Природа создала сложнейшие связи, соединившие в единое целое живые организмы со средой их обитания. Биота ландшафтов включает совокупность всех живых организмов, которые наиболее чутко реагируют на изменение среды своего местообитания, особенно на ее загрязнение. Когда действуют одновременно несколько неблагоприятных факторов среды, резко понижается биологическое разнообразие, быстро разрушаются геосистемы локального уровня. Мониторинги за состоянием, развитием, динамикой и деградацией отдельных природных компонентов или процессов, а также экологические мониторинги всех сред обитания необходимы. Но они всегда локальны, быстротечны, а поэтому малоэффективны, а главное, не позволяют сделать долгосрочных региональных, а тем более, глобальных прогнозов. Для мониторингов обычно используется гигантская масса данных. Однако необходим единый государственный фонд данных о загрязнении всех сред обитания биоты: геологической, атмосферного воздуха, пресных и морских вод, почв, а также территориальных (надводных) и аквальных ландшафтов в целом. Все мониторинги, которыми определены допустимые концентрации вредных для биоты и человека техногенных веществ сложившуюся экологическую обстановку не спасут. Установленными нормативами предельно допустимых концентраций (ПДК) или предельно допустимых уровней (ПДУ), разумеется, необходимо строго руководствоваться. Однако все виды загрязнений воздействуют на ландшафты не порознь, а совместно и, тем самым, создают критические условия для жизни биоты, приводят к быстрому сокращению видового разнообразия живых организмов и деградации ландшафтов. Все мониторинговые программы контроля за состоянием отдельных природных компонентов, а также всех сред обитания биоты должны базироваться на ландшафтной основе. Это позволит наиболее надежно и объективно оценить экологические и биологические качества среды обитания всех живых организмов, в том числе и человека.
Ландшафтный мониторинг основывается на системном анализе строения среды обитания живых организмов. Такой средой обитания являются геосистемы всех уровней организации, которые отличаются единством (целостностью) и динамичностью, обладают миграционными и аккумулятивными свойствами природных и техногенных веществ. Взаимодействие в геосистемах пяти основных природных компонентов (вещества литосферы, воды, воздуха, растительности и животных) является основой равновесного состояния (устойчивости) природных комплексов. Они трудно поддаются влиянию антропогенных воздействий, в том числе техногенных. Особенно устойчива геома ландшафтов, т.е. геолого - геоморфологические условия жизни биоты, которая наиболее динамична в пространстве и времени под влиянием эволюционных процессов и антропогенных факторов. Стабилизирующая роль геомы ландшафтов оказывает определяющее влияние на биопродуктивный, водный и миграционный режим химических элементов в геосистемах. От нее зависит потенциал их устойчивости. Первоочередной задачей является выбор эталонных мониторинговых индивидуальных геосистем в каждом типе ландшафтов (тундровых, лесотундровых, таежных, лесостепных, степных, полупустынных, пустынных и др.). Такими эталонными мониторинговыми регионами должны быть, прежде всего, геосистемы охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы, природных парков). Главной задачей создания заповедных территорий должно быть сохранение их для сопоставления с однотипными деградируемыми геосистемами. Их надо было создать во всех природных зонах мира и на всех генетических типах геологических отложений с круглогодичными комплексными наблюдениями, а не ограничиваться изучением только экосистем, флоры или фауны. Тогда мы могли бы предвидеть многие нежелательные последствия техногенных воздействий. Но геосистемы охраняемых природных территорий также подвержены негативному техногенному прессу, если даже они расположены в арктических тундрах, в связи с пространственной миграцией химических элементов и загрязняющих техногенных веществ.
Эти уникальные природные объекты, а также естественные ресурсы, которые создала Природа для всех, должны быть под строжайшим контролем государства и не передаваться в личную собственность или аренду. На их основе должны создаваться модели восстановления нарушенных и деградированных однотипных индивидуальных ландшафтов суши, приуроченных к морским, моренным, зандровым, озерно-ледниковым, лессовым и другим генетическим типам поверхностных отложений с учетом их мощности. Ландшафтное картографирование таких геосистем с использованием аэрофотоснимков и материалов космической съемки позволит установить степень опасности для биоты техногенного загрязнения и условия миграции техногенных веществ.
Ландшафтный мониторинг дает возможность проследить изменения во времени нагрузок на биоту, установить регионы для проведения режимных наблюдений за источниками загрязнений, определить санитарно-гигиенические нормативы качества всех сред обитания и установить предельно допустимые нормы антропогенно-техногенного пресса на ландшафты.
Только на основании ландшафтного мониторинга можно создать районы фонового мониторинга, которые должны быть расположены во всех типах ландшафтов Земли и занимать индивидуальные ландшафты на разных генетических типах поверхностных отложений с учетом тех горных пород, которые вовлечены в процессы вертикальной и пространственной миграции химических элементов и техногенных веществ. Ландшафтный мониторинг должен основываться на сопоставлении данных космической информации разного времени залетов о динамике естественных процессов загрязнении природных компонентов и антропогенных преобразований биоты ландшафтов.
Никакие виды мониторингов и меры по улучшению использования природных ресурсов не приведут к ослаблению разрушения природных ландшафтов, поскольку развитие цивилизации и рост численности населения до сих пор являются неконтролируемыми, хотя современная наука способна помочь человечеству ослабить экстремальные нагрузки на природную среду. Предел природопользования, а следовательно и экологический, давно нарушен и этот процесс трудно приостановить, так как природопользователи не знают, а возможно, не желают учитывать природные законы и закономерности, восстановить деградированные природные ландшафты, так как это им экономически невыгодно. Чтобы спасти положение надо активно действовать на локальном уровне, где зарождаются региональные и глобальные экологические проблемы.
Работа представлена на II научную конференцию с международным участием «Мониторинг окружающей среды» 6-9 декабря 2004г.Рим (Италия)