В структуре злокачественных новообразований на плоскоклеточный рак головы и шеи (ПРГШ) приходится около 5 % [3]. Одним из основных параметров, определяющих прогноз лечения ПРГШ, является степень распространения опухолевого процесса на момент диагностики. При обращении в лечебное учреждение метастазы в регионарные лимфоузлы имеют от 30 до 60 % пациентов, что является наиболее важным прогностическим фактором [6, 10]. Так, у больных с метастазами в лимфатические узлы выживаемость снижена на 50 %. Контроль регионарных путей лимфооттока представляет сложную и до конца нерешенную проблему.
В патогенезе злокачественной трансформации и развития опухоли важную роль отводят свободнорадикальному окислению (СРО) – образование активных форм кислорода (АФК) и перекисному окислению липидов (ПОЛ). Имеются данные, которые свидетельствуют, что опухолевые клетки различных типов характеризуются повышенным образованием свободных радикалов и накоплением продуктов окисления[4, 5, 7, 9]. Однако имеется ряд работ, где обнаружена высокая активность антиоксидантных ферментов в опухолевых клетках [1, 8]. Это может являться одной из причин их устойчивости к «окислительному стрессу» и служить фактором развития резистентности опухолей к лечебным воздействиям, в основе механизма действия которых лежит активация СРО.
Во многих работах рассматриваются изменения показателей свободнорадикального окисления в опухолевой ткани или ткани вокруг опухоли, в крови, но не исследовано состояние этого процесса в регионарных лимфатических узлах.
Целью данного исследования было изучение состояния свободнорадикального окисления и антиоксидантной защиты в лимфатических узлах шеи у больных плоскоклеточным раком головы и шеи.
Материалы и методы исследования
Было обследовано 30 пациентов с плоскоклеточным раком головы и шеи, получавших лечение в отделении «Опухоли головы и шеи» Республиканского клинического онкологического диспансера МЗ РБ (г. Уфа). В исследовании включены следующие больные: рак нижней губы – 3, полости рта – 11, ротоглотки – 1, гортаноглотки – 3, гортани – 11, верхнечелюстной пазухи – 1. У всех больных гистологически подтвержден плоскоклеточный рак разной степени дифференцировки. Среди пациентов женщин – 9 (30 %) и мужчин – 21 (70 %), возраст больных варьировался от 45 до 75 лет. Первично обратились в лечебное учреждение 16 пациентов, повторно – 14. Операции разного объема только на путях лимфатического оттока перенесли 13 больных, двоим была выполнена биопсия «сторожевого» лимфоузла, 15 больным проведена расширенная операция на первичном очаге и путях лимфооттока. После операции выделяли лимфоузлы (ЛУ), в гомогенатах которых определяли интенсивность свободнорадикального окисления, количество одного из конечных продуктов ПОЛ – малонового диальдегида (МДМ), оценивали общий антиоксидантный статус.
Концентрацию МДА в образцах измеряли с помощью набора для определения ТБК-активных продуктов фирмы «Агат». Общий антиоксидантный статус оценивали набором фирмы «Randox». Определяли степень изменения хемилюминесценции (ХЛ)-свечения модельной системы, связанной с образованием АФК, при добавлении к ней гомогената ЛУ [2].
Статистическая обработка результатов проводилась в операционной среде Windows XP с использованием статистической программы «Statistica 6.0». Характер распределения количественных признаков оценивался по критерию Колмогорова–Смирнова. Достоверность различий количественных показателей оценивалась по критерию Манна–Уитни, а относительных показателей по χ2-критерию Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
При добавлении к модельной системе генерирующей АФК гомогената метастатических ЛУ интенсивность ХЛ повышалась (рис. 1), что свидетельствовало о способности опухолевой ткани вырабатывать АФК.
Рис. 1. Уровень показателей хемилюминесценции гомогената лимфатических узлов у первичных больных и больных, перенесших ранее лечение
ХЛ гомогената метастатических ЛУ в модельной системе повышалась в 1,5 раза как у группы первичных больных, так и у пациентов, получавших ранее лечение. Разница между ними статистически была недостоверна (р3 = 0,55).
Гомогенаты ЛУ свободных от метастазов, наоборот, снижали интенсивность ХЛ в модельной системе на 20–30 %, что свидетельствует о способности гомогената ткани подавлять генерацию АФК. Это отмечалось как у первичных пациентов, так и у пациентов, получавших ранее лечение. Разница между ними статистически была недостоверна (р4 = 0,05).
Показатель ХЛ модельной системы при добавлении метастатических ЛУ в группе первичных пациентов и в группе пациентов, ранее получавших лечение, статистически оказался выше, чем ХЛ модельной системы в присутствии гомогената ЛУ, свободных от метастазов (р1 = 0,0004, р2 = 0,041). Полученные результаты согласуются с данными литературы, по которым следует, что в опухолевой ткани поддерживаются высокие показатели свободнорадикального окисления.
Гомогенаты ЛУ, пораженные метастазами и свободные от них, взятые у больного, оказывали различное влияние на ХЛ модельной системы. В группе как первичных, так и повторных больных интенсивность ХЛ гомогената метастатических ЛУ, был выше, чем в ЛУ свободных от метастазов (р1 = 0,013, р2 = 0,117). Таким образом, показатель уровня ХЛ гомогената ткани можно использовать как маркер для диагностики метастатического поражения ЛУ у первичных больных (р1 = 0,013).
При оценке общего антиоксидантного статуса наборами фирмы «Randox» в ЛУ, пораженных метастазами, показатель был в 3 раза ниже, чем в гомогенатах ЛУ, которые были свободны от метастазов.
Рис. 2. Показатели ХЛМ метастатических и нормальных ЛУ, взятых у одних и тех же больных
Содержание конечного продукта перекисного окисления липидов (ПОЛ) – малонового диальдегида, напротив, в метастатических ЛУ оказался в 2 раза выше, чем в лимфатических узлах, свободных от метастазов.
Таким образом, в гомогенатах метастатических лимфатических узлов отмечено повышенное содержание МДА и низкий общий антиоксидантный статус. Чем выше содержание МДА, тем ниже уровень ОАС, что демонстрирует истощение антиоксидантов в опухолевой ткани.
Проведена оценка показателей интенсивности хемилюминесценции гомогената ЛУ в модельной системе в зависимости от гистологического типа опухоли. У 17 больных (56,6 %) были гистологически верифицированные метастазы в ЛУ шеи: у 7 пациентов (41,2 %) выявлены метастазы высокодифференцированного плоскоклеточного рака, у 6 пациентов (35,3 %) – метастазы умеренно-дифференцированного плоскоклеточного рака и у 4 пациентов (23,5 %) – метастазы низкодифференцированного рака. Показатели интенсивности ХЛ в группе больных с метастазами высокодифференцированного плоскоклеточного рака оказались статистически достоверно ниже, чем у пациентов с метастазами умеренно-дифференцированного плоскоклеточного рака (р = 0,01). Полученные данные свидетельствуют, что интенсивность свободнорадикального окисления зависит от гистологического типа опухоли, и требуют дальнейшего детального изучения.
Рис. 3. Показатели ХЛМ в зависимости от гистологического типа метастазов
Выводы
1. Интенсивность хемилюминесценции и содержание МДА в гомогенатах лимфатических узлов, пораженных метастазами, выше, чем в лимфоузлах, свободных от метастазов, в то время как антиоксидантный статус ниже.
2. Повышенный уровень хемилюминесценции, содержания продуктов окисления и снижение антиоксидантной активности в гомогенатах лимфатических узлов может служить маркером их метастатического поражения у первичных больных.
Рецензенты:
Ганцев Ш.Х., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой онкологии с курсами ИПО Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа;
Липатов О.Н., д.м.н., профессор, заведующий курса онкологии ИПО Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа.
Работа поступила в редакцию 26.03.2013.