В доступной нам литературе, отсутствуют кариометрические данные об изменениях базалиоцитов эпидермиса кожи, при воздействии экстремальных факторов окружающей среды электромагнитной природы, и, в частности, комбинированном воздействии микроволн и рентгеновских лучей. Все это и обусловило необходимость проведения нашего исследования.
Исследование проведено на 74 половозрелых морских свинках-самцах, массой 400-450 гр., из которых 44 была использована в эксперименте, а 30 - служили в качестве контроля. Содержание морских свинок проводилось в соответствии с правилами, принятыми Европейской конвенцией по защите позвоночных животных, используемых для экспериментальных и других научных целей (Страсбург, 1986). Перед проведением эксперимента морские свинки адаптировались к условиям лаборатории с целью исключения стрессового фактора 3-5 раз подвергались «ложному» воздействию с включенной аппаратурой, но отсутствием самого излучения. Животные подвергались однократному общему воздействию микроволн (длина волны -12,6 см, плотность потока мощности - 60 мВт/см2, частота 2375 МГц, экспозиция-10 мин.), а затем через 24 часа воздействию однократного общего рентгеновского излучения (доза-5 Гр, 0,64 Гр/мин., фильтр-0,5 мм Си, напряжение-180 кВ, сила тока-10 мА, фокусное расстояние-40 см). В качестве генератора, источника микроволн, служил терапевтический аппарат «ЛУЧ-58». В качестве источника рентгеновского излучения был использован рентгеновский аппарат «РУМ-17». Облучение производилось в одно и то же время суток - с 10 до 11 часов в осеннее-зимний период с учетом суточной и сезонной радиочувствительности (Щербова Е.Н., 1984). Выведение животных из эксперимента и забор материала производился сразу, через 6 часов, на 1, 5, 10, 25 и 60-е сутки после окончания воздействия. Кусочки кожи были взяты из различных областей (голова (щека), спина, живот). Для гистологического изучения был использован материал, фиксированный в 12% нейтральном формалине, затем залитый в парафин, из которого изготавливались срезы толщиной 7 мкм, которые окрашивались по традиционной методике - гематоксилином и эозином. С помощью окулярного микрометра АМ-9-2 при 600-кратном увеличении микроскопа в клетках базального слоя эпидермиса на препаратах, окрашенных гематоксилином и эозином, оценивали объем ядер, используя измерение большого и малого диаметра по формуле: V= π/6 x ab, где π - 3,14, а - наибольший диаметр, b - наименьший диаметр (Автандилов Г.Г., 1990). Данный показатель является наиболее информативным и в достаточной мере характеризует изменение функциональной активности клетки (Автандилов Г.Г., 1990). Все результаты обрабатывались по правилам параметрической статистики с использованием критерия Стьюдента, вычисляли средние значения и их стандартные отклонения. Достоверность различий между контрольными и опытными значениями принималась при вероятности Р<0,05 (Автандилов Г.Г., 1990). Проводился гематологический контроль (подсчет общего количества эритроцитов и лейкоцитов).
Уже сразу после окончания комбинированного воздействия при гистологическом исследовании препаратов со стороны базалиоцитов кожи всех участков локализации отмечается повышение, по сравнению с контролем, объема ядер. В последующие сроки наблюдений сохраняется указанная тенденция к увеличению объема ядер базалиоцитов в коже всех участков локализации, достигавших максимальных величин на 5-е сутки после окончания комбинированного воздействия. При этом наибольшие изменения указанного показателя отмечаются со стороны базальных клеток кожи головы и живота. Так, на 10-е сутки после окончания комбинированного воздействия микроволн и рентгеновского излучения, когда отмечается некоторое снижение указанного показателя по сравнению с предыдущим сроком, объем ядер базалиоцитов существенно повышен в коже головы и живота - на 42,1% и 40,4% от исходного, соответственно, в то время как в коже спины составляет лишь 104,2%, по сравнению с контролем (р<0,05). На 25-е сутки продолжается снижение показателей объема ядер в коже всех участков локализации, вместе с тем не достигающих исходных показателей. Так, в указанный срок, данный показатель в наибольшей степени изменен в коже головы, где он составляет 118,4% от исходного (р<0,05). На 60-е сутки после окончания комбинированного воздействия микроволн и рентгеновских лучей объем ядер достигает показателей контроля со стороны базалиоцитов эпидермиса кожи спины и живота, в то время как в коже головы данный показатель несколько выше исходного.
Полученные данные свидетельствуют о возможности использования метода кариометрии, как критерия морфофункциональных изменений базалиоцитов росткового слоя эпидермиса кожи различных участков локализации при комбинированном воздействии вышеуказанных экстремальных факторов электромагнитной природы, особенно с учетом возможности.