Работами ряда авторов показано, что достижение высоких спортивных результатов в различных видах спорта во многом зависит от скорости сенсомоторных реакций спортсменов [3, 5, 8, 4]. Исследование особенностей скорости переработки информации и скорости реакции у юных теннисистов с учетом гендерных различий представляется нам актуальным, поскольку совершенствование восприятия времени может стать эффективным путем повышения результативности и спортивного совершенствования спортсменов.
Целью настоящего исследования было изучение особенностей сенсомоторного реагирования у юных теннисистов с учетом гендерных различий.
Материалы и методы исследования
В эксперименте приняли участие 80 юных теннисистов ГОУ ДОД РСДЮСШОР по теннису г. Уфы. Экспериментальную группу составили спортсмены 7–8 лет с одинаковым стажем занятий большим теннисом и уровнем подготовленности. Допуск юных спортсменов к психофизиологическому обследованию проводился на основании письменного согласия одного из родителей и администрации спортивной школы. По гендерному признаку теннисисты были разделены таким образом: девочек – n = 38, мальчиков – n = 42.
Сенсомоторные качества теннисистов исследовались на аппаратно-программном комплексе «НС-ПсихоТест» (Нейрософт, г. Иваново).
Результаты исследования и их обсуждение
Есть мнение, что наиболее существенные морфологические изменения в развитии сенсорной области коры большого мозга человека относится к периоду пяти-семи лет [1]. Данный этап развития соответствует периодам, когда осуществляются важные с точки зрения возрастной физиологии морфофункциональные преобразования организма, направленные на совершенствование двигательных функций. Н.В. Дубровинская с соавт. (2001) также выявили у детей семи-восьми лет затруднения в вычислении значимой информации и отсечении незначимой, что указывало, по их мнению, на наличие двух стратегий реализации инструкций при выполнении заданий по тестам: за счет качества или за счет увеличения скорости выполняемого задания. Надо отметить, что данные выводы не противоречат исследованиям на предмет возрастной динамики показателей сенсорного реагирования [6] и показателей умственного развития школьников [2, 7].
Данная возрастная особенность, на наш взгляд, определила половые различия (при р = 0,001) в результатах тестов, представленных в таблице.
Основные показатели сенсомоторного реагированиятеннисистов 7–8 лет в аспекте гендерных различий (М + m)
Психофизиологические показатели |
Девочки (n = 38) |
Мальчики (n = 42) |
Достоверность различий (р =) |
Простая зрительно-моторная реакция, мс |
283,2 ± 6,2 |
272,9 ± 6,4 |
0,001 |
Реакция различения, мс |
416,7 ± 10,9 |
401,7 ± 12,7 |
0,01 |
Реакция выбора, мс |
326,6 ± 7,8 |
320,7 ± 7,8 |
0,001 |
Реакция на движущийся объект, мс |
–1,57 ± 1,7 |
0,25 ± 0,6 |
0,001 |
Концентрация внимания, с |
69,5 ± 6,3 |
72,5 ± 5,6 |
0,001 |
Концентрация внимания, количество ошибок |
0,94 ± 0,28 |
0,71 ± 0,25 |
0,01 |
Примечание. Уровень достоверности различий при р < 0,05 по U-критерию Манна–Уитни.
Так, математико-статистический анализ выявил статистически достоверные различия (р = 0,001) в показателях теста «простая зрительно-моторная реакция», где латентный период реакции у девочек превысил на 10,3 мс таковой у мальчиков.
Данная особенность прослеживается и в показателях тестов «Реакция различений» и «Реакция выбора». Показатели данных тестов, по сути, являются сложными зрительно-моторными реакциями (СЗМР) и в теннисе определяют скорость ответного действия на внезапное начало атакующего действий соперника. Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют об увеличении латентного периода реакции у девочек по сравнению с мальчиками в тесте «Реакция различений» на у девочек на 15 мс, а в тесте «Реакция выбора» – на 5,9 мс (р = 0,001).
Известно, что в 7–8 лет механизмы внимания ‒ и произвольного, и непроизвольного носят черты незрелости [1]. Реакция активации на электроэнцефалограмме в ответ на новый стимул проявляется как в виде зрелой формы (десинхронизация альфа-ритма), так и в виде ее онтогенетического варианта (усиление тета-активности). Данный факт, по мнению М.М. Безруких с соавт. (2009), свидетельствует о том, что активация, направленная на оценку информационной составляющей среды еще недостаточно сформирована: сохраняется роль непосредственной привлекательности стимула и его эмоциональной окраски в привлечении внимания. Авторы полагают, что такая активация не стимулирует и не облегчает в полной мере углубленного семантического анализа нового стимула. Она, скорее, направлена на непосредственную оценку его эмоциональной значимости, удовлетворяя потребность ребенка в впечатлениях [8].
Реакцию на движущийся объект принято рассматривать как сложный пространственно-временной рефлекс и использовать в качестве физиологического теста для определения уровня взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга как в состоянии относительного покоя, так и под влиянием физической нагрузки [5]. В качестве показателя этого свойства выступали величины отрицательных «недоводов» и положительных результатов тестирования «переводов» по отношению к условной границе. Величины и направления ошибки были сугубо индивидуальны у каждого спортсмена. Однако данные таблице свидетельствуют о том, что девочки склонны к «недоводам», а мальчики – к «переводам». Положительное значение среднегруппового показателя РДО у мальчиков (0,25 ± 0,6 с) является следствием преобладания тормозных процессов в ЦНС у большинства обследуемых спортсменов, что указывает на постепенное включение организма в работу, но при этом обусловливает относительно высокую продолжительность оптимальной работоспособности, что ранее было показано в исследованиях Е.П. Ильина (2006). Отрицательное значение среднегруппового показателя РДО у девочек (–1,57 ± 1,7 с) является свидетельством доминирующей реакции нервной системы в виде дисбаланса течения нервных процессов в сторону возбуждения в ответ на предложенную нагрузку.
При изучении концентрации внимания у мальчиков и девочек 7–8 лет, оцениваемой с помощью таблиц Шульте‒Платонова, было установлено, что девочки с данным заданием справлялись быстрее мальчиков на 3 секунды, что сопровождалось и относительно большим количеством ошибок (у девочек Ме 1, у мальчиков Ме – 0, достоверность различий р = 0,001). Итак, нами выявлены гендерные различия в качестве выполнения заданий: у девочек отмечается высокая скорость работы, сопровождаемая более низким качеством ее выполнения, а у мальчиков – низкий показатель скорости выполнения работы при повышении ее качества.
Заключение
В целом математико-статистический анализ полученных результатов показал наличие половых различий в исследуемых показателях психофизиологического статуса. Гендерные различия проявления сенсорной координации, регуляции произвольного внимания и скоростных качеств юных спортсменов соотносятся с данными о созревании физиологических механизмов внимания [2, 5, 8].
Рецензенты:
Кулагин А.А., д.б.н.. профессор, зав. кафедрой экологии и природопользования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;
Мигранов М.Г., д.б.н., профессор, зав. кафедрой биоэкологии и биологического образования, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.
Работа поступила в редакцию 27.01.2014.