Научный журнал
Фундаментальные исследования
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОДНОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ

Баландина Л.Л. 1
1 ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Пермь
Проведен анализ родительско-детских взаимодействий в семьях, воспитывающих единственных детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в исследовании, подтверждают гипотезу о наличии специфических особенностей отцовского и материнского отношений, обусловленных полом детей. Отцы более принимают личностные качества, поведенческие реакции сыновей, но проявляют больше беспокойства за дочерей. Родительские взаимодействия матерей явно не определяются полом ребенка, но обнаружена тенденция к проявлению строгости, требовательности и одновременно эмоциональной близости матерей в отношениях с девочками. Выявлены специфические связи между показателями родительских отношений и самооценки мальчиков, девочек в однодетных семьях. Родительские взаимодействия отцов более связаны, чем взаимодействия матерей с самооценкой ребенка. Снижает самооценку детей обоих полов высокая требовательность и строгость отцов; более низкая самооценка у девочек формируется в условиях психологического принятия их отцом и матерью. Рассмотрен вклад показателей родительского отношения отцов и матерей в самооценку мальчиков и девочек.
размер семьи
однодетная семья
детско-родительские взаимодействия
самооценка
пол ребенка и родителя
1. Баландина Л.Л. Гендерные особенности индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. – М.: Смысл, 2011. – С. 612–626.
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
3. Корниенко Д.С. Проблема метаиндивидуальности в детско-родительских отношениях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2010. – № 2. – Т. 7. – С. 124–137.
4. Корниенко Д.С., Баландина Л.Л., Харламова Т.М. Интегральная индивидуальность и конфигурация семьи: монография; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 222 с.
5. Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект // Психолог в детском саду. – 2006. – № 3. – С. 93–103.
6. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? (Психологический очерк индивидуальности детей из многодетных семей): монография; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 166 с.
7. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 57–67.

В современном мире значительно возросло внимание к проблемам семьи и ее роли в становлении личности ребенка. Важным для понимания специфики разных семей является понятие конфигурации семьи. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание членов семьи и т.п.

Размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями в теоретических и экспериментальных исследованиях (А. Адлер, Т.А. Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Е.А. Силина, Г.Т. Хоментаускас и др.) рассматриваются как опосредующие факторы влияния среды на формирование индивидуальности детей [4, 6].

В настоящее время многие семьи имеют одного ребенка. Семья в современных условиях направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни. В таких семьях по-особому складываются родительско-детские отношения, и личностные характеристики единственного ребенка обладают своеобразием [2, 3, 4, 6]. В связи с этим приобретает важность вопрос о роли размера семьи в проявлении родительских отношений – в чем состоят различия между взаимодействием с мальчиком и девочкой в семье [5], как проявляется материнское и отцовское отношение к ребенку в однодетной семье в каждом периоде его жизни.

Родительские отношения можно рассматривать в целом как метаиндивидуальный контекст, который создается всеми членами семьи. Если рассматривать воздействие родителей на ребенка, то целесообразно учитывать взаимосвязи параметров родительского отношения отцов и матерей. Свойства детей также играют свою роль, определяя взаимодействия родителей [3]. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка [7]. Данная проблема вызывает интерес и требует дальнейших исследований.

Целью настоящего исследования стало изучение характера взаимодействия родителей и детей в семье, имеющей единственного ребенка старшего дошкольного возраста. Мы полагали, что пол родителя и ребенка обуславливают особенности родительско-детских взаимодействий и вклад этих отношений в формирование самооценки дошкольника.

В исследовании принимали участие 50 однодетных семей г. Перми – дети старшего дошкольного возраста и их родители, всего 150 человек. Для рассмотрения обозначенной проблемы нами был применен опросник И.И. Марковской (Марковская, 2006) «Взаимодействие родителя с ребенком», представленный в варианте для родителей дошкольников и младших школьников и «Лесенка» С. Якобсона.

Анализ средних значений изучаемых показателей по t-критерию Стьюдента позволил установить общее и специфичное в родительско-детских взаимодействиях в зависимости от пола детей и от пола родителей. Корреляционный анализ Пирсона определил специфику взаимосвязей между показателями взаимодействий и самооценки девочек и мальчиков. Процедура регрессионного анализа позволила выявить определенный вклад показателей родительского отношения в самооценку мальчиков и девочек из однодетных семей.

Сравнительный анализ межличностных характеристик родителей позволил выявить некоторые различия в отношениях отца и матери к единственным детям из однодетных семей без учета пола ребенка (рис. 1).

pic_30.wmf

Рис. 1. Различия показателей родительско-детских взаимодействий отцов и матерей к детям в однодетной семье

Показатели «мягкость – строгость» (t = 3,16; p < 0,01), «автономность – контроль» (t = 5,13; p < 0,001), «эмоциональная дистанция – близость» (t = 2,88; p < 0,01), «тревожность за ребенка» (t = 4,77; p < 0,001) имеют значимые различия и выше у матерей по сравнению с отцами. Матери более строги в своих требованиях, у них выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Но в тоже время у матерей наблюдается большая эмоциональная близость с ребенком и тревожность за него.

Показатель «воспитательная конфронтация в семье» (p < 0,1) выше у матерей, а показатель «удовлетворенность отношением с ребенком» (p < 0,1) – у отцов. Матери больше замечают разногласий между членами семьи по вопросам воспитания ребенка. А отцам более чем матерям нравятся отношения со своим ребенком, и они убеждены в правильности своего воспитания. В детских возрастах мать более чем отец включена в воспитательный процесс. Уделяя много времени и внимания ребенку, она берет на себя основную ответственность за его развитие. Играя доминирующую роль в вопросах воспитания, матери формируют некоторые правила взаимодействия, проявляя настойчивость в их соблюдении другими членами семьи, вероятно, со свойственной женщине эмоциональностью.

Анализ показателей взаимодействия каждого из родителей с мальчиками и девочками позволил их дифференцировать и выявить некоторое своеобразие отношений в зависимости от пола родителя и ребенка. Особенности взаимодействия отцов с мальчиками и девочками в однодетной семье представлены на рис. 2.

pic_31.wmf

Рис. 2. Различия показателей взаимодействия отцов с ребенком-мальчиком и ребенком-девочкой в однодетной семье

Показатель «отвержение – принятие» (t = 2,04; p < 0,05) значимо выше у отцов мальчиков. Отцы больше принимают личностные качества, поведенческие проявления мальчика, чем девочки. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. Мальчики осваивают мужскую роль, основным ориентиром для подражания обычно является отец. Для мальчиков, независимо от размера семьи, важны отношения с отцом [1]. Вероятно, такие отношения между отцом и сыном основаны на половой и гендерной общности.

Отцы девочек имеют более высокие оценки по показателю «тревожность за ребенка» (t = 3,86; p < 0,001). Они демонстрируют эмоциональное отношение к девочкам (в отличие от рационального принятия мальчиков), проявляя больше беспокойства за дочь, чем за сына в своем стремлении защитить, оградить ее от опасностей.

Отцы отмечают больше разногласий по вопросам воспитания в семьях, в которых растут девочки, характеризуя наличие «воспитательной конфронтации в семье» (t = 4,13; p < 0,001). В данном случае матери, принимая воспитательную практику отцов в отношениях с сыновьями, проявляют больше самостоятельности и несогласия с воспитательной позицией отцов, участвующих в воспитании девочек.

Родительские взаимодействия матери с мальчиками и девочками в однодетной семье значимо не различаются, они менее дифференцированы, чем отношения отца с ребенком, что объясняется спецификой материнской роли. Но средние значения выше в выборке матерей девочек, чем матерей мальчиков по таким показателям, как «эмоциональная дистанция – близость» (p < 0,1), «нетребовательность – требовательность» (p < 0,1), «мягкость – строгость» (p < 0,2), «удовлетворенность отношениями» матери с ребенком (p < 0,2). То есть матери более строги и требовательны по отношению к девочкам, чем к мальчикам, и вместе с тем между матерью и дочерью наблюдается большая эмоциональная близость и удовлетворенность отношениями.

Анализ взаимосвязей между показателями родительско-детских взаимодействий и самооценки девочек и мальчиков из однодетных семей выявил в основном связи с родительскими взаимодействиями отца, что демонстрирует особую роль этих отношений в формировании самооценки единственного ребенка.

Самооценка девочки имеет отрицательную связь с показателями «отвержение – принятие» матери и отца (р < 0,05; 0,001) и «нетребовательность – требовательность» (р < 0,01), «автономность – контроль» отца (р < 0,01).

Принятие родителями своего ребенка является важным фактором его успешного развития – данный тезис известен в науке и практике. С этим представлением расходится полученный в исследовании факт, характеризующий специфику современной однодетной семьи: чем больше отцы и матери принимают свою дочь, тем ниже ее самооценка. Возможно, что принятие девочки сопровождается определенными воспитательными воздействиями родителей, предъявлением ребенку высоких стандартов поведения, деятельности и т.д., которым она не всегда может соответствовать.

Высокая требовательность и контроль отца также приводит к снижению самооценки девочки. Подобные отношения со стороны матери не подавляют и не нарушают формирование позитивных представлений ребенка о себе, а в поведении отца девочкам необходимо проявление иных чувств и взаимодействий, связанных с проявлением доверия к ребенку.

«Мягкость – строгость» отца имеет отрицательные связи с показателем самооценки отношения матери к девочке (р < 0,01) и самооценки отношения отца к девочке (р < 0,01). Показатель «эмоциональная дистанция-близость» положительно связан с самооценкой отношения отца к девочке (р < 0,01). Чем большая эмоциональная близость между отцом и дочерью, и чем отец менее строг в применяемых правилах и мерах, тем девочка выше оценивает отношение к себе не только отца, но и матери. По-видимому, эмоциональная теплота и мягкость в отношениях отца с дочерью создает благоприятную основу родительско-детских отношений в семье.

Самооценка мальчика имеет положительную связь с показателем «автономность-контроль» матери (р < 0,05). При усилении контролирующих действий матери у мальчика повышается самооценка. Требуя от ребенка послушания и дисциплины, мать уделяет сыну много внимания, оказывает ему необходимую поддержку, учит управлять собой. Такой характер взаимоотношений может создавать условия для достижений и формирования высокой самооценки мальчиков-дошкольников.

Самооценка мальчика также, как и самооценка девочки, имеет отрицательную связь с «нетребовательностью – требовательностью» отца (р < 0,01), а также с показателем «мягкость – строгость» отца (р < 0,05). То есть чем выше требовательность и строгость отца по отношению к мальчику, тем у него ниже самооценка. Отец, предъявляя свои требования, ожидает высокого уровня ответственности от ребенка, использует принуждение, применяет строгие меры и правила. Подобные взаимодействия отца подавляют любые проявления единственного ребенка и негативно сказываются на самооценке. Возможно и другое объяснение данного факта – отец, имеющий ребенка неуверенного, робкого, низко оценивающего себя, стремится по-своему, по-мужски, формировать иные социально одобряемые качества в своем ребенке, при этом избирает достаточно жесткий стиль взаимодействий. А в отношениях с ребенком, имеющим высокую самооценку, отец менее требователен и строг.

Самооценка отношения отца к мальчику имеет отрицательную связь с показателем «мягкость – строгостью» отца (р < 0,01) и положительную связь с показателем удовлетворенности отношениями с сыном (р < 0,01). Чем менее строг отец в своих мерах и правилах, и чем больше получает удовольствия от общения с сыном, тем мальчик более высоко оценивает отношение отца к себе.

Анализ вклада показателей родительского взаимодействия в самооценку мальчиков и девочек из однодетных семей имеет свою специфику. Рассмотрение вклада показателей родительского отношения в самооценку мальчиков методом прямого пошагового включения переменных показало следующее. В регрессионную модель со значимыми коэффициентами вошли 8 независимых переменных из 20 изучаемых переменных. В целом модель оказалась значимой (F = 6,16; p < 06). Наибольший вклад в величину самооценки мальчика вносят в порядке убывания значимости «нетребовательность – требовательность» матери (низкие значения), «отвержение – принятие» матери (низкие значения), «воспитательная конфронтация» отца (низкие значения), «автономность – контроль» матери (высокие значения), удовлетворенность матери отношениями с ребенком (высокие значения), «отвержение – принятие» отца (высокие значения), «удовлетворенность отношениями» отца (низкие значения) и «мягкость – строгость» матери (высокие значения). Вклад других отдельных переменных является несущественным.

Самооценка мальчиков повышается при снижении требовательности матери, но усилении ее строгости и контроля над сыном; самооценка у мальчиков становится выше при снижении воспитательной конфронтации отца и разногласий в воспитании. Два стиля взаимодействия «отвержение – принятие» и «удовлетворенность отношениями» отца и матери противоположным образом вносят свой вклад в самооценку мальчика. Самооценка ребенка повышается, если мать демонстрирует удовлетворенность отношениями с сыном, а удовлетворенность отношениями отца с сыном снижена. Самооценка мальчика выше, если принятие сына матерью снижается, а принятие сына отцом повышается.

При рассмотрении вклада показателей родительского отношения в самооценку девочек, выявлено, что в целом модель, включающая в себя показатели родительско-детских взаимодействий, оказалась незначимой (p > 0,1). Переменные в предъявленном их сочетании не вносят значимый вклад в величину самооценки девочек.

Выводы

Мать проявляет большую, чем отец тревожность за ребенка, в то же время демонстрирует контролирующее поведение и строгость в своих требованиях. Родительские взаимодействия матери в отличие от отца явно не определяются полом ребенка. При этом несколько большая требовательность и строгость матери отмечается по отношению к девочкам, чем к мальчикам в сочетании с эмоциональной близостью, которую она испытывает ко всем детям, но особенно к девочкам.

Отец больше принимает личностные качества и поведение мальчика, чем девочки. Но в отношениях проявляет больше беспокойства за дочь, чем за сына, и отмечает разногласия между родителями по вопросам воспитания девочки.

Принятие матерью и отцом дочери приводит к снижению ее самооценки, что расходится с представлением о принятии личности ребенка как важного условия благоприятного развития. Данный факт может быть обусловлен воспитательными практиками и установками родителей, характерными для однодетной семьи и требующими более пристального внимания исследователей.

Требовательность со стороны отца, наделение ребенка обязанностями с использованием принуждения и требований в их неукоснительном выполнении приводит к снижению самооценки девочек и мальчиков.

Контроль отца снижает самооценку девочки, а контроль матери повышает самооценку мальчика. Высокая самооценка девочки формируется при проявлении отцом доверия и предоставление возможности для реализации самостоятельности. Высокая оценка мальчика обусловлена требованиями дисциплины и послушания со стороны матери.

Дифференцированный подход к изучению однодетных семей позволяет выявить частные тенденции, которые перекрываются общими закономерностями развития и функционирования семьи и остаются незамеченными. Данное исследование позволило обратить внимание на некоторые специ­фические аспекты родительско-детских взаимоотношений в семье, воспитывающей единственного ребенка-дошкольника с учетом пола родителей и детей.

Статья выполнена в рамках проекта№ 032-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.


Библиографическая ссылка

Баландина Л.Л. РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И САМООЦЕНКА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОДНОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1121-1125;
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30717 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674