По мере прогресса в развитии медицины при проведении лечебно-диагностических мероприятий все большее распространение получают источники рентгеновского излучения. Вместе с тем, в доступной нам литературе, отсутствуют данные об изменениях морфоколичественных показателей элементов эфферентного звена соматической рефлекторной дуги. Все это и обусловило необходимость проведения нашего исследования, особенно с учетом возможности последующей экстраполяции полученных данных (Бонд В., 1971).
Исследование проведено на 81 половозрелой морской свинке-самцах, массой 400-450 гр., из которых 51 были использованы в эксперименте, а 30 - служили в качестве контроля. Содержание и питание морских свинок проводилось в соответствии с правилами, принятыми Европейской конвенцией по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и других научных целей (Страсбург, 1986). В исследовании было использовано однократное общее рентгеновское излучение (Доза-5 Гр, 0,64 Гр/мин., фильтр-0,5мм Си, напряжение-180 кВ, сила тока-10мА, фокусное расстояние-40см.). В качестве генератора служил рентгеновский аппарат «РУМ-17». Облучение производилось в одно и то же время суток - с 10 до 11 часов в осеннее-зимний период с учетом суточной и сезонной радиочувствительности (Щербова Е.Н., 1984). Выведение животных из эксперимента и забор материала производился сразу, через 6 часов, на 1, 5, 10, 25 и 60-е сутки после окончания воздействия. Кусочки поперечнополосатой мышечной ткани (ППМ) были взяты из различных областей (передние конечности, спина, задние конечности). Для выявления нервного аппарата ППМ был использован материал, фиксированный в 12% нейтральном формалине. Срезы готовили на замораживающем микротоме. Затем импрегнировали 20% раствором азотнокислого серебра по Бильшовскому-Грос в модификации А.И. Рыжова, с последующим заключением в бальзам. Миелиновые оболочки нервных волокон окрашивали суданом черным «В» по L.Lison, I.Dagnetle (Lilie L., 1965).
Со стороны эфферентных миелиновых нервных волокон ППМ для оценки степени проведения нервного импульса использовали следующие морфоколичественные критерии, разработанные в лаборатории функциональной морфологии и физиологии нейрона Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР (Подольская Л.А., Соловьев Н.А., 1987). В ППМ всех участков локализации измерялись диаметры расширенных участков миелиновых волокон и диаметры безмиелиновых областей претерминалей, а затем учитывали их соотношение, которое принимали за коэффициент расширения (КР). Измеряли ширину безмиелиновых сегментов в области перехватов Ранвье, так как значительное увеличение их размера может способствовать формированию блока проведения именно за счет перехватов (Подольская Л.А., Соловьев Н.А., 1987). Также производилось измерение диаметра безмиелиновых участков в претерминальной области (Лукашин В.Г., Замураев И.Н., 1985; Ito F., 1969). Все результаты морфоколичественных исследований обрабатывались по правилам параметрической статистики с использованием критерия Стьюдента, вычисляли средние значения и их стандартные отклонения. Достоверность различий между контрольными и их опытными значениями принимались при вероятности р<0,05. Проводился гематологический контроль.
При микроскопическом исследовании препаратов со стороны ППМ всех участков локализации отмечается повышение вышеуказанных морфоколичественных показателей проведения эфферентной импульсации на протяжении всех сроков наблюдения, достигавших максимальных значений на 10-е сутки после окончания воздействия рентгеновских лучей, и сохранявшихся повышенными на 60-е сутки после воздействия Х-лучей. При этом, на протяжении всех сроков наблюдений, выявляется неравнозначность изменений всех вышеуказанных показателей со стороны нервных проводников различных участков локализации, достигавших максимальных величин, в каждом из сроков наблюдений, со стороны нервных волокон ППМ спины. Так, в частности, на 60-е сутки после окончания воздействия рентгеновского излучения показатели КР нервных проводников ППМ спины превышают контроль в 1,81 раза, в то время как в передних конечностях в 1,56 раза, задних конечностях в 1,54 раза (р<0,05).
Полученные данные о различной степени изменений морфоколичественных критериев проведения нервного импульса, свидетельствуют о различиях в степени проведения эфферентной импульсации, при воздействии рентгеновских лучей, в поперечнополосатой мышечной ткани различных участков локализации. Указанные данные должны быть учтены, с учетом возможности экстраполяции полученных данных на других млекопитающих, при проведении медицинских лечебно-диагностических мероприятий, и, в частности, в ветеринарной медицине.