Нейроархитектоника латерального коленчатого тела выяснялась довольно подробно, но в доступной литературе отсутствуют данные, рассматривающие его комплексную организацию с рассмотрением глиоархитектоники и микрососудистого русла.
Целью исследования явилось выяснение особенностей морфологии латерального коленчатого тела, выявление его межвидовых особенностей.
Изучали мозг 6-ти человек 20-25-ти лет, погибших от случайных причин; 3-х собак 2 - 3-х лет, 8-ми кроликов 1-2-х лет и 14-х крыс 1-го года жизни. Животные забивались под тиопенталовым наркозом. Препараты окрашивали комплексом гистологических, импрегнационных методик. Кровеносные сосуды подвергали наливке. Проводили количественное и качественное изучение микропрепаратов
Латеральное коленчатое тело человека имеет характерную слоистую структуру. Морфологическая организация нейронов в слоях близка между собой. Близкое анатомическое строение имеет и ядро у собаки и кролика. У крысы слоистая организация не имеет четких признаков и по структуре ядро приближается к типичному ядерному центру. Среди популяций нейронов у всех рассмотренных видов преобладают нейроны малого и среднего диаметра. Имеется относительно много нейронов большого диаметра у человека, собаки и кролика (28%, 16% и 14% соответственно).
Видовой особенностью человека и собаки является более высокое развитие нейропиля по сравнению с кроликом и крысой. С увеличением представительства нейропиля у человека возрастает число отростков нейронов, обилие ветвлений дендритов, их длины, степени морфологического разнообразия. У собаки эти особенности менее выражены и приближаются к особенностям структурной организации кролика.
При анализе особенностей размеров и микроциркуляции в непосредственном окружении тел нейронов выявляются значимые различия как между популяциями клеток у одного вида, так и у различных видов. Крупноклеточные популяции нейронов у человека достоверно (P < 0,001) превышают соответствующие группы клеток у крыс и кроликов. У собак эти различия менее выражены (P < 0,05). Уровень микроциркуляции вокруг нейронов большого диаметра у всех рассмотренных видов животных близок. В популяциях нейронов со средними и малыми диаметрами перикарионов имеют место признаки обильного микрососудистого окружения у животных рассмотренных видов в сравнению с человеком. Меньшее число сосудов в непосредственном окружении тел нейронов компенсируется уменьшением объема в пределах 25 мкм от границ клетки и, таким образом, удельные показатели микроциркуляции с уменьшением размеров клеток меняются в небольшой степени.
В структуре ядра можно найти астроциты, олигодендроциты и микроглиоциты. В количественном отношении преобладающей популяцией являются протоплазматические астроциты. Довольно часто можно видеть и сателлитные олигодендроциты, особенно у человека. Протоплазматические астроциты человека весьма полиморфны по распространенности отростков, их толщине и степени разветвленности. Вокруг крупноклеточных нейронов нередко можно найти клетки с автономной системой глиального окружения. Это проявляется в том, что отростки глии окружают тела единственного нейрона и прилежащие микрососуды. Астроциты, прилежащие к более мелким нейронам, обычно охватывают своими отростками тела сразу нескольких нервных клеток. Это явление сочетается с тем, что капиллярные петли также лежат вокруг нескольких мелких нервных клеток, а крупные клетки васкуляризованы автономно. Волокнистые астроциты могут вплетаться в структуру ядер в прослойках нервных волокон между слоями нейронов. Данные клетки распространяют отростки в пределах сосудистых микробассейнов, контактируя с несколькими прилежащими капиллярными петлями. Можно встретить также сателлитные олигодендроциты в окружении крупных нейронов Микроглиоциты можно найти довольно редко (около 2% нейроглии у всех видов). Они распределены диффузно, без каких-либо ясных признаков тяготения к определенных зонам ядра.
От человека к крысе происходит достоверное уменьшение длины отростков у протоплазматических астроцитов, уменьшается и их морфологическое разнообразие. Растет число тел нервных клеток, включенных в систему метаболической заинтересованности одного астроцита (тел нейронных, которые окружены отростками астроцита). Это может указывать на меньшую автономность групп нейронов у крысы и кролика в сравнении с человеком и собакой.
Капиллярные сети в ядерном центре распределены неравномерно и количественно преобладают в участках с более тесным распределением нервных клеток. Различия в числе сосудов у крыс менее существенны, но у них капиллярные петли более густые и мелкопетлистые. Каждая капиллярная петля у крыс охватывает группы из 5 - 6-ти тел нейронов. У человека в каждой капиллярной петле можно найти обычно по 2 - 3 нейрона. Крупные полигональные петли характерны для границ ядра и прослоек нервных волокон у человека, собаки и кролика. Наблюдается концентрация сосудов вблизи крупных нервных клеток. Интересным является факт, что число микрососудов в нервном центре в целом у крыс в1,7 раза превосходит человека и значимо выше чем у других видов. Но микроциркуляция вокруг непосредственного окружения тел нейронов эти различия гораздо меньше. Микроциркуляция вокруг тел нейронов весьма отличается от тел нейронов у всех видов, но наиболее выражена эта разница у человека. Следовательно у рассмотренных видов имеются два качественно отличных способа усиления микроциркуляции. У крыс это увеличение абсолютного числа сосудов в ядерном центре в целом, при относительно равномерном распределении микрососудов в ядре при диффузном питании нервных клеток. Концентрация сосудов вокруг тел нейронов, приближенное расположение в непосредственной близости к микрососудам характерно прежде всего для человека. У собаки и кролика данная проблема разрешается обеими способами.
Таким образом, несмотря на то, что нейроархитектоника составляют ведущий элемент нейро-глио-сосудистых ансамблей, важную роль в их формировании играют также нейроглия (в первую очередь протоплазматические астроциты) и кровеносные сосуды. Нейронные ансамбли в межвидовом аспекте, у крысы, кролика, собаки и человека обнаруживает тенденцию к их усложнению. Это проявляется в увеличении размеров, структурного разнообразия популяций нейронов, развитии их отростков. Увеличение полиморфизма нейронов сопровождается усложнением структуры глиального окружения.