Современную культуру можно определить как имеющий свою специфику способ существования, организации и развития человеческого бытия. Поскольку культура представляет собой явление многоуровневое и сложноорганизованное, при ее анализе используются различные подходы. Одним из таких подходов изучения мира культуры, выдвигающим в качестве основной задачи научного исследования выявление структуры объектов, является структурализм. Как и другие методологические под ходы, структурализм основывается на определенной концепции человека, которая предполагает существование устойчивых, четко выделенных отношений и связей между человеком и окружающим миром. Эти связи предопределяют классификацию и анализ структуры того, «что является значимым для него (человека), что он может конструировать в своем окружении»(1) ибо природа, общество, человек - реальны.
Представляя собой «другую» природу, культуру можно определить эквивалентом природы настоящей, выражением, точнее, попыткой выразить суть происходящего языком понятным человеку и им же изобретенным. Разным областям мира культуры соответствуют свои языки, имеющие границы, определенные формы выразительности, элементы, составляющую внутреннюю структуру любого языка. Языки культуры, таким образом, не являются частью объективной природы, также как они не могут представлять элемент субъективного мира человека. Область языков культуры находится между объективной реальностью и человеком, который в ней прибывает. С одной стороны, можно говорить об органической встроенности человека (индивида) в мир объективного - ведь человек, сам - часть природы; с другой - несмотря на органичность его существования в ней, наблюдается некий «зазор» - область «адаптации» человека в природе. Именно здесь фиксируются и помещаются значимые и понятные для человека представления об окружающем мире, о сложных связях с этим миром, об отношениях, в которые пытается вступить с этим миром человек.
Языки культуры имеют вид сложных систем, которые человечество организовало для определения и фиксации устойчивых единиц и представлений, возникающих в жизненном потоке. Обладая способностями объединять и разъединять отдельные представления разных уровней, язык культуры имеет возможность фиксировать и определять не только отдельные объекты, но и их состояния, отношения, в которые эти объекты вступают, их связи, процессы и действия. Одним словом, языки могут фиксировать многое из мира людей: их чувства, эмоции, поступки и т.д. и представляют собой средство связи не только человека с объективным миром, но человека с человеком.
Имея природные предпосылки, любой язык, тем не менее, не является природным, неотъемлемым элементом человеческой жизни. Занимая «среднюю» позицию между естественной природой и человеком, языки оформляются и существуют в коммуникациях, общении и взаимодействиях людей. Язык, можно сказать, есть область взаимодействий символов, знаков и понятий. Его появление возможно тогда, когда знак становится самостоятельным, он отделяется от представления и существует как его символический «выразитель» - репрезентант конкретного понятия.
Культурные пространства отличаются друг от друга по характеристикам обозначаемых объектов мира человека, форм и видов отношений, возникающих между объектами, а также вариантами связей, поддерживающих эти отношения. Естественно, что столь различные объекты окружающего мира, не могут не выражаться разными знаками; то есть, элементы жизненного потока человека, а точнее, понятия о них эквивалентизируются в мире культуры знаками разной природы. Вместе с тем, в разных языках существуют общие положения, которые позволяют расчленять реальность на знаки, и дает возможность анализировать, исследовать окружающую человека действительность, а также хранить и транслировать полученную информацию. Система знаков - язык - способен придать «последовательность и непрерывность включенности в ткань выраженности...».(2) Знаковая природа любого языка - основа для фиксации и трансляции как статичных, так и динамичных явлений. Кроме этого, язык преобразует «бесформенную нерасчлененность феноменального окружения» человека в определяемый, имеющим возможность быть упорядоченным и зафиксированным мир человеческой реальности. Языки культуры, благодаря своей знаковой основе, дают возможность человеку объединять постоянно меняющиеся элементы окружающей действительности в относительно устойчивые и последовательные целостности.
Владение языками культуры, их знание вводит человека в многообразный мир культуры, в котором каждому культурному порядку соответствует свой язык. Следовательно, знание и свободное обращение на различных языках культуры предполагают не только фиксацию определенных знаков, умение их узнавать и оперировать ими, но и способность отбирать, - что конкретно, какого рода информацию выражать этими знаками. То есть, каждый язык представляет систему знаков, существующих по определенным правилам и законам, которые организуют и выстраивают высказывания в соответствии с социальной значимостью.
Знание языков культуры позволяют входить человеку в процессы культурной коммуникации, которая, по мнению исследователя Л. Балахонова, есть «способ деятельности человека по поводу накопления, обмена и передачи знаний или информации посредством их взаимодействия в различных формах общения».(3)
Имея разные функции, общение может осуществляться в разнообразных формах. По форме мы выделяем общение посредством слова или вербальное общение (когда основным источником информации является произносимый текст) и способ получения информации без участия слова, то есть невербальное общение (жесты, мимика, телодвижения, а также другое, например, компьютер, тексты, художественные образы сценические и не сценические). Представляя «общение» как «установление нечто общего (общих признаков) для двух или более субъектов, вступивших в процесс коммуникации», (4) мы можем выделить одну из функций коммуникации - установление связи между субъектами, участвующих в ее процессе. Но процесс коммуникации включает в себя еще и элемент соревнования, игры. В этой ситуации важным становится выявление и выделение особенностей и различий личностей, вступающих в коммуникативный процесс. Отсюда вытекает еще одна функция коммуникации - «сравнение уровней, качества способности общения отличных друг от друга индивидуальностей».(5) Кроме этого, культурную коммуникацию можно рассматривать как переход или передачу определенной информации от одного субъекта к другому.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: МГИК, 1994. - С.73
- Фуко М. Слова и вещи. - М.: 1997. - С. 167
- Балахонов Л.В. роль случайности в процессе культурной коммуникации // Культура как способ бытия человека в мире: материалы III Всероссийской конф. Томск: изд-во НТЛ, 2002. - С.61
- Там же.
- Там же