Статистика аварий и инцидентов из-за ошибок операторов на опасных производственных объектах в мире составляет от 15 до 60 %. Причины ошибок представлены на рис. 1, из которого следует, что большинство ошибок тем или иным образом связаны с недостатками обучения, тренировки, подготовки персонала. Надежность деятельности персонала современных опасных производств является предметом изучения специалистов различного профиля.
Рис. 1. Категория и доля ошибок операторов при выполнении производственных задач
Цель работы: обосновать интегральную модель профессиограммы для оптимизации трудовой деятельности персонала опасных производственных объектов и обеспечения адекватного подбора кадрового потенциала.
Состояние и динамика здоровья операторов крупного производственного комплекса по данным периодических медицинских осмотров; характеристика условий труда по данным аттестации рабочих мест; эргономические и дизайнерские решения организации рабочих мест; состояние основных физиологических систем организма в процессе рабочих смен. Оценка тяжести и напряженности рабочего процесса в ходе 12-часовых рабочих смен.
В мире существует огромное число профессий в различных сферах деятельности, при этом, изменяясь в соответствии с требованиями современности, они сохраняют главные признаки [4, 5]. Поэтому так важно правильно описать профессию, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет. Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio– специальность; Gramma – запись) – это система признаков, описывающих профессию, а также включающая нормы и требования специальности к работнику. Определение профессиограммы, казалось бы, позволяет предположить универсальность, многомерность и всеобъемлемость данного понятия в деле подбора, расстановки и трудовой деятельности персонала сложных производственных комплексов [4, 5]. Однако при детальном рассмотрении кадровых и профессиональных задач на современных предприятиях возникает ряд вопросов, решение которых в настоящее время представляется проблематичным [1]. Казалось бы, определение профессиограммы дает основание кадровым службам подбирать кадры только на основании данного документа. Вместе с тем в современных методиках подбора кадров слово «профессиограмма» даже не упоминается. Следовательно, заявка на универсальность и необходимость данного понятия остается открытой, а целая система знаний о науке профессиографии остается невостребованной.
Рассмотрим подробнее причины и возможные последствия данной проблемы. В частности, профессиограмма включает в большом объеме перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп, которые носят название «психограмма», то есть представляют собой портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Таким образом, «психологическая профессиограмма» отражает состояние внутренних психических функций человека в ходе профессиональной деятельности. Однако характеристики организма человека в связи с условиями труда и нагрузками физического и интеллектуального характера не упоминаются. Таким образом, за пределами изучения и оценки остаются важнейшие составляющие требований к профессиональным качествам работника, анатомо-физиологическим характеристикам, гигиеническим показателям условий труда, динамике трудовой деятельности [2, 3].
Исходя из современных взглядов на процесс кадровой политики, следует отметить, что наиболее часто процесс подбора кадров связан с применением таких методов, как собеседование, тестирование, индивидуальное или в составе группы, получение информации от третьих лиц. Таким образом, анализ результатов и принятие решения о пригодности кандидата на должность, по-видимому, производится без должного учета особенностей будущей профессиональной деятельности и соответствия соискателя требованиям специальности. Таким образом, погрешности в оценке персонала, отсутствие обоснованных требований или их размытость затрудняют возможность дать объективную оценку претенденту на должность. Важным элементом оценки персонала является и наблюдение в процессе трудовой деятельности, становление динамики адаптационных признаков, что требует определения нормативов и контрольных параметров, детально проработанных профессиограмм, снабженных возможным набором профилактических рекомендаций [2].
Каким образом следует придать значимость и официальный статус профессиограмме? Как сделать этот документ моделью для обеспечения безопасности труда на опасных производственных объектах, решить проблемы кадровых служб и дать возможность соискателям выбирать профессию по разработанным требованиям?
По нашему мнению, профессиограмма должна быть комплексным документом, который выполняет роль «модели специалиста», дает многогранную характеристику профессии, составляется на конкретную профессию с привлечением специалистов разных профилей и отражает (рис. 2):
- требования к должностным обязанностям работника;
- психологические характеристики работника;
- физиологические характеристики, их возможную возрастную и стажевую динамику;
- гигиенические требования к производственной среде;
- режим труда и отдыха;
- эргономические и эстетические требования к рабочему месту;
- возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника.
Методическая схема подготовки профессиограмм должна основываться на принципах системности, научности и современности, практичности, целостности и эффективности.
Рис. 2. Интегральная модель профессиограммы оператора опасного производственного объекта
К примеру, психологическую составляющую профессиограммы целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме: профессия → профессионально значимые требования к работнику → профессионально важные качества → уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) → методы исследования → ранжирование уровня развитости ПФС → нормы оценки ПВК → психограмма → профессиональный отбор и адаптация работника.
Модель деятельности работника представлена как минимум тремя составляющими «человек – техника – среда», поэтому ограничиться только требованиями к одному, возможно главному, элементу системы – человеку – становится ошибочным. При этом рассматривать только психологическую составляющую в оценке работника также ошибочно. Особое внимание следует уделить физиологическим характеристикам организма работающего. Известно, что в современных условиях особое место отводится умственному труду. К факторам, определяющим умственную работоспособность, можно отнести следующие:
- состояние здоровья, уровень физической активности; функциональное состояние основных систем организма;
- уровень развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления, скорости переработки информации;
- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима труда и отдыха, питания.
Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на протяжении рабочего дня, зависит от времени суток, претерпевает изменения в течение недели. При этом изменяются функциональные показатели основных систем организма. Так, до начала работы у испытуемых-операторов зафиксирована средняя частота сердечных сокращений (ЧСС) 70,6 уд./мин; при относительно спокойной работе – 77,4 уд./мин; умственный труд средней напряженности повышал ЧСС до 83,5 уд./мин; при высокой до 93,1 уд./мин. Артериальное давление (АД) повышается до 135/85–155/95 мм рт.ст. против 115/70 мм рт.ст. Расход энергии при интенсивной умственной работе возрастает в 5–6 раз.
Утомление является естественным процессом, противоположным работоспособности. Это состояние появляется в процессе труда и особенно неблагоприятно, поскольку связано с возможными ошибками в работе персонала сложных и опасных производств, поэтому важной задачей специалистов по подготовке профессиограмм является детальная физиологическая характеристика труда работающих в условиях напряженности трудового процесса с возможным приведением контрольных физиологических показателей. Поддержка высокой умственной работоспособности связана с размеренностью и ритмом работы, то есть имеется необходимость в обосновании и соблюдении рационального режима работы. Наши исследования условий труда операторов опасного производственного комплекса показали, что фактор оптимизации режима труда и отдыха является ведущим в борьбе с синдромом монотонии.
Практическая значимость борьбы с утомлением путем повышения двигательной активности, применения микропауз (30–60 с) или кратковременных перерывов (до 5 мин) позволяет решить проблемы повышения надежности трудовой деятельности операторов в условиях развития синдрома монотонии. Таким образом, утомление сменяется восстановлением измененных функций организма при выполнении определенной работы, поэтому дополнение профессиограмм режимными рекомендациями позволит придать этому документу профилактическую направленность.
В свете дополнения основных разделов профессиограммы следует рассматривать взаимоотношения человека и техники с точки зрения соответствия конструкций технических устройств анатомо-физиологическим и психологическим возможностям человека, то есть определять эргономические характеристики рабочего пространства и рабочего места. Сущность процесса замены естественных функций человека средствами техники состоит не только в создании нового образца рабочего пространства, но и отдалении управления производством от самого технологического процесса и замены непосредственного наблюдения за производственным процессом, наблюдением за состоянием сигнальных систем на пульте управления. В связи с этим можно утверждать, что профессиограмму следует дополнять эргономическими особенностями рабочего места операторов сложных производственных комплексов, чтобы сохранить основную функцию данного документа как модели деятельности.
Что касается санитарно-гигиенических показателей оценки производственной среды и трудового процесса, то следует обратить внимание на важную составляющую, которая остается за пределами рассмотрения – это воздействие на организм работающих комплекса факторов малой интенсивности. Повсеместно считают, что работа операторов происходит в оптимальных условиях производственной среды, хотя известно о физических, химических, биологических и психофизиологических факторах данного производственного процесса. Исследование факторов производственной среды и оценка проводятся в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда, в соответствии с современным законодательством. Вместе с тем накопленный фактический материал не применяется для дополнения профессиограмм, чтобы представить детальную картину условий труда человека в будущей профессии. При этом известно, что присутствие комплекса факторов производственной среды и их длительное воздействие, даже при незначительном отклонении от нормируемых параметров, не только влияет на работоспособность, но и прямо формирует здоровье персонала. Следовательно, оценка санитарно-гигиенических параметров производственной среды и трудового процесса должна стать неотъемлемой частью профессиограммы.
Выводы
Таким образом, наука профессиография и понятие «профессиограмма» нуждаются в научном дополнении с позиций современных достижений медицины и физиологии труда, эргономики и гигиены труда. Игнорирование уже открытых путей профилактики ошибок персонала, совершенствования кадровой политики, профессиональной ориентации и подготовки кадров к будущей профессиональной деятельности тормозит прогрессивное развитие экономики страны. Переосмысление значимости данного раздела знаний, придание им обоснованного значения и определение путей практического применения позволит успешно решать важнейшую производственную задачу – адекватного подбора кадров, а также успешно действовать в деле профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, оценки надежности персонала в процессе трудовой деятельности. Особую значимость профессиография имеет в решении проблем сохранения здоровья производственного персонала, защите работающих от профессиональной патологии, повышении качества жизни.
Рецензенты:
Цветков Г.А., д.т.н., профессор кафедры БЖ, Пермский национальный исследовательский технический университет, г. Пермь;
Черный К.А., д.т.н., профессор кафедры БЖ, Пермский национальный исследовательский технический университет, г. Пермь.
Работа поступила в редакцию 04.06.2014.