Проблема повышения эффективности лечения больных деструктивными формами лекарствоустойчивого туберкулеза легких является крайне актуальной, а при множественной лекарственной устойчивости микробактерии является вдвойне актуальной и нерешенной до конца. Больные с МЛУ имеют неблагоприятный прогноз и их лечение вызывает большие трудности, так как необходимого резерва противотуберкулёзных препаратов у них нет. В этих условиях основным методом лечения таких больных должен быть пневмоторакс, который сегодня обретает новое рождение в лечении больных с МЛУ.
Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности химиотерапии больных деструктивными формами туберкулёза с МЛУ МБТ в сочетании с искусственным пневмотораксом (ИП).
Под нашим наблюдением находилось 60 больных деструктивным туберкулёзом в возрасте 20-59 лет с диссеминированным, инфильтративным и кавернозным туберкулёзом лёгких, имеющих лекарственную устойчивость к основным препаратам у 26,8% больных, а устойчивость к резервным препаратам составила 32,4%. При свежих полостях и эластических кавернах, применение ИП было вполне обосновано. Все больные были распределены на две группы. Основную группу составили 33 человека, химиотерапия у которых сочеталась с ИП, контрольную группу составили 40 человек, принимающих только противотуберкулезные препараты. Сформированные группы были идентичны по характеру деструкции и МЛУ МБТ. В фазу продолжения лечения использовались три противотуберкулезных препарата, к которым сохранилась чувствительность МБТ.
Оценка эффективности лечения больных в основной и контрольной группах проводилась по показателям прекращения бактериовыделения при микроскопии и посеве мокроты на питательные среды, рассасыванию инфильтративных изменений и закрытию каверн в легких через 6 месяцев - к концу окончания интенсивной фазы химиотерапии и через 9 - 12 месяцев - к концу окончания срока стационарного лечения. В основной группе использование ИП в сочетании с химиотерапией резервными препаратами у 33-х больных позволило добиться прекращения бактериовыделения к концу 12 месяца лечения у 88,7% больных, в то время этот показатель у больных контрольной группы составил 52,3%, что оказалось в 1,5 раза меньше (р<0,05). Закрытие каверн в легких в основной группе, лечившихся ИП, составило 86,3%. В контрольной группе, лечившихся только противотуберкулезными препаратами, показатель закрытия каверн в легких составил 55,6%, т.е. в 1,6 раза меньше (р<0,05).
Причиной неэффективности лечения (24,5%) оказались выраженные и массивные плевральные сращения и большие ригидные каверны, однако, даже в этих условиях, исчезли симптомы интоксикации, нормализовался анализ крови, прибавка в массе, а их субъективное состояние оценивалось как удовлетворительное. ИП при сохранении резерва противотуберкулезных препаратов может носить укороченный характер в течении 12 месяцев, при отсутствии такого резерва длительность ИП увеличивалась. При сохранении каверн и невозможности пережигания плевральных сращений ИП больной должен быть направлен на консультацию к хирургу.
К моменту завершения эффективного лечения ИП сформировались минимальные, реже выраженные рубцово-очаговые изменения, а у 10 больных на месте каверны образовались крупные участки фиброза и цирроза. Эти патоморфологические остаточные изменения у таких сложных больных считаются благоприятными исходами. Результаты наших исследований позволяют утверждать, что ИП должен быть обязательным методом больных.