Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Тюренков И.Н., Бородкина Л.Е., Епишина В.В.

Цель данного исследования - сравнительное изучение нейропротекторных свойств фенильного (фенибута), имидазольного (РГПУ-196) и пиридинового (РГПУ-201) производных гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) в условиях экспериментального стресса.

Материалы и методы исследования Острый эмоционально-болевой стресс у животных вызывали путем 12-часового подвешивания с помощью зажимов Кохера за кожную дорсальную шейную складку. Функциональное состояние ЦНС оценивалось в тестах: «Открытое поле» (ОП), «Условная реакция пассивного избегания» (УРПИ), «Тест экстраполяционного избавления» (ТЭИ). Эксперименты выполнялись на крысах самцах линии Vistar массой 180-210 г, разделенных на 5 групп (по 8 животных) - по количеству исследуемых соединений и групп контроля: контроль1 (стрессируемые) и контроль2 (интактные животные). Фенибут, РГПУ-196 и РГПУ-201 вводились внутрибрюшинно в дозе, составляющей 1/30 от LD50 : 25, 27, 24 мг/кг соответственно, за 30 минут до начала стрессирования. Животным контрольных групп вводился физиологический раствор в эквивалентном объеме. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием t-критерия Стъюдента, U-критерия Мана-Уитни (Вилкоксона).

Результаты и их обсуждение. Острый стресс вызывал у контрольных животных характерные для стрессорного повреждения изменения поведения: снижение локомоторной и ориентировочно - исследовательской активности в ОП, подавление функции памяти (укорочение латентного периода первого захода в темный отсек в тесте УРПИ и удлинение латентного периода подныривания в тесте ТЭИ).В тесте ОП при введении соединений РГПУ-196, РГПУ-201 и фенибута отмечалось сохранение двигательной и ориентировочно-исследовательской активности в постстрессорном периоде, поскольку изменения их не были достоверны по отношению к интактному контролю.В тесте УРПИ у животных получавших РГПУ-196, РГПУ-201 и фенибут латентный период первого захода в темный отсек и число заходов после стресса практически не изменились по сравнению с воспроизведением до стресса, что говорит об их положительном мнемотропном действии в условиях стресса. Указанные параметры носили достоверные различия с контролем1. Анализ результатов теста ТЭИ подтвердил антиамнестическое действие данных соединений и фенибута, так как было отмечено сохранение способности к решению экстраполяционной задачи и уменьшение времени, затрачиваемого на него у животных после стрессирования по сравнению с исходными данными.

Выводы.

Соединения РГПУ-196, РГПУ-201 и фенибут предотвращают стрессобусловленное снижение спонтанной двигательной и исследовательской активности животных в ОП, а также нарушение когнитивной функции животных результатам тестов УРПИ и ТЭИ, что указывает на наличие у них нейропротекторной активности.

Наиболее выраженной нейропротекторной активностью при стрессорном повреждении обладает пиридиновое производное ГАМК - РГПУ-201. Незначительно уступают пиридиновому фенильное и метилбензимидазольное производные ГАМК - фенибут и РГПУ-196.