Протеинурия является одним из достоверных лабораторных признаков нефропатии при беременности, осложненной гестозом. Однако в обычной клинической практике белок в моче определяется суммарно методом фотометрии в растворе, что не дает представления о спектре белковых фракций, проникающих в мочу через почечный барьер.
С целью уточняющей лабораторной диагностики протеинурии при гестозах, наряду с рутинным фотометрическим методом, мы исследовали методами радиальной иммунодиффузии (РИД) по Оухтерлони, Манчини и аналитического иммуноэлектрофореза (ИЭФ) по Грабарю и Вильмсу в агаровом геле образцы утренней мочи 60 женщин на третьем триместре беременности с гестозами 1, 2 и 3 степени. Для сравнения изучали мочу 32 женщин с неосложненной беременностью таких же сроков (1 контроль) и 30 здоровых женщин репродуктивного возраста (2 контроль).
Идентификацию белковых фракций осуществляли с помощью кроличьих коммерческих антисывороток против сывороточных белков человека и иммуноглобулинов классов А, М, G. Применяли также энзимохимические реагенты для идентификации щелочной фосфатазы и суммарной эстеразы, а также моноспецифические кроличьи антисыворотки против плацентарной щелочной фосфатазы (ПЩФ), лактоферрина (ЛФ), продуктов деградации фибриногена (ПДФ), С-реактивного протеина (СРП) и альфа-фетопротеина (АФП).
Полученные результаты
В контрольных группах протеинурия не выявлена ни фотометрическим, ни иммунохимическими методами, тогда как при гестозах 1, 2 и 3 степени белок в моче рутинным методом регистрируется, соответственно, в 47,3%, 72,1% и 100% случаев в количестве 0,033 - 0,066; 0,33 - 0,66 и 0,99 - 3,3 гл.
Частота обнаружения протеинурии иммунохимическими методами достоверно выше, соответственно, 88%, 100% и 100%. При этом, по данным РИД и ИЭФ, пропорционально увеличения степени гестоза, возрастают титры и количество белковых фракций в пробах мочи, соответственно, 1 - 18 и 1-3 при первой, 116 - 164 и 4 - 6 - при второй и 1128 - 11024 титра и 7 - 14 линий преципитации при третьей степени гестоза. По мере нарастания степени тяжести гестоза, отмечается последовательная элиминация с мочой от менее крупных молекул альбумина, альфа-1, альфа-2, бета-1, бета-2 - глобулинов до высокомолекулярных гамма-глобулинов, включая появление ЩФ неплацентарного и плацентарного типов, суммарной эстеразы, продуктов деградации фибриногена. В 25% случаев очень тяжелого течения гестозов отмечено появление в моче иммуноглобулинов классов A и G. СРП и АФП не выявлены ни в одной группе проб. По нашему мнению, такая селективная протеинурия является результатом различной степени тяжести поражения клубочково-канальцевой системы при нефропатии у беременных с гестозами.
Вывод.
Полученные данные свидетельствуют о перспективности иммунохимического исследования мочи в алгоритме уточняющей диагностики и клинико-экспертной оценке осложненной беременности. Проект № 04-06-00309, поддержан грантом РГНФ (г. Москва).
Работа представлена на VI научную конференцию с международным участием «Успехи современного естествознания», 27-29 сентября 2005г. ОК "Дагомыс" (Сочи) Поступила в редакцию 05.09.2005г.