Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Поляков А.Д.

Из грызунов семейства беличьих (Sciuridae), ведущих норный образ жизни, в качестве хозяев-прокормителей таежных клещей (Ixodes persulcatus) на территории Кузбасса установлены следующие виды: бурундук азиатский (Tamias sibiricus), суслик длиннохвостый (Spermophilus undulatus), суслик краснощекий (Spermophilus erythrogenys) и серый сурок (Marmota baibacina), возможно и недавно описанный в науке лесостепной сурок (Marmota kastschenkoi). Вопрос о распространении лесостепного сурка в Кузбассе требует детальных исследований. В настоящее время особого внимания со стороны эпидемиологов следует обратить на бурундука и сурка.

В связи с массовыми и многолетними истребительными мероприятиями по отношению к сусликам их численность на большей части территории Кузбасса ничтожно мала. Определенную эпидемиологическую напряженность в настоящее время суслики могут создать только на севере Кемеровской области (Чебулинский район), где три крупные колонии восстановились в прежних границах. Площадь каждой колонии около 5 га.

Бурундук как типичный таежный вид является одним из основных универсальных прокормителей иксодовых клещей на всех стадиях своего развития в таежных формациях. По поймам рек этот зверек может перемещаться на значительные расстояния в лесостепь.

Сурок, благодаря своей экологической пластичности, способен создавать подвижные антропургические клещевые очаги вблизи и на территории населенных пунктов. Он повсеместно охраняется в Кузбассе, как кандидат в Красную книгу. Но наряду с охраной должен решаться вопрос о предотвращении его переселения к жилью человека. Подобная картина наблюдается в Топкинском и Крапивинском районах Кемеровской области.

При исследовании воспалительных процессов, протекающих в покровах различных видов диких мелких млекопитающих, при паразитировании на них личинок, нимф и имаго таежного клеща возникают определенные затруднения в определении степени насыщения кровью и сроков нахождения эктопаразитов на хозяевах - прокормителях.

На гистологических препаратах тканей зверьков, с присосавшимися таежными клещами, четко выявляются эпикутикула, клетки гиподермы и кишечника, поэтому морфологические изменения этих признаков нами используются в качестве критерия степени насыщения кровью клещей млекопитающих: 1) голодная, 2) приступившая к питанию, 3) принявшая значительные количества крови, 4) полностью насосавшаяся.

Реакции покровных тканей норных грызунов семейства беличьих в процессе паразитирования таежных клещей изучались на зверьках различных возрастов, отловленных в природных условиях таежных и лесостепных формаций Кемеровской области.

Кусочки тканей с присосавшимися таежными клещами фиксировались в 10% формалине и подвергались обработке по стандартным методикам (отмывка от формалина, обезвоживание, заливка в парафин, резка на санном микротоме). Срезы покровных тканей хозяев, толщиной 8-10 мкм окрашивались гематоксилин-эозином.

Процесс питания личинок, нимф и имаго таежного клеща начинается с разреза кожи хозяина ротовыми органами клещей и формирования своеобразного фиксирующего аппарата «цементного футляра», который образуется из затвердевшей слюны паразита, и удерживает их на теле грызунов в течение всего процесса питания их кровью.

На ранних этапах принятия крови всеми стадиями развития в покровных тканях беличьих не наблюдается сколько-нибудь значительной инфильтрации, что связано со свойствами слюны, поступающей в раневой очаг, задерживать воспаление и обеспечивать свободное питание. Слюна также способствует взаимной передаче возбудителей различных инфекций от клещей к хозяевам и наоборот. Этот феномен наблюдается как при единичном (раздельном) паразитировании клещей, так и при множественном питании в различных сочетаниях (личинка-личинка, нимфа-нимфа, личинка-нимфа, личинка-нимфа-имаго, имаго-имаго), при этом возраст и пол зверьков не имеет абсолютно никакого значения.

Средние этапы питания кровью личинок, нимф и самок таежных клещей характеризуются появлением слабой (при паразитировании личинок) и умеренной (при паразитировании нимф и имаго) воспалительной инфильтрации в районе раневого дефекта, которая нарастает к окончанию питания. Воспаление связано со снижением и дальнейшим прекращением секреторной деятельности слюнных желез личинок, нимф и самок. На этой стадии наряду с воспалительным процессом в дерме наблюдается и процесс регенерации в эпителии кожи.

К окончанию питания клещей бурно развивается регенерационный процесс, способствующий пассивному отпадению их от покровов хозяев из числа беличьих.

Течение как воспалительного, так и регенерационного процессов в тканях всех видов наземных беличьих однотипно. Эти процессы носят строго локальный, и, несомненно, взаимный адаптационный характер, несмотря на различное сочетание паразитирующих стадий развития таежных клещей. Это в конечном итоге позволяет считать сложившуюся систему паразит-хозяин достаточно устойчивой в пространстве и во времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Brandler O.V. Chromosomal evolution and polymorphism in gray marmots (Marmota, Sciuridae, Rodentia) //In " Iv Marmot World Conference: Montreux, Switzerland, 15-17 September 2002: Abstracts". International Marmot Network. 2002. P. 86-87
  2. Brandler O.V., Boyeskorov G.G. Karyotype evolution of some Palearctic species of Marmota (Sciuridae, Rodentia) //In European Mammology 2003. European Congress of Mammology, Brno, Czech Republic, July 27 - August 1, 2003. Abstracts". Brno, 2003. P. 72.
  3. Kalyagin Yu. S., Polyakov A.D. Anthropogenic transformation of some elements of taiga ecosystems in Kemerovo region //Abstracts of International Conference "Ecology of taiga forests". - Bioprint Syktyvkar, 1998. P. 142-143.
  4. Polyakov A.D., Kalyagin Yu. S. Tisk in taiga ecosystems of Kemerovo region //Abstracts of International Conference "Ecology of taiga forests". - Bioprint Syktyvkar, 1998
  5. Polyakov A.D. Marmot as tick host in Kuzbass //In European Mammology 2003. European Congress of Mammology, Brno, Czech Republic, July 27 - August 1, 2003. Abstracts". Brno, 2003. P. 192.