Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

CHILDREN-PARENTS INTERACTION AND BOYS AND GIRLS’ OF SENIOR PRE-SCHOOL AGE SELF-CONCEPT IN ONE-CHILD FAMILIES

Balandina L.L. 1
1 Perm State Humanities and Educationl University, Perm
The analysis of children-parents interaction in one-child families with children of senior pre-school age was carried out. The results of the survey prove the hypothesis of peculiarities in fatherly and motherly attitudes determined by children’s sex. Fathers accept sons’ personal qualities and behavioral reactions more than daughters’ but show more anxiety for daughters. Mothers’ parental attitudes are not determined by children’s sex but there is tendency among mothers in strictness, exactingness and simultaneously emotional closeness in relations with daughters. The survey also shows specific interdependences in parental relations and self-concept of boys and girls in one-child families. Fatherly relations influence children’s self-concept more than motherly ones. Immense father’s strictness and exactingness cause children’s low self-concept among both girls and boys; lower self-concept among girls is the reason of her psychological acceptance by father and mother. Input of parental relations into self-concept of boys and girls is examined.
family size
one-child family
children-parents interaction
self-concept
child’s and parent’s sex
1. Balandina L.L. Gendernye osobennosti individual’nosti detej iz mnogodetnyh i odnodetnyh semej // Psihologija integral’noj individual’nosti: Permskaja shkola. M.: Smysl, 2011. рр. 612–626.
2. Karabanova O.A. Psihologija semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul’tirovanija. M.: Gardariki, 2004. 320 р.
3. Kornienko D.S. Problema metaindividual’nosti v detsko-roditel’skih otnoshenijah // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. no. 2. T. 7. 2010. pp. 124–137.
4. Kornienko D.S., Balandina L.L., Harlamova T.M. Integral’naja individual’nost’ i konfiguracija sem’i: monografija; Perm. gos. ped. un-t. Perm’, 2011. 222 h.
5. Maljavina S.S., Pivcajkina O.A. Osobennosti detsko-roditel’skih otnoshenij v sem’jah: gendernyj aspekt // Psiholog v detskom sadu. 2006. no. 3. pp. 93–103.
6. Silina E.A., Balandina L.L. Kakie oni, deti iz mnogodetnyh semej? (Psihologicheskij ocherk individual’nosti detej iz mnogodetnyh semej): monografija; Perm. gos. ped. un-t. Perm’, 2005. 166 p.
7. Smirnova E.O., Sokolova M.V. Struktura i dinamika roditel’skogo otnoshenija v ontogeneze rebenka // Voprosy psihologii. 2007. no. 2. pp. 57–67.

В современном мире значительно возросло внимание к проблемам семьи и ее роли в становлении личности ребенка. Важным для понимания специфики разных семей является понятие конфигурации семьи. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание членов семьи и т.п.

Размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями в теоретических и экспериментальных исследованиях (А. Адлер, Т.А. Думитрашку, И.В. Равич-Щербо, Е.А. Силина, Г.Т. Хоментаускас и др.) рассматриваются как опосредующие факторы влияния среды на формирование индивидуальности детей [4, 6].

В настоящее время многие семьи имеют одного ребенка. Семья в современных условиях направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни. В таких семьях по-особому складываются родительско-детские отношения, и личностные характеристики единственного ребенка обладают своеобразием [2, 3, 4, 6]. В связи с этим приобретает важность вопрос о роли размера семьи в проявлении родительских отношений – в чем состоят различия между взаимодействием с мальчиком и девочкой в семье [5], как проявляется материнское и отцовское отношение к ребенку в однодетной семье в каждом периоде его жизни.

Родительские отношения можно рассматривать в целом как метаиндивидуальный контекст, который создается всеми членами семьи. Если рассматривать воздействие родителей на ребенка, то целесообразно учитывать взаимосвязи параметров родительского отношения отцов и матерей. Свойства детей также играют свою роль, определяя взаимодействия родителей [3]. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка [7]. Данная проблема вызывает интерес и требует дальнейших исследований.

Целью настоящего исследования стало изучение характера взаимодействия родителей и детей в семье, имеющей единственного ребенка старшего дошкольного возраста. Мы полагали, что пол родителя и ребенка обуславливают особенности родительско-детских взаимодействий и вклад этих отношений в формирование самооценки дошкольника.

В исследовании принимали участие 50 однодетных семей г. Перми – дети старшего дошкольного возраста и их родители, всего 150 человек. Для рассмотрения обозначенной проблемы нами был применен опросник И.И. Марковской (Марковская, 2006) «Взаимодействие родителя с ребенком», представленный в варианте для родителей дошкольников и младших школьников и «Лесенка» С. Якобсона.

Анализ средних значений изучаемых показателей по t-критерию Стьюдента позволил установить общее и специфичное в родительско-детских взаимодействиях в зависимости от пола детей и от пола родителей. Корреляционный анализ Пирсона определил специфику взаимосвязей между показателями взаимодействий и самооценки девочек и мальчиков. Процедура регрессионного анализа позволила выявить определенный вклад показателей родительского отношения в самооценку мальчиков и девочек из однодетных семей.

Сравнительный анализ межличностных характеристик родителей позволил выявить некоторые различия в отношениях отца и матери к единственным детям из однодетных семей без учета пола ребенка (рис. 1).

pic_30.wmf

Рис. 1. Различия показателей родительско-детских взаимодействий отцов и матерей к детям в однодетной семье

Показатели «мягкость – строгость» (t = 3,16; p < 0,01), «автономность – контроль» (t = 5,13; p < 0,001), «эмоциональная дистанция – близость» (t = 2,88; p < 0,01), «тревожность за ребенка» (t = 4,77; p < 0,001) имеют значимые различия и выше у матерей по сравнению с отцами. Матери более строги в своих требованиях, у них выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Но в тоже время у матерей наблюдается большая эмоциональная близость с ребенком и тревожность за него.

Показатель «воспитательная конфронтация в семье» (p < 0,1) выше у матерей, а показатель «удовлетворенность отношением с ребенком» (p < 0,1) – у отцов. Матери больше замечают разногласий между членами семьи по вопросам воспитания ребенка. А отцам более чем матерям нравятся отношения со своим ребенком, и они убеждены в правильности своего воспитания. В детских возрастах мать более чем отец включена в воспитательный процесс. Уделяя много времени и внимания ребенку, она берет на себя основную ответственность за его развитие. Играя доминирующую роль в вопросах воспитания, матери формируют некоторые правила взаимодействия, проявляя настойчивость в их соблюдении другими членами семьи, вероятно, со свойственной женщине эмоциональностью.

Анализ показателей взаимодействия каждого из родителей с мальчиками и девочками позволил их дифференцировать и выявить некоторое своеобразие отношений в зависимости от пола родителя и ребенка. Особенности взаимодействия отцов с мальчиками и девочками в однодетной семье представлены на рис. 2.

pic_31.wmf

Рис. 2. Различия показателей взаимодействия отцов с ребенком-мальчиком и ребенком-девочкой в однодетной семье

Показатель «отвержение – принятие» (t = 2,04; p < 0,05) значимо выше у отцов мальчиков. Отцы больше принимают личностные качества, поведенческие проявления мальчика, чем девочки. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. Мальчики осваивают мужскую роль, основным ориентиром для подражания обычно является отец. Для мальчиков, независимо от размера семьи, важны отношения с отцом [1]. Вероятно, такие отношения между отцом и сыном основаны на половой и гендерной общности.

Отцы девочек имеют более высокие оценки по показателю «тревожность за ребенка» (t = 3,86; p < 0,001). Они демонстрируют эмоциональное отношение к девочкам (в отличие от рационального принятия мальчиков), проявляя больше беспокойства за дочь, чем за сына в своем стремлении защитить, оградить ее от опасностей.

Отцы отмечают больше разногласий по вопросам воспитания в семьях, в которых растут девочки, характеризуя наличие «воспитательной конфронтации в семье» (t = 4,13; p < 0,001). В данном случае матери, принимая воспитательную практику отцов в отношениях с сыновьями, проявляют больше самостоятельности и несогласия с воспитательной позицией отцов, участвующих в воспитании девочек.

Родительские взаимодействия матери с мальчиками и девочками в однодетной семье значимо не различаются, они менее дифференцированы, чем отношения отца с ребенком, что объясняется спецификой материнской роли. Но средние значения выше в выборке матерей девочек, чем матерей мальчиков по таким показателям, как «эмоциональная дистанция – близость» (p < 0,1), «нетребовательность – требовательность» (p < 0,1), «мягкость – строгость» (p < 0,2), «удовлетворенность отношениями» матери с ребенком (p < 0,2). То есть матери более строги и требовательны по отношению к девочкам, чем к мальчикам, и вместе с тем между матерью и дочерью наблюдается большая эмоциональная близость и удовлетворенность отношениями.

Анализ взаимосвязей между показателями родительско-детских взаимодействий и самооценки девочек и мальчиков из однодетных семей выявил в основном связи с родительскими взаимодействиями отца, что демонстрирует особую роль этих отношений в формировании самооценки единственного ребенка.

Самооценка девочки имеет отрицательную связь с показателями «отвержение – принятие» матери и отца (р < 0,05; 0,001) и «нетребовательность – требовательность» (р < 0,01), «автономность – контроль» отца (р < 0,01).

Принятие родителями своего ребенка является важным фактором его успешного развития – данный тезис известен в науке и практике. С этим представлением расходится полученный в исследовании факт, характеризующий специфику современной однодетной семьи: чем больше отцы и матери принимают свою дочь, тем ниже ее самооценка. Возможно, что принятие девочки сопровождается определенными воспитательными воздействиями родителей, предъявлением ребенку высоких стандартов поведения, деятельности и т.д., которым она не всегда может соответствовать.

Высокая требовательность и контроль отца также приводит к снижению самооценки девочки. Подобные отношения со стороны матери не подавляют и не нарушают формирование позитивных представлений ребенка о себе, а в поведении отца девочкам необходимо проявление иных чувств и взаимодействий, связанных с проявлением доверия к ребенку.

«Мягкость – строгость» отца имеет отрицательные связи с показателем самооценки отношения матери к девочке (р < 0,01) и самооценки отношения отца к девочке (р < 0,01). Показатель «эмоциональная дистанция-близость» положительно связан с самооценкой отношения отца к девочке (р < 0,01). Чем большая эмоциональная близость между отцом и дочерью, и чем отец менее строг в применяемых правилах и мерах, тем девочка выше оценивает отношение к себе не только отца, но и матери. По-видимому, эмоциональная теплота и мягкость в отношениях отца с дочерью создает благоприятную основу родительско-детских отношений в семье.

Самооценка мальчика имеет положительную связь с показателем «автономность-контроль» матери (р < 0,05). При усилении контролирующих действий матери у мальчика повышается самооценка. Требуя от ребенка послушания и дисциплины, мать уделяет сыну много внимания, оказывает ему необходимую поддержку, учит управлять собой. Такой характер взаимоотношений может создавать условия для достижений и формирования высокой самооценки мальчиков-дошкольников.

Самооценка мальчика также, как и самооценка девочки, имеет отрицательную связь с «нетребовательностью – требовательностью» отца (р < 0,01), а также с показателем «мягкость – строгость» отца (р < 0,05). То есть чем выше требовательность и строгость отца по отношению к мальчику, тем у него ниже самооценка. Отец, предъявляя свои требования, ожидает высокого уровня ответственности от ребенка, использует принуждение, применяет строгие меры и правила. Подобные взаимодействия отца подавляют любые проявления единственного ребенка и негативно сказываются на самооценке. Возможно и другое объяснение данного факта – отец, имеющий ребенка неуверенного, робкого, низко оценивающего себя, стремится по-своему, по-мужски, формировать иные социально одобряемые качества в своем ребенке, при этом избирает достаточно жесткий стиль взаимодействий. А в отношениях с ребенком, имеющим высокую самооценку, отец менее требователен и строг.

Самооценка отношения отца к мальчику имеет отрицательную связь с показателем «мягкость – строгостью» отца (р < 0,01) и положительную связь с показателем удовлетворенности отношениями с сыном (р < 0,01). Чем менее строг отец в своих мерах и правилах, и чем больше получает удовольствия от общения с сыном, тем мальчик более высоко оценивает отношение отца к себе.

Анализ вклада показателей родительского взаимодействия в самооценку мальчиков и девочек из однодетных семей имеет свою специфику. Рассмотрение вклада показателей родительского отношения в самооценку мальчиков методом прямого пошагового включения переменных показало следующее. В регрессионную модель со значимыми коэффициентами вошли 8 независимых переменных из 20 изучаемых переменных. В целом модель оказалась значимой (F = 6,16; p < 06). Наибольший вклад в величину самооценки мальчика вносят в порядке убывания значимости «нетребовательность – требовательность» матери (низкие значения), «отвержение – принятие» матери (низкие значения), «воспитательная конфронтация» отца (низкие значения), «автономность – контроль» матери (высокие значения), удовлетворенность матери отношениями с ребенком (высокие значения), «отвержение – принятие» отца (высокие значения), «удовлетворенность отношениями» отца (низкие значения) и «мягкость – строгость» матери (высокие значения). Вклад других отдельных переменных является несущественным.

Самооценка мальчиков повышается при снижении требовательности матери, но усилении ее строгости и контроля над сыном; самооценка у мальчиков становится выше при снижении воспитательной конфронтации отца и разногласий в воспитании. Два стиля взаимодействия «отвержение – принятие» и «удовлетворенность отношениями» отца и матери противоположным образом вносят свой вклад в самооценку мальчика. Самооценка ребенка повышается, если мать демонстрирует удовлетворенность отношениями с сыном, а удовлетворенность отношениями отца с сыном снижена. Самооценка мальчика выше, если принятие сына матерью снижается, а принятие сына отцом повышается.

При рассмотрении вклада показателей родительского отношения в самооценку девочек, выявлено, что в целом модель, включающая в себя показатели родительско-детских взаимодействий, оказалась незначимой (p > 0,1). Переменные в предъявленном их сочетании не вносят значимый вклад в величину самооценки девочек.

Выводы

Мать проявляет большую, чем отец тревожность за ребенка, в то же время демонстрирует контролирующее поведение и строгость в своих требованиях. Родительские взаимодействия матери в отличие от отца явно не определяются полом ребенка. При этом несколько большая требовательность и строгость матери отмечается по отношению к девочкам, чем к мальчикам в сочетании с эмоциональной близостью, которую она испытывает ко всем детям, но особенно к девочкам.

Отец больше принимает личностные качества и поведение мальчика, чем девочки. Но в отношениях проявляет больше беспокойства за дочь, чем за сына, и отмечает разногласия между родителями по вопросам воспитания девочки.

Принятие матерью и отцом дочери приводит к снижению ее самооценки, что расходится с представлением о принятии личности ребенка как важного условия благоприятного развития. Данный факт может быть обусловлен воспитательными практиками и установками родителей, характерными для однодетной семьи и требующими более пристального внимания исследователей.

Требовательность со стороны отца, наделение ребенка обязанностями с использованием принуждения и требований в их неукоснительном выполнении приводит к снижению самооценки девочек и мальчиков.

Контроль отца снижает самооценку девочки, а контроль матери повышает самооценку мальчика. Высокая самооценка девочки формируется при проявлении отцом доверия и предоставление возможности для реализации самостоятельности. Высокая оценка мальчика обусловлена требованиями дисциплины и послушания со стороны матери.

Дифференцированный подход к изучению однодетных семей позволяет выявить частные тенденции, которые перекрываются общими закономерностями развития и функционирования семьи и остаются незамеченными. Данное исследование позволило обратить внимание на некоторые специ­фические аспекты родительско-детских взаимоотношений в семье, воспитывающей единственного ребенка-дошкольника с учетом пола родителей и детей.

Статья выполнена в рамках проекта№ 032-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.