Знаешь ли ты, как спросить?»
«Старшая Эдда. Речи Высокого», строфа 144.
Поиск информации - не новое понятие. В течение более полувека это существовало как ключевая профессиональная компетентность библиотекарей и информационных служб. С распространением сетевых технологий поиск информации трансформируется в сложный процесс, требующий целого диапазона компетенций, и предполагает краткий анализ истории их становления. В 1940-х гг., в самом начале изучения информационных систем, складывается системно-ориентированная парадигма; в конце 1970-х - начале 1980-х исследователи начинают подходить к вопросу об информационных потребностях человека, но сам пользователь выпадал из их поля зрения. Это время господства когнитивистской парадигмы («sense-making» Бренды Дервин). Когнитивистская концепция уступает место холистической, провозглашающей целостность, а высшей формой органической целостности - человеческую личность. Следовательно, использование информации никогда не будет успешным без применения результатов исследований в смежных областях наук о человеке (в области искусственного интеллекта, в психологии - процессов мышления, памяти, а в педагогике - процесса обучения). Внимание фокусируется на внутреннем мире пользователя. Антропоцентрическая система (или HCS, Human-Centred System) предполагает диалоговый и динамический характер знания что заставляет искать ответ на следующие вопросы:
Что такое человек? Что такое система? Какие процессы сопровождают «user-friendly» настроенных системах?
Попытаемся проанализировать взаимодействие «пользователь - система» в традиционной [1] и динамической [2] моделях информационного поиска:
I. по направленности центрации:
- «system-oriented», т.е. сфокусирована на развитии, организации, функционировании информационных систем;
- «user - centered», т.е. в центре внимания находится сам пользователь и его действия, а не просто задачи, не набор познавательных процессов.
II. по отношению к информационным потребностям пользователя:
- «закрыта», т.е. не рассчитана на динамику информационных потребностей пользователя, а рассматривает их состояние как фиксированное, полностью выраженное в поисковом запросе;
- «открыта», приспосабливается к интересам пользователя, т.к. постоянно меняется объем знаний и их соотношение, поэтому создает себя как «пользователеотзывчивую» систему поиска.
III. по предполагаемому поведению пользователя:
- развитие технофобии, информационного шока, «синдрома выученной беспомощности» (Х. Хекхаузен);
- любопытства, учебной готовности или «пожизненного ученичества» (noticehood).
IV. по отношению к предыдущим знаниям (priori knowledge):
- формирование рутины, т.е. для известных ситуаций действие производится шаблонно, автоматически;
- люди - гибкие источники информации, т.к. способны ориентироваться на более сложные задачи.
V. по установке на решение нестандартных задач (или проблемных ситуаций):
- компьютер не может решить неопределенную проблему, плохо структурированную задачу;
- по мере усложнения задачи (или ее неопределенности) пользователь обращается к «гибким» источниками информации - к другим людям. Современный специалист становится экспертом в определенной области знания.
VI. по ожидаемым результатам:
- конфронтация между человеком и информационной системой вызывает неуверенность, распространяющуюся в коммуникационной среде.
- развитие системы межличностной коммуникации и кооперации создает предпосылки для развития профессиональной компетентности.