Патологический прелиминарный период (ППП) – форма дородовой патологии сократительной деятельности матки, требующая лечения. В англо-американской литературе ППП называют «фальшивые роды» (false labour). В современном акушерстве данной патологии уделяется большое внимание, так как она составляет 10–17 % [8], совпадая с частотой аномальной родовой деятельности [10]. Сущность ППП заключается в повышении тонуса миометрия, спастическом сокращении внутреннего маточного зева и нижнего маточного сегмента, где мышечные волокна имеют круговую, циркулярную и поперечно направленную ориентацию.
Одним из звеньев патогенеза ППП является нарушение вегетативного равновесия. Клинические и лабораторные исследования [9] позволили выявить повышение уровня норадреналина при отсутствии изменения содержания адреналина и снижение ацетилхолинэстеразной активности эритроцитов у беременных с ППП, что свидетельствует об интенсивном синтезе и освобождении норадреналина в пресинаптических мембранах, то есть об одновременной гиперактивности адренергической и холинергической систем. При сопоставлении количества адреналина, норадреналина и ацетилхолинэстеразной активности эритроцитов с результатами определения сократительной деятельности матки при ППП выявлено повышение возбудимости и тонуса матки.
Клинически ППП характеризуется наличием болезненных, нарушающих суточный режим сна и бодрствования, перемежающихся по силе и ощущениям схваток на фоне повышенного тонуса миометрия, не приводящих к структурным изменениям шейки матки. ППП сопровождается выраженными вегетативными расстройствами (потливость, нарушение сна, вегетососудистая дистония), при отсутствии лечения появляются признаки гипоксии и снижение биофизического профиля плода.
Для лечения ППП традиционно применяют медикаментозную терапию, направленную на лечение болевого синдрома, нормализующую функции центрального и вегетативного отделов нервной системы, снимающую психоэмоциональное напряжение и повышающую эффективность сократительной деятельности матки (транквилизаторы, наркотические, ненаркотические анальгетики, ингибиторы синтеза простагландинов, спазмолитики, эстрогены, витамины, адренергические средства и антагонисты кальция).
Кроме того, в лечении ППП имеется достаточный опыт применения электрофизиологических методов, в частности, электроанальгезии, электрорелаксации матки, электросна.
Все вышеперечисленные лекарственные средства обладают выраженными в той или иной степени побочными эффектами и проникают через маточно-плацентарный барьер. Кроме того, курс лечения ППП не должен превышать трех дней.
Поэтому попытка использования немедикаметнозных средств с широким спектром лечебного действия, не оказывающих повреждающего влияния на плод, с быстрым наступлением лечебного эффекта представляется своевременной. Таким методом является ТЭС-терапия. Транскраниальная электростимуляция (ТЭС-терапия) представляет собой электрическое воздействие на мозг через покровы черепа [6].
В 80-х годах прошлого столетия в ходе исследований, проведенных коллективом ученых Института физиологии им. академика И.П. Павлова РАН (Санкт-Петербург), возглавляемых профессором В.П. Лебедевым, была обнаружена возможность неинвазивной избирательной активации защитных (эндорфинергических и серотонинергических) механизмов головного мозга с помощью. Их можно охарактеризовать как гомеостатические в отношении ряда нарушенных функций органов и систем организма. Указанные эффекты в значительной мере обусловлены возрастанием в крови концентрации опиоидных пептидов (ß-эндорфинов и мет-энкефалинов), которые выделяются активированными структурами антиноцицептивной системы [4, 5, 7].
Эндокринные эффекты опиоидов включают торможение выработки вазопрессина, окситоцина, глюкокортикоидов, катехоламинов, ингибирование гонадотропной секреции гипоталамо-гипофизарного комплекса.
В результате широких скрининговых исследований на различных видах животных с использованием количественных методов оценки анальгетического эффекта в институте физиологии им. И.П. Павлова АН СССР и ВНИИ пульмонологии МЗ СССР В.П. Лебедевым, Я.С. Кацнельсоном, В.А. Леоско и соавт. [5] был разработан и экспериментально обоснован оптимальный режим ТЭС: частота непрерывных импульсов (10 кГц, скважность 1,6–2,5) 77 ± 0,5 Гц, длительность импульса 3,75 ± 0,25 мс при соотношении постоянного и среднеимпульсного тока 2:1–5:1 (Авторское свидетельство 1074543 А61 Н1/34). Указанные параметры являются строго критичными.
При изменении частоты или длительности импульса, а также соотношения между величинами постоянного и импульсного тока АЭ резко ослабевает. При изменении любого из этих параметров на 10–15 % анальгезия прекращается [5, 7]. Гальваническая составляющая, в 2–5 превышающая по своей величине средний импульсный ток, существенно увеличивает анальгетический эффект [7]. Необходимо отметить существование пороговой величины суммарного тока 3–3,5 мА, АЭ повышается при увеличении силы тока, развивается медленно, достигая максимума к 15–20-й минуте воздействия, и не исчезает сразу после прекращения ТЭС. Длительность последействия в среднем составляет 4–12 ч. Воздействие суммарным током меньшей величины АЭ не дает. Именно эта критичность и отличает указанный режим ТЭС от всех ранее изученных за более чем 80-летний период исследования электронаркоза и электроанальгезии. Обезболивающий эффект при ТЭС развивается вследствие воздействия импульсного тока, а постоянный ток способствует его проявлению и предотвращает развитие судорожного синдрома, вызываемого импульсным током [3]. Кроме того, под влиянием постоянного тока значительно уменьшается сопротивление кожи, что позволяет увеличить силу импульсного тока без повышения напряжения и тем самым повысить его АЭ.
Задачей нашего исследования являлось изучение изменения содержания норадреналина в сыворотке крови под воздействием ТЭС-терапии при ППП, соответственно коррекция вегетативных нарушений, создание биологической готовности организма к родам, нормализация сократительной деятельности матки, возможность лечения фетоплацентерной недостаточности.
В процессе исследования наблюдалась группа из 30 женщин в сроке беременности 38–40 недель с ППП.
В группу исследуемых входили беременные:
1) возраст 18–29 лет (исключены возрастные первородящие);
2) исключены беременные с гестозом;
3) исключены беременные с экстрагинетальной патологией;
4) у всех определялось головное предлежание и средняя масса плода.
Научно-практическое исследование проводилось на базе клинического родильного объединения «Родильный дом» (г. Краснодар, ул. Комсомольская, 44).
Для ТЭС-терапии применялся аппарат «ТРАНСАИР-2», предполагающий фронто-мастоидальное расположение электродов, генерирующий прямоугольные импульсы тока с частотой 77,5 Гц и длительностью импульса 3,5 с по одной процедуре 15 мин – первый день лечения, 25 мин – второй день и 35 мин − 3 день.
Концентрация норадреналина определялась с помощью метода Noradrenalin ELISA (иммуноферментный набор для in vitro количественного определения норадреналина в человеческой плазме крови). Забор крови (15 мл) осуществляется с помощью шприца, кровь помещается в кювету со стандартным стабилизатором EDTA. И шприц, и кювету необходимо предварительно охладить до 2–4 °C. Для получения плазмы образец центрифугируется 15 минут при 1600 оборотов в минуту. Полученную плазму хранят в микропланшете в морозильной камере при температуре –20 °C.
Параллельно контроль лечения осуществляется с помощью аппарата УЗИ Diagnostic Ultrasound System 35–35. Изменения характера сердечной деятельности плода и сократительной деятельности матки одновременно фиксировались аппаратом Phethalgart-3000, позволяющим вести двухканальную запись (первый канал – КТГ плода, второй – одноканальная гистерограмма с расположением датчика в области дна матки). Также контролировались биохимические показатели и свертывающая система крови с помощью традиционных методик.
Уровень норадреналина в крови определялся дважды:
1) до начала лечения с целью определения исходных показателей;
2) после проведения ТЭС-терапии для получения данных о физиологическом влиянии метода на изменение уровня норадреналина.
В ходе исследования установлено, что уровень норадреналина превышал содержание его у женщин с нормальным течением беременности в 3,6 раза. Что превышает основные среднестатистические показатели нормального уровня норадреналина в плазме крови ( < 680 пг/мл).
Проведение стандартного лечения патологического прелиминарного периода не приводило к достоверному снижению уровня норадреналина в крови у пациенток (таблица).
Изменение уровня норадреналина крови у пациенток патологическим прелиминарным периодом в процессе лечения
Показатель |
Группа с нормальным течениембеременности (n = 15) |
Группа со стандартным лечением (n = 34) |
Группа со стандартным лечением + ТЭС-терапия (n = 34) |
||
Норадреналин, пг/мл |
460,0 |
до лечения |
после лечения |
до лечения |
после лечения |
1637,6 |
1569,1 |
1663,7 |
1098,042 |
В группе с проведением ТЭС-терапии после 3 процедур показатели уровня норадреналина снижались на 34 % (см. таблицу).
Клинически применение ТЭС-терапии при ППП сопровождалось общим улучшением психосоматического состояния, снижением болевого синдрома, нормализацией сна и снижением патологического тонуса миометрия. То есть применение ТЭС-терапии модулирует функциональное состояние вегетативной нервной системы, что проявляется в увеличении функциональных резервов организма беременной женщины.
Таким образом, применение ТЭС-терапии в течение 3 дней привело к снижению уровня норадреналина в крови беременных и оказало выраженный клинический эффект.
Перспективы использования ТЭС-терапии в акушерстве и, в частности, при лечении ППП подтверждаются опытом применения данного метода лечению гестозов [2] и угрозы прерывания беременности [1], где установлено практическое отсутствие побочных эффектов. В отличие от многих других электрофизиологических методов продолжительность курса ТЭС-терапии составляла только 3 дня (1 процедура в день). С экономической точки зрения применение ТЭС-терапии является более выгодным.
Рецензенты:
Сторожук А.П., д.м.н., профессор, главный врач, МБУЗ «Родильный дом», г. Краснодар;
Павлюченко И.И., д.м.н., профессор кафедры фундаментальной и клинической биохимии, ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
Работа поступила в редакцию 10.12.2012.