Одним из важнейших лозунгов, способствовавших приходу большевиков к власти, был лозунг передачи всех промышленных предприятий фабрично-заводским комитетам под рабочий контроль. 26 октября 1917 г. В.И.Ленин заявлял, что новый режим будет основан на принципе рабочего контроля. Декрет Временного социалистического правительства от 27 ноября определил его конкретные формы. Теоретически рабочий контроль должен был осуществляться всеми трудящимися предприятия через выборный заводской комитет, а также состоящих при нем представителей администрации и инженерно-технических работников. Практически же этот декрет отстранял заводские комитеты от управления предприятиями. Они теперь входили в иерархическую структуру, где при каждом городском Совете был создан совет рабочего контроля, состоящий из представителей профсоюза и кооперативов. Их высшим органом был объявлен Всероссийский совет рабочего контроля, чья структура как раз и определяла поглощение заводских комитетов профсоюзами и советами, где главную роль играли большевики. Первый съезд профсоюзов (7-14 января 1918 г.) должен был подтвердить подчинение завкомов профсоюзам. В его резолюциях подчеркивалось, что профессиональные союзы, как классовые организации, должны взять на себя главную заботу по организации производства и воссозданию подорванных сил страны. Основными задачами профсоюзов на текущий момент (1918 г.) объявлялись следующие: 1. Реорганизация производства; 2. Организация рабочего контроля; 3. Регистрация и распределение рабочей силы; 4. Деятельное участие в демобилизации промышленности; 5. Борьба с саботажем; 6. Проведение трудовой повинности и т.д. Исходя из вышеперечисленных задач, съезд принял решение о слиянии фабзавкомов с профсоюзами и превращение их в первичные ячейки на предприятиях, т.е. фактически лишил заводские комитеты самостоятельности.
В окончательной резолюции съезда, представленной большевиком Лозовским, отмечалось, «что контроль над производством ни в коей мере не означает перехода предприятия в руки трудящихся данного предприятия». Последний пункт резолюции недвусмысленно свидетельствовал о том, что заводские комитеты и комиссии профсоюзного контроля должны подчиняться инструкциям, исходящим от Всероссийского Совета рабочего контроля. В действительности же этот Совет ни разу не собирался как самостоятельный орган. С самого начала он влился в Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), созданный Декретом от 15 декабря 1917. ВСНХ подчинялся непосредственно правительству и имел большие полномочия: мог конфисковать, приобретать, опечатывать любое предприятия и т.п.
Рабочий контроль «сменялся государственным контролем над самими рабочими, неспособными организовываться». В 1918-1920-е гг. происходило дальнейшее свертывание рабочего контроля над фабрично-заводскими комитетами и подчинение их профсоюзам, которые в свою очередь ставились под контроль партийных комитетов и администрации. Большевики создавали строго иерархическую структуру управления, работающую четко и слажено, не допускавшую никаких отклонений от «генеральной линии партии».
Основным направлением деятельности профсоюзов в данный период являлось проведение контроля над производством и создание контрольно-хозяйственных комиссий. В Поволжье такие комиссии создавались, например, при профсоюзе текстильщиков, объединявшим рабочих суконных фабрик Пензенской, Самарской и Симбирской губерний и др.
С лета 1918 г., когда началась массовая национализация промышленных предприятий, и подобный контроль становился функцией, прежде всего государственных органов, профсоюзы стали уделять больше внимания материальному положению рабочих. Главная проблема, которая стояла перед ними в 1918-1920-е гг., до и после войны - ликвидация безработицы, возникшей вследствие закрытия фабрик и заводов из-за недостатка сырья, топлива и денежных средств. Первые меры, которые были предприняты советским правительством и профсоюзами в этой области - проведение общественных работ, для представления временных рабочих мест, а так же создание касс взаимопомощи, куда отчислялись средства и добровольные пожертвования государственных и частных предприятий. Материальная поддержка безработных решалась так же путем открытия бесплатных столовых и т.д.
Но практически эти функции оставались второстепенными. В новых реалиях профсоюзы стали рассматриваться и формироваться как классовые организации, максимально огосударствленные, полностью подчиненные политики партии и направленные, прежде всего, на организацию и интенсификацию производства. Хотя в условиях объявленной диктатуры пролетариата, а фактически диктатуры партии, иных профсоюзов просто не могло быть. Самостоятельные профсоюзы при жестком политическом и экономическом контроле государства и единственной партии, стоящей во главе этого государства - нонсенс.