Характерной особенностью функционирования и задач, поставленных перед органами прокуратуры 1930-х гг., является то, что непосредственные полномочия прокуратуры – надзор за законностью – в эти годы отошли на второй план как в стране в целом, так и в Удмуртии. Основное содержание задач прокуратуры на данном этапе было определено постановлением от 28.08.1934 г. [1], которое было принято во многом в соответствии с решениями XVII съезда ВКП (б). В постановлении указывалось на необходимость перестройки всех звеньев судебно-прокурорской системы, а также основные недостатки в работе прокуратуры.
Основными недоработками прокуратуры являлись:
1) притупление классовой бдительности;
2) грубейшие политические ошибки;
3) низкое качество работы;
4) неудовлетворительное наблюдение за следствием;
5) слабая постановка и качество судебного надзора;
6) ошибки в политике предания суду по отдельным делам;
7) загруженность прокурорских работников не свойственными им функциями;
8) недостаточное влияние и защита материально-бытовых интересов трудящихся;
9) недостаточная работа по подбору, подготовке и переподготовке кадров работников юстиции.
В соответствии с решениями XVII съезда ВКП(б) основным содержанием работы органов юстиции на данном этапе должна была являться борьба с расхищением социалистической собственности, борьба за строжайшее выполнение законов советского правительства, соблюдение государственной дисциплины, борьба с бюрократизмом и волокитой.
В Удмуртской автономной области [Удмуртская республика с 1 января 1932 года по 28 декабря 1934 года называлась Удмуртская автономная область] на основании выводов XVII съезда ВКП(б) задачами органов прокуратуры являлись – надзор и содействие кампании по проведению уборки и поставки зерна государству и содействие прокуратуры на фронте животноводства. Кроме того, в круг обязанностей прокуратуры входили:
1) борьба против нарушения революционной законности;
2) необходимость организовать работу в прокуратуре таким образом, чтобы разгрузить ее от ненужных функций и установить основное направление работы районных прокуроров по линии организации систематического, повседневного и ответственного надзора за судом;
3) личное участие прокуроров во всех процессах, имеющих общественное значение, обеспечение повседневного надзора за производимыми арестами, за содержанием под стражей в камерах предварительного следствия и изоляторах;
4) создание перелома в деле подготовки и переподготовки кадров путем стимулирования работников к заочной учебе [1].
Анализируя работу прокуратуры Удмуртской автономной области середины 30-х гг., можно сделать вывод, что приоритетное значение в органах прокуратуры имела борьба с хищениями и растратами социалистической собственности в различных сферах. Прокуратура УАО предлагала:
1. Максимально усилить борьбу с хищениями и растратами путем быстрого продвижения этих дел в органах расследования, а также судах.
2. Окончить все дела этой категории в декадный срок, не допуская случаев задержки. Лиц, которые допускали медленность расследования этих дел, привлекали к ответственности [1: Л. 86].
Но, несмотря на проделанную прокуратурой УАО работу и конкретные указания и распоряжения, касающиеся растрат и злоупотреблений в различных сферах жизни, прокурор УАО в своем письме от 2.08.1934 г. [1: Л. 124] указывал, что растраты в области продолжали расти, дела вместо быстроты проведения следствия и судебного рассмотрения продолжали задерживаться на несколько месяцев.
По-прежнему внимание прокуратуры было обращено на участие в переустройстве сельского хозяйства, в переводе его с индивидуального на коллективные формы ведения [решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 г.], в обеспечении выполнения обязательных поставок и заготовок сельхозпродукции [Хлебозаготовки в СССР – мероприятия по централизованной заготовке зерновых, имеющие задачу обеспечить достаточное наличие хлеба по цене, соответствующей интересам всего социалистического хозяйства в целом. В.И. Ленин ставил проблему о хлебе как проблему социализма]. Так, в Постановлении оперативного совещания Прокурора СССР от 03.08.1934 г. № 32[1] было предложено всем работникам прокуратуры перестроить свою работу таким образом, чтобы основной удар судебной репрессии по делам, связанным с зернопоставками, был сосредоточен на борьбе с антигосударственными тенденциями отдельных руководителей совхозов и колхозов по фактам задержки сдачи хлеба государству, с хищениями и незаконной торговлей хлебом. Одновременно обязанностью всех прокуроров являлась организация активной борьбы с перекупщиками-спекулянтами. Должностные лица колхозов, совхозов за незаконную продажу хлеба привлекались к уголовной ответственности [1]. В Удмуртской автономной области для реализации этих задач и для того чтобы охватить большинство районов Удмуртии, работникам прокуратуры были откомандированы 3 помощника прокурора и 2 члена суда. В результате был проведен показательный процесс в колхозе «Красный герой» Граховского района. Было осуждено 3 человека на 3, 7 и 5 лет лишения свободы за покушение и угрозы руководству колхоза, антисоветские выступления против колхозного строя [2].
С образованием Удмуртской АССР на основании Постановления 1-й сессии 1-го созыва ЦИК УАССР от 12 января 1935 г. Удмуртская областная прокуратура была преобразована в Прокуратуру УАССР. В функции прокуратуры входило: всемерное укрепление и охрана общественной социалистической собственности, борьба с нарушением революционной законности, быстрое и правильное рассмотрение жалоб граждан, развертывание работы по осуществлению общего надзора, защита прав и интересов трудящихся [3].
В структуру Прокуратуры УАССР в 1935 г. входили:
1) областной прокурор;
2) заместитель облпрокурора;
3) старший помощник;
4) помощник прокурора;
5) старший следователь;
6) старший секретарь;
7) заведующий секретной частью;
8) бухгалтер;
9) счетовод;
10) делопроизводитель;
11) старшая машинистка;
12) машинистка;
13) курьер [4].
В 1935–1936 гг. И.В. Сталин поставил перед страной новую задачу – ежегодно производить до 7–8 миллиардов пудов хлеба [5]. В силу этого СНК СССР и ВКП(б) в Постановлении «Об организационно – хозяйственном укреплении колхозов и подъема сельского хозяйства в областях, краях и республиках нечерноземной полосы» от 19.12.1935 г. конкретно указали пути и средства подъема урожайности. На основании этих указаний основными задачами прокуратуры на 1935–1936 гг. стали:
1. Политическая бдительность, классовое чутье, умение вовремя разглядеть вылазки классового врага и наносить решительный удар по этим вылазкам.
2. Решительное пресечение различных форм противодействия стахановским методам работы.
3. Включение в проведение подготовки посевной кампании. В целях выполнения указанных задач прокурор УАССР в директивном письме от 08.01.1936 г. [5] предложил провести следующие мероприятия:
1) организовать наблюдение через свой актив над выполнением использования местных удобрений и своевременным выкупом и завозом минеральных удобрений. В случае саботажа, срыва этих мероприятий или агитации виновных привлекать к уголовной ответственности;
2) устав сельскохозяйственной артели должен являться основным государственным законом колхозов, который необходимо строго соблюдать и наказывать виновных за его нарушения. Органы прокуратуры должны взять под повседневный контроль исполнение устава через актив и привлекать к строгой ответственности тех лиц, которые допускали нарушение законности.
Несмотря на столь строгие указания высших органов власти, в работе прокуратуры УАССР имелись некоторые недостатки. Так, в постановлении камерного совещания при прокуратуре УАССР от 3.03.1936 г. [5: Л. 63], отмечалось, что, проанализировав доклады прокуратуры Граховского, Барышниковского и Увинского районов о работе по подготовке к посевной кампании и проведении в жизнь устава сельскохозяйственной артели, можно сделать вывод, что прокуроры этих районов к данному моменту не провели никакой работы в этой области.
Трудности по исполнению задач поставленных перед Прокуратурой УАССР на 1935–1936 гг., особенно прослеживаются в работе районных прокуратур. Одной из основных причин неисполнения районными прокурорами своих обязанностей являлось отсутствие квалифицированных кадров.
Для решения этого вопроса и стимулирования повышения квалификации работников прокуратуры по всей стране была разработана система льгот и поощрений для работников прокуратуры, проходящих обучение по специальностям. В Циркуляре Прокурора СССР № 66/1931/X.1936 г. [6] указывалось на создание для работника прокуратуры и следствия необходимых условий для получения юридического образования. При этом устанавливались соответствующие льготы:
1. Для участия в учебных и экзаменационных сессиях – студенты заочники, работающие в прокуратуре, освобождались от работы на время проведения сессии в общей сложности до 20 дней.
2. Участие в учебных экзаменационных сессиях, проводимых вне места постоянной работы заочника, приравнивалось к служебной командировке и оплачивался проезд на сессию и обратно, суточные, квартирные.
Также причиной недостатков в работе прокуратуры являлась перегруженность работников прокуратуры не свойственными им задачами и функциями. Так, анализируя архивные материалы, можно сделать вывод, что надзор прокуратуры за законностью часто подменялся вмешательством в управленческие и хозяйственные дела организаций и учреждений. Работники прокуратуры, исполняя партийные указания и директивы, зачастую были вынуждены заниматься не свойственными органам прокуратуры вопросами, относящимися к ведению местных органов власти и различных организаций и учреждений. Так, в число поставленных перед прокуратурой задач в период уборки хлеба и подготовке к ней являлись – надзор за правильным использованием сельскохозяйственных машин, надлежащей организацией труда во время уборки, молотьбы, перевозки и сдачи продукции государству и т.д. [7]. Таким образом, на исполнение прямых обязанностей у прокурора зачастую не оставалось времени.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и проанализировав архивные материалы, можно сделать вывод, что непосредственные полномочия прокуратуры – надзор за законностью – в эти годы отошли на второй план как в стране в целом, так и в УАССР. Приоритетными направлениями в задачах, поставленных перед органами прокуратуры, как мы уже указывали ранее, стали борьба с антигосударственными элементами, при этом их состав в 30-е годы все более увеличивался в соответствии с указаниями партии и правительства, охрана советской социалистической собственности, участие прокуратуры в переустройстве сельского хозяйства в соответствии с курсом страны в целом и, исходя из этой задачи, надзор за исполнением сельскохозяйственного устава как основного государственного закона колхозов и др. Основными препятствиями на пути решения поставленных перед прокуратурой УР задач являлись отсутствие квалифицированных кадров и перегруженность работников прокуратуры не свойственными им обязанностями.
Рецензенты:
Войтович В.Ю., д.ю.н., к.и.н., профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск;
Каминский М.К., д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ, зам. директора ИПСУБ ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск.
Работа поступила в редакцию 08.10.2013.
Библиографическая ссылка
Козлова Л.Н. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГОДОВ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-7. – С. 1630-1633;URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32639 (дата обращения: 25.01.2025).