Несмотря на «вечный» характер проблемы длительно не заживающих ран и огромный арсенал методов лечения и лекарственных средств, для этого применяемых, вопрос по-прежнему остается открытым. Одним из хорошо зарекомендовавших себя методов лечения хронических ран является трансплантация аллогенных фибробластов. Целью настоящего исследования явилось сравнительное изучение эффективности применения бесклеточного супернатанта аллогенных эмбриональных фибробластов и самих клеток при пограничных ожогах (IIIa степень по классификации XXVII съезда хирургов). В исследовании участвовали 20 больных с термическими ожогами IIIа степени, у которых участки ожогов одинаковой глубины и площади располагались на разных частях тела или были изолированы друг от друга интактной кожей, струпом на поверхности более глубоких ожогов. Аллогенные фибробласты получали из абортусов 7-12 недель, на раны применяли в виде суспензии в концентрации 1×105/мл. В качестве супернатанта использовали стерильный физиологический раствор, предынкубированный с монослоем аллогенных эмбриональных фибробластов в течение суток, содержащий 2% донорской сыворотки AB(IV) группы. Контролем служил стерильный физиологический раствор. Во все растворы добавляли амикацин в концентрации 100 мкг/мл. Эффективность лечения оценивали по клинической картине (размер раны, количество и характер экссудата, выраженность эпителизации) и цитологической картине в мазках-отпечатках.
В результате исследования получены следующие данные: в исследуемых участках раны на более ранних сроках (к 3-5 суткам по сравнению с 6-7 сутками в контроле) отмечалась тенденция к купированию воспаления в виде уменьшения экссудации и активного роста грануляционной ткани. Это подтверждалось цитологией раны - переход воспаления из дегенеративно-воспалительной и воспалительной фазы в воспалительно-регенераторную, что характеризовалось уменьшением числа нейтрофилов в ране и увеличением количества мононуклеарных клеток, соединительно-тканных элементов и эпителиоцитов. Средняя скорость эпителизации ран составила в контрольных участках 4,3±2,7 см2/сут, при использовании аллогенных эмбриональных фибробластов - 6,2±2,1 см2/сут (p<0,05 по сравнению с контролем), а при использовании супернатанта фибробластов - 6,4±2,6 см2/сут (p<0,05 по сравнению с контролем). Статистически значимых отличий между эффективностью использования собственно аллогенных эмбриональных фибробластов и их супернатанта ни по клинической, ни по цитологической картине, получено не было.
Выводы: 1) аллогенные эмбриональные фибробласты при трансплантации оказывают противовоспалительное влияние на ожоговую рану и стимулируют ее эпителизацию; 2) указанные эффекты трансплантации аллогенных эмбриональных фибробластов в основном опосредованы продуцируемыми ими гуморальными факторами.