Принято считать, что физиологические реакции, связанные с эмоциональным стрессом, могут быть маркером процессов, участвующих в патогенезе ИБС (Меерсон Ф.З., Пшенннкова М.Г., 1988). Одним из факторов риска развития сердечно-сосудистой патологии является и коронарное поведение, носители которого (лица типа А) во много раз более предрасположены к развитию ИБС. Фактор времени, в том числе индивидуальный годичный цикл (ИГЦ), периоды которого (триместры) длятся от одного дня рождения до следующего (Барбараш Н.А., Чичиленко М.В., 2001), можно рассматривать как один из вариантов адаптивных феноменов организма и, возможно, факторов риска сердечно-сосудистой патологии. Однако у лиц юношеского возраста данных о сочетании поведенческого риска с сезонными и индивидуально-годичными имениями, в частности, при стрессе недостаточно.
Материалы и методы исследования Было обследовано 202 студента КемГМА 1-2 курсов (93 юноши и 109 девушек). Четырехкратно (осенью, зимой, весной и летом) оценивали уровень артериального давления систолического (АДс), диастоличе-ского (АДд) (по методу Короткова), ЧСС в покое и после функциональной пробы «Математический счет». Тип коронарного поведения определяли опросником Дженкинса. Лиц, набравших 30 и менее баллов относили к коронарному поведенческому типу А, лиц, набравших более 30 баллов, - к типу АБ. Статистическую обработку проводили с помощью пакета Statistica V.5.5 методом трехфакторного дисперсионного анализа.
Результаты Выявлено статистически значимое влияние сезона обследования на показатели АДс в пробе «Счет». Наибольшие значения были в осеннее-зимний период, наименьшие - летом (F=17,87, р<0,001). В среднем зимой АДс было равно 126,8±2,1 , осенью - 126,3±1,9, а летом - 118,0±2,2 мм рт. ст. Это согласуется с литературными данными - известно, что максимальная величина артериального давления у здоровых людей наблюдается в зимние месяцы (Деряпа Н.Р. с соавт., 1985). У лиц коронарного типа А большие значения АДс регистрировались зимой, а у лиц типа АБ - осенью. Найдены сезонные изменения АДд, аналогичные АДс, но выявлено и статистически значимое влияние на АДд в пробе «Счет» взаимосвязи двух факторов: триместра и времени обследования (F=2,7, р<0,05). Наибольшие величины АДд наблюдались при осеннем обследовании у лиц, находящихся в IV триместре (в среднем 79,5±3,3 мм рт ст.), а наименьшие - при летнем обследовании у лиц, находящихся в I триместре ИГЦ (в среднем - 72,1±3,5 мм рт. ст.). ЧСС значимо изменялась в разные сезоны года от наибольших величин летом и осенью к наименьшим - зимой и весной (F=5,50, р<0,05). Величина прироста АДс (разница между АДс покоя и после пробы «Счет») зависела от влияния триместра, времени обследования и их взаимосвязи (F=1,73, р<0,05). Наибольшие величины наблюдались при осеннем обследовании у лиц, находящихся в IV триместре, наименьшие - у лиц, находящихся в III триместре весной. Выявлено статистически значимое влияние на степень увеличения АДд после пробы «Счет» взаимосвязи факторов: триместра и времени обследования, а также совместного влияния триместра, времени обследования и типа коронарного поведения (F=1,93, р<0,05). Таким образом, можно думать о значимости фактора времени - как влияния сезонных факторов, так и изменений реактивности организма в течение ИГЦ.
Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования в медицине», 1-8 октября 2006г. Лутраки (Греция). Поступила в редакцию 12.09.2006г.