Введение
Главным условием экономического роста России является устойчивое развитие отдельных отраслей народного хозяйства и, в первую очередь, цветной металлургии. По запасам меди наша страна занимает лидирующее положение в мире. Благодаря таким свойствам, как высокая пластичность, электропроводность и коррозионная стойкость, медь получила широкое применение в народном хозяйстве. Только рафинированная медь в полной мере проявляет указанные свойства, поэтому необходимыми этапами получения товарной меди являются ее огневое и электролитическое рафинирование. Наращивание мощности медеплавильных комбинатов и увеличение численности работающих на них лиц, ставят перед гигиенистами задачу всестороннего изучения условий труда и состояния здоровья трудящихся, занятых в данной отрасли цветной металлургии.
При огневом способе производства рафинированной меди рабочие подвергаются воздействию комплекса вредных производственных факторов, включающего медьсодержащую пыль, токсические газы, нагревающий микроклимат, повышенные уровни шума и вибрации, высокую тяжесть и напряженность труда [1, 3, 4].
Как известно, цель периодических медицинских осмотров (ПМО) на производстве, заключающихся в активном обследовании рабочих, является выявление ранних признаков профессиональных заболеваний, а также заболеваний, этиологически не связанных с факторами производственной среды и трудового процесса, но при которых продолжение контакта с профессиональными вредностями представляет опасность.
Цель исследования - оценить роль условий труда в формировании хронической патологии рабочих огневого и электролитического рафинирования меди.
Материалы и методы исследования
Для реализации указанной цели нами анализировались материалы ПМО рабочих (как мужчин, так и женщин) медеплавильного и электролизного цехов крупнейшего предприятия по производству рафинированной меди - ОАО «Уралэлектромедь» (г. Верхняя Пышма, Свердловская обл.) с 1998 по 2004 гг. В проведении ПМО были задействованы терапевт, хирург, офтальмолог, дерматолог, отоларинголог, невролог, гинеколог.
Мужчины медеплавильного цеха (МПЦ) заняты в основных (плавильщик и разливщик цветных металлов) и вспомогательных (шихтовщик, футеровщик, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик и др.) профессиях. Женщины МПЦ заняты исключительно в профессии машиниста мостового крана. Мужчины цеха электролиза меди (ЦЭМ) заняты в профессии дежурного по электролизу и ряде вспомогательных (слесарь-ремонтник, паяльщик по винипласту и др.). Женщины ЦЭМ заняты как в основных профессиях (дежурная по циркуляции, дежурная по подвалу и обработчица матричных листов), так и во вспомогательных - крановщица.
Результаты исследования и их обсуждение
В числе выявленных хронических заболеваний рабочих-мужчин МПЦ и ЦЭМ ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов пищеварения, а также органов зрения и слуха.
Наибольший уровень распространенности хронической патологии органов дыхания отмечен среди мужчин МПЦ (32,5 на 100 осмотренных), несколько ниже он среди рабочих ЦЭМ (28,2).
Основным этиологическим фактором развития хронических заболеваний органов дыхания у плавильщиков и разливщиков огневого рафинирования меди является пыль, главным источником которой в МПЦ служат отражательные печи. Поступление в воздух пыли происходит при подготовке шихты, загрузке ее в печи, окислении и восстановлении меди, неоднократном съеме и выпуске шлака. Выпуск металла в разливочную машину, ковши и изложницы также сопровождается выделением пыли. Пыль огневого рафинирования меди имеет сложный химический состав и содержит медь - 31,05 %, свинец - 0,87 %, никель - 0,11 %, кадмий - 0,05 %, мышьяк - 0,02 % и др. В воздухе рабочей зоны МПЦ максимально разовые концентрации пыли превышали ПДК (2,0 мг / м3) в 1,1-5,6 раза при максимальных значениях в 20,4 мг / м3 [1].
Кроме высоких концентраций пыли в воздухе рабочей зоны МПЦ содержится диоксид серы, оказывающий раздражающее действие на слизистую оболочку дыхательных путей, содержание которого (5,8-8,6 мг / м3) не превышало ПДК (10 мг / м3) [1].
Несмотря на отсутствие в ЦЭМ явных источников пылевыделения концентрации пыли в воздухе производственного здания по средним значениям незначительно превышали ПДК - от 1,1 до 2,3 раза [4].
Уровень распространенности хронической патологии костно-мышечной системы среди рабочих МПЦ и ЦЭМ практически одинаковый: 22,6 на 100 осмотренных в МПЦ и 23,9 в ЦЭМ. Как показали наши исследования, труд как плавильщиков и разливщиков МПЦ, так и дежурных по электролизу ЦЭМ сопряжен со значительными физическими нагрузками, которым принадлежит ведущая роль в развитии данной патологии [4]. Кроме того, у рабочих старшего возраста (50 и более лет) утяжеление заболеваний костно-мышечной системы может быть обусловлено возрастными нарушениями минерального обмена.
Распространенность болезней органов слуха среди мужчин МПЦ составила 15,1 на 100 осмотренных, и формируется преимущественно за счет адгезивного отита, развивающегося, как правило, на фоне частых острых воспалительных заболеваний уха, имевших место в анамнезе рабочих.
В отличие от рабочих МПЦ, в ЦЭМ значительный удельный вес занимают хронические заболевания желудочно-кишечного тракта (9,8 на 100 осмотренных): гастрит, язвенная болезнь, холецистит и др. Это может быть связано с раздражающим действием на слизистую желудка паров серной кислоты, концентрации которых составляли 0,86-1,17 мг / м3 (ПДК 1,0 мг / м3) [4].
Уровень распространенности болезней желудочно-кишечного тракта среди мужчин МПЦ составил 6,7 на 100 осмотренных, что несколько ниже, чем в ЦЭМ. Мы предполагаем, что определенную роль в формировании патологии пищеварительных органов у рабочих МПЦ играет нарушение питьевого режима в условиях «горячего» производства, т. к. наличие плавильного и разливочного оборудования обусловливает выделение значительных количеств инфракрасного и конвекционного тепла в рабочую зону.
Следует отметить более высокий в сравнении с другими патологиями уровень распространенности хронических расстройств зрения среди рабочих-мужчин МПЦ (9,2 на 100 осмотренных). Развитие патологии органов зрения, представленной, в основном, миопией и астигматизмом, может быть обусловлено такими неблагоприятными производственными факторами, как интенсивное инфракрасное излучение, зрительное напряжение, а также возрастными изменениями глазных сосудов и мышц у рабочих старше 40 лет, которых много в указанном цехе.
Патологии нервной, мочеполовой, сердечно-сосудистой систем, а также кожи и подкожно-жировой клетчатки имели меньшую распространенность (в сравнении с уже указанными) как среди рабочих МПЦ, так и ЦЭМ, а уровни их на изучаемых производствах существенно не отличались.
Жалобы, предъявляемые рабочими при медицинском осмотре, являются характерными для выявленных заболеваний. В основном, это жалобы на боль и скованность движений в поясничном отделе позвоночника и крупных суставах, кашель (сухой, с мокротой), отдышку (преимущественно при физических нагрузках), сухость и боль в горле, боли в эпигастральной области, диспепсические расстройства (изжогу, отрыжку, тошноту, горечь во рту, нарушения стула), периодически возникающие головные боли, ухудшение зрения и слуха и др.
Среди обследованных плавильщиков и разливщиков со стажем менее 10 лет на изучаемых производствах лиц с подозрением на профессиональное заболевание не выявлялось. Вместе с тем, из числа рабочих МПЦ со стажем более 10 лет имели место профессиональная тугоухость, хронический обструктивный бронхит, катаракта.
Учитывая особую чувствительность женского организма к неблагоприятным условиям труда и высокую занятость женщин в МПЦ и, особенно, в ЦЭМ, представляло интерес более детально проанализировать материалы ПМО указанного контингента работающих. Контролем служила группа женщин-операторов технологических установок энергетического цеха (ЭЦ), не подвергающихся воздействию производственных вредностей изучаемых производств.
В структуре заболеваний, выявленных на медосмотрах в обоих изучаемых цехах и в контроле, наибольший удельный вес составляли болезни мочеполовой системы - от 28,1 % у электролизниц водных растворов до 35,6 % у машинистов мостовых кранов МПЦ. В контроле эта группа болезней также составляла наибольшую долю из всей патологии - 27,1 %. Заболеваемость этой группой болезней по данным медосмотров на 100 осмотренных составляла у электролизниц 83,9, у крановщиц ЦЭМ - 47,9 и МПЦ - 72,1. В контроле - 16,9, что достоверно ниже в сравнении со всеми изучаемыми профессиями (р<0,05).
Следует отметить, что в структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности болезни мочеполовой системы составили 5-7 %, а в заболеваемости на 100 работающих 3-5 случаев [2]. Поэтому можно предположить, что женщины-работницы, страдающие данной патологией, не пролечиваются до конца, что способствует хронизации заболеваний, а в молодом, детородном возрасте может привести к бесплодию.
Второе место в структуре заболеваемости занимали болезни костно-мышечной системы. У электролизниц они составили 18,8 % всей выявленной патологии, у машинистов мостовых кранов - 12,6-16,9 %. Заболеваемость по данным медосмотров электролизниц составляла 56,5, а крановщиц в 2 раза ниже - 25,6-27,1 на 100 осмотренных. В ЭЦ заболеваемость оказалась достоверно ниже - 14,3 (р<0,05). Жалобы, предъявляемые работницами, характерны для данной патологии: болезненность и скованность движений в шейном и поясничном отделах позвоночника, мышцах и крупных суставах. Способствует этому неблагоприятный микроклимат, особенно на рабочих местах крановщиц, вынужденные, неудобные позы и токсические вещества в обоих изучаемых цехах.
У электролизниц третье место занимали поражение глаз и придаточного аппарата. Заболеваемость данной патологией составляет 48,4 на 100 осмотренных и формируется за счет миопии и астигматизма, чему, по-видимому, способствуют аэрозоли серной кислоты и мелкодисперсной пыли, вызывающей раздражение слизистых, сужение кровеносных сосудов и поражение связочного аппарата. У машинистов мостовых кранов эта патология также регистрируется, но заболеваемость была в 2-3 раза ниже, чем у электролизниц.
У крановщиц МПЦ высокий удельный вес составляли болезни органов пищеварения - 16,1 %. Заболеваемость этими болезнями - 32,6 на 100 осмотренных. Также высокий уровень заболеваемости отмечен у электролизниц - 27,4 на 100 осмотренных. Ими предъявлялись жалобы на горечь во рту, боли в правом подреберье, тошноту, непереносимость жирной пищи, отрыжку. Все это часто сопровождалось общим недомоганием, головной болью, головокружением. На рабочих местах этих профессиональных групп отмечается высокое содержание пыли (1,6-2,0 мг / м3), ингаляция которой приводит к непосредственному действию на слизистую желудочно-кишечного тракта никеля, мышьяка, меди и пр., в результате чего формируются гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь. Кроме того, в ЦЭМ возможно вдыхание и заглатывание аэрозолей серной кислоты, щелочей и солей тяжелых металлов, что вызывает изменение кислотности желудочного сока и нарушение пищеварения с вовлечением всего пищеварительного тракта.
Удельный вес сердечно-сосудистой патологии составлял от 9,2 % у электролизниц до 16,9 % у крановщиц МПЦ. Заболеваемость в ЦЭМ обеих профессиональных групп была практически на одном уровне - 27,1 и 27,4 на 100 обследованных. В МПЦ она ниже - 16,3. Данные показатели работниц ЦЭМ достоверно выше, чем в контроле - 6,5 на 100 осмотренных (р<0,05). На развитие патологии кровообращения оказывает влияние весь комплекс производственных вредностей, описанный выше, и кроме того большое значение имеет гормональная перестройка женщин после 40-50 лет.
В отличие от мужчин изучаемых производств, болезни органов дыхания среди женщин в структуре занимали небольшое место - от 4,3 до 8,0 % от всех заболеваний. Наибольшие уровни заболеваемости отмечены у машинистов мостовых кранов МПЦ - 16,3 на 100 осмотренных, в ЦЭМ они составили 12,9 у электролизниц и 8,3 у крановщиц. Регистрируемые при этом заболевания хронические, длительно текущие, т. к. острые заболевания на медосмотры, как правило, не попадают.
Среди электролизниц наблюдалась повышенная заболеваемость эндокринными нарушениями - 11,3 на 100 осмотренных, представленными ожирением, изменением функций щитовидной железы и сахарным диабетом.
Достоверно выше заболеваемость новообразованиями во всех профессиональных группах по сравнению с контролем - от 7,0 до 16,7 на 100 осмотренных (в основном за счет полипов и эрозии шейки матки, фибромиомы матки). Высокий удельный вес патологии у работниц молодого возраста является потенциальной опасностью для их репродуктивного здоровья.
В результате проведенных ПМО, работниц с подозрением на профессиональное заболевание выявлено не было.
На основе проведенных исследований можно сделать вывод, что наибольшее число заболеваний выявлено у электролизниц и заболеваемость их соответственно выше - 298,4 на 100 осмотренных. Заболеваемость машинистов мостовых кранов несколько ниже - 162,5-202,3 на 100 осмотренных, но также достоверно выше по сравнению с контрольной группой (р<0,05).
Анализируя материалы ПМО в динамике по заключительным актам с 1998 по 2004 г. обращает на себя внимание то, что при сохранении высокого охвата рабочих осмотрами (92,7-100 %), и активное выявление рабочих и работниц с хроническими заболеваниями, количество нуждающихся в санаторно-курортном лечении и оздоровлении в санаториях-профилакториях не сокращается, лишь частично выполняются рекомендации комиссий по переводу рабочих на другую работу по медицинским показаниям. Очевидно, что состояние здоровья рабочих, занятых в огневом и электролитическом рафинировании меди, не улучшается, а имеет место обратная зависимость.
Результаты периодических медицинских осмотров рабочих, как мужчин, так и женщин при огневом и электролитическом рафинировании меди свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между воздействием на работающих вредных факторов производственной среды и снижением неспецифической резистентности организма рабочих, что настоятельно требует разработки и осуществления профилактических мероприятий, среди которых важное значение должно иметь совершенствование системы диспансеризации рабочих.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адриановский В. И. Канцерогенная опасность и алиментарные пути ее снижения при огневом рафинировании меди: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 26 с.
- Адриановский В. И., Липатов Г. Я., Нарицына Ю. Н. Некоторые результаты изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих, занятых в огневом рафинировании меди // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 2. - С. 14-18.
- Липатов Г. Я. Гигиена труда и профилактика профессионального рака в пирометаллургии меди и никеля: Автореф. дис. д-ра мед. наук. - Москва, 1992. - 33 с.
- Самылкин А. А. Гигиена труда рабочих основных профессий при электролитическом рафинировании меди: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Екатеринбург, 2000. - 21 с.