Согласно расчетам С.П. Капицы по кривым динамики численности человечества, население Земли составляло от 1 млн. чел. в эпоху мустье до 15 млн. чел. в неолите [4]. Интерполируя эти данные можно было бы сказать, что в бассейне Десны уже в эпоху неандертальцев жило 1500 чел. На деле тропики и субтропики были заселены много гуще, чем перигляциальная зона ввиду более высокой биологической продуктивности. Реальную численность и плотность населения конкретной территории, в отличие от глобальных показателей, принципиально невозможно вычислить только математическими методами.
Одним из первых в отечественной археологии к подсчету численности населения палеолита обратился С.Н. Бибиков. Взяв за основу сведения, что между Полесьем, Крымом, Прутом и Северским Донцом известно около 400 стоянок, а на каждой жили, по его мнению, около 50 чел, он решил, что общая численность населения этой территории была близка к 20000 чел. [2]. Но не все стоянки функционировали синхронно и в течение всего верхнего палеолита, не все служили пристанищем 50 особям. Реконструкция Бибикова умозрительна, но его выкладки без должной критики поныне используются некоторыми специалистами.
Эти методы взял на вооружение при оценке плотности населения в древности В.В. Сидоров [5]. Ошибочно методику Бибикова он назвал «методикой оценки численности населения по биологической ёмкости ландшафта», однако ход рассуждений тот же - от числа известных стоянок к демографическим показателям. Однако исследователь учел, что не все стоянки синхронны. Избежав главной ошибки предшественника, он пришел к иным результатам. По его оценке в верхнем палеолите на Среднерусской возвышенности обитали лишь 3-4 общины, каждая по 20-30 чел.
Методика вычисления демографической ёмкости ландшафта (максимального населения, которое может существовать в ландшафтной единице при данном уровне производительных сил) разработана П.М. Долухановым. Предполагая, что охотники потребляли не более 10% биомассы ландшафта, он оценил предельно возможную плотность населения в различных природных условиях. Согласно его расчетам, для тундры предельная плотность охотничье-собирательского населения составляла 1,7 чел. на 100 км2 [3, с.15-16]. Иными словами на территории Подесенья могло проживать в палеолите порядка 1500 чел. Но такой подход даёт не реальные, а предельные показатели, которых население достигало весьма редко.
Плодотворно применение сравнительно-демографических и сравнительно-этнологических методов. В.П. Алексеев получал данные для неолита из сравнения со сведениями об аборигенах Сибири [1]. Перигляциальные условия в Подесенье были ближе к условиям арктической зоны. Плотность населения Арктики - 1 чел. на 300-500 км2 [6, c.48-49]. При площади водосбора Десны 89000 км2 получаем путем экстраполяции население 180-300 чел. Если на поселении жили 20-40 чел. (3-5 элементарных семей) [7], то одновременно в бассейне Десны могло существовать 4-15 (в среднем 8) базовых поселений. Полученные выводы близки к результатам В.В.Сидорова. Сходный результат, полученный различными методами, заставляет думать, что он отражает истинное положение дел.
Столь небольшое число синхронных поселений и знания об археологии региона (Восточный граветт 23000-18000 л.н. - костенковско-авдеевская, павловская, пушкаревская культуры; Эпиграветт 14000-18000 л.н. - мезинская, деснинская или среднерусская, елисеевичская культуры) позволяют полагать, что в палеолите археологическая культура соответствует реальной племенной группе, объединявшей 2-4 общины (базовых поселения).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеев В.П. Палеоантропология СССР // Советская археология, 1972 - №1.
- Бибиков С.Н. Некоторые аспекты палеоэкономического моделирования палеолита // Советская археология, 1969 - №4.
- Долуханов П.М. География каменного века. М., 1979.
- Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста человечества. М., 1999.
- Сидоров В.В. Оценка численности населения лесной зоны в неолите // Теория и методика исследований археологических памятников лесостепной зоны. Липецк, 1992.
- Файнберг Л.А. Охотники американского севера. Л., 1991.
- Чубур А.А. Семья в верхнем палеолите (по археологическим данным бассейна Десны) // Мир семьи. Брянск, 2004.