельности организаций районов Оренбургской области [6].
В ходе исследования было проведено анкетирование 590 пациентов (выборка репрезентативна) межмуниципальных сосудистых центров и первичного сосудистого отделения для больных с ОНМК, перенесших инсульт (n=149), а также пациентов с факторами риска ОНМК (n=441), посещавших поликлиники, находившихся на лечении в круглосуточных стационарных отделениях и межмуниципальных сосудистых центрах центральных районных больниц Сакмарского, Бузулукского и Кувандыкского районов. Для интерпретации полученных данных использовались аналитический и математический методы. Статистическая разработка материала проводилась на персональном компьютере с помощью программы Statistica 10.0. Для проверки уровня статистической значимости различий применялся критерий Хи-квадрат Пирсона. Различия считались достоверными при p<0,05 [2].
Анкета представляет собой анонимный опросник, содержащий ряд вопросов о знании пациентами факторов риска развития инсультов. Респондентам предлагалось выбрать из ряда представленных патологических состояний и заболеваний те, которые, по их мнению, способствуют развитию ОНМК. Данный ряд представляет список расположенных в произвольном порядке как установленных факторов риска развития инсультов (модифицируемые и немодифицируемые), так и заболевания, патологические состояния, физические явления, не влияющие на риск развития ОНМК.
Результаты и их обсуждение
Из общего количества анкет 199 (33,7 %) было заполнено в Кувандыкском районе, 193 (32,7 %) заполнено в Сакмарском районе и 198 (33,6 %) – Бузулукском районе.
Из всех анкетированных 46 % (273 анкеты) составили мужчины, а 54 % (317 анкет) – женщины. Среди опрошенных, перенесших инсульт, мужчин – 49 %, женщин – 51 %, а респондентов с факторами риска ОНМК – 45 % мужчин и 55 % женщин, хотя и имеются незначительные различия в процентном составе групп, статистически достоверными они не являются.
На вопрос о том, что такое факторы риска – 72 % опрошенных (одинаковый процент по обеим группам) отметили, что это факторы, способствующие развитию заболевания, в группе перенесших ОНМК 18 % не знают что это такое, а среди пациентов с факторами риска – 19 %, среди остальных ответов – факторы, препятствующие развитию заболевания (8 % среди опрошенных с ОНМК, 2 % – с ФР), и факторы, не влияющие на заболевание (1 %, 7 % соответственно по группам). Статистически значимых различий между группами в ответе на этот вопрос не выявлено.
В обеих группах артериальную гипертонию большинство опрошенных считают значимым фактором риска, так, среди перенесших инсульт 89 % положительных ответов, а среди пациентов с факторами риска также ответили 84 %.
Бронхиальную астму не считают факторами риска ОНМК 96 % и 95 % среди перенесших инсульты и имеющих ФР соответственно, а считают предиктором развития инсультов – 4 % и 5 % соответственно, различий между группами не выявлено.
Нарушения липидного обмена большинство пациентов не считают фактором риска. Среди респондентов, перенесших ОНМК 95 % не считают данные нарушения факторами риска, также считают 92 % опрошенных во второй группе. По группам статистической разницы не выявлено.
Среди пациентов, перенесших ОНМК, 78 % не считают сахарный диабет (СД) фактором риска инсульта и лишь 22 % отмечают данную патологию предиктором ОНМК. Хотя в группе пациентов, имеющих факторы риска, доля респондентов, которые не считают наличие сахарного диабета фактором, влияющим на вероятность появления инсульта, выше – 81 %, но статистически значимой разницы между группами не выявлено.
На вопрос о возрасте как факторе риска среди перенесших инсульт 62 % отмечают возраст предиктором инсульта, что меньше, чем в группе с ФР – 69 %, однако данная разница не является статистически значимой, 38 и 31 % соответственно не считают возраст фактором риска.
Пол, как фактор риска в первой группе расценили 98 % опрошенных, что статистически больше чем среди пациентов с факторами риска – всего 93 % (p=0,02). Что свидетельствует о большей уверенности пациентов с инсультом в анамнезе, в том, что имеются половые различия в структуре заболеваемости острыми нарушениями мозгового кровообращения.
Только 34 % респондентов с ОНМК отмечают курение предиктором инсульта, что статистически меньше, чем во второй группе, – 45 % считают курение значимым фактором риска, а не считают курение влияющим на появление ОНМК – 66 % и 55 % соответственно (p=0,03).
Прием гормональных контрацептивов отметили фактором риска ОНМК 3% перенесших инсульт и 5 % из пациентов, имеющих факторы развития инсульта. Соответственно, 97 % и 95 % не отмечают влияние донной группы препаратов на риск появления инсульта, что не является статистически значимым различием между группами.
Наличие избыточной массы тела в группе пациентов с инсультом считают фактором риска 39 % респондентов, а 61 % – не считают. Среди опрошенных, имеющих факторы риска, – 44 % посчитали избыточный вес влияющим на повышение вероятности развития инсульта, а 56 % – нет. Хотя между группами есть незначительная процентная разница, но данные различия не являются статистически значимыми.
Систематическое употребление алкоголя отнесли к факторам, повышающим риск развития ОНМК, 36 % респондентов перенесших инсульт, а в группе пациентов, имеющих факторы риска острых нарушений мозгового кровообращения, должное внимание алкоголизации как фактору уделили 45 % респондентов. Не посчитали чрезмерное употребление алкоголя фактором риска ОНМК 64 % и 55 % соответственно в обеих группах. Выявленное различие между группами не является статистически достоверным (p=0,052).
Хронический стресс считают предиктором ОНМК 52 % респондентов, перенесших инсульт и 46 % опрошенных пациентов, у которых имеются факторы риска развития ОНМК, а 48 и 54 % анкетированных соответственно придерживаются противоположного мнения. Несмотря на то что имеется разница в удельном весе восприятия хронического стресса как действующего агента на организм человека, значимой разницы между группами не выявлено.
В обеих группах изменение атмосферного давления отметили фактором риска инсульта по 22 % пациентов и 78 % не отметили его таковым.
Гиподинамию и малоподвижный образ жизни отнесли к факторам, способствующим развитию мозговых сосудистых катастроф 56 % из респондентов, страдающих инсультом, и 60 % из тех, кто только имеют предикторы ОНМК, в обратном уверены 44 % и 40 % опрошенных пациентов соответственно. Полученная разница между группами не достоверна.
Ионизирующее излучение как фактор риска развития инсульта рассматривают 1 % в группе больных, перенесших ОНМК, и в группе имеющих факторы риска – 3 % опрошенных.
Перенесенные ранее вирусные инфекции посчитали фактором риска развития инсульта 14 % пациентов среди перенесших ОНМК, а среди пациентов, имеющих факторы риска инсульта, так же ответили 11 % респондентов.
Мерцательную аритмию отнесли к заболеваниям, способствующим появлению острых нарушений мозгового кровообращения 38 % опрошенных, страдающих ОНМК, и 41 % из пациентов с ФР, 62 % и 59 % соответственно не считают нарушения ритма сердца существенным для развития критической ишемии мозга.
Выводы
Проведенное анкетирование показало низкую осведомленность больных и пациентов медицинских организаций Оренбургской области о факторах риска ОНМК.
О многих важных модифицируемых предикторах инсультов респонденты не знают: так, нарушения липидного обмена, наличие сахарного диабета, курение и систематическое употребление алкоголя, равно как и нарушения ритма сердца, ими не воспринимается как факторы риска, способствующие и приводящие к возникновению острых мозговых сосудистых катастроф. Однако все предложенные, заведомо ложные «факторы риска», подавляющим большинством респондентов не были отмечены как предикторы инсульта.
Большинство опрошенных отметили артериальную гипертонию, возраст и пол как основные факторы риска ОНМК.
В результате проведенного впервые на территории Оренбургской области исследования по выявлению уровня информированности пациентов медицинских организаций о важнейших факторах риска инсульта выявлена необходимость информационного сопровождения как части профилактических мероприятий по предотвращению инсульта.
Рецензенты:
Аверьянов В.Н., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, начальник Управления делами Минздрава Оренбургской области, Россия, г. Оренбург;
Борщук Е.Л., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения № 1, ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург.
Работа поступила в редакцию10.06.2014.