Любое экономическое благо создается в результате взаимодействия двух компонентов: материальных ресурсов (общественный, прошлый труд) и труда человека (живой труд). Один из родоначальников классической экономики В. Петти отмечал, что «труд есть отец и активный творящий фактор богатства», по праву подчеркивая универсальность этого фактора.
В рыночных условиях труд продается, покупается, формируется спрос на этот ресурс и его предложение. В роли покупателей на рынке труда выступают предприятия и государство. Роль цены труда играет заработная плата, имеющая мощный внутренний потенциал для роста производства и социально-экономического роста государства.
Предприятие, являясь источником производства товаров и услуг, средств для формирования бюджетов всех уровней, объединяет производственные и воспроизводственные процессы, интегрирует производительные силы, материальные трудовые и финансовые ресурсы, должно служить гарантом социальной защищенности работников. Целевые ориентации предприятия во многом определяют правовую среду государства, служат моделью взаимоотношения как юридических, так и деловых взаимоотношений физических лиц.
Экономически малообоснованные преобразования, которым подверглись российские предприятия в конце прошлого века, привели к практически одномоментному разрушению сложившихся на протяжении десятилетий традиций и стереотипов, как индивидуального, так и коллективного общественного поведения работников, для которых предприятие в большинстве случаев перестало выполнять свою социальную функцию.
Несмотря на то, что развитие экономики республики характеризуется достаточно высокими темпами роста объемов инвестиций в основной капитал, сохранением положительной динамики промышленного производства, перевозок грузов и платных услуг, на протяжении последних лет удельный вес убыточных организаций составляет более 40%.
Зависимость между финансовыми результатами деятельности предприятий и заработной платой работников подтверждается следующим: убыточными были организации, занимающиеся лесозаготовительной деятельностью, выпуском строительных материалов, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, автотранспорта и отношение заработной платы к среднереспубликанской составляло всего 48-55%. Высокорентабельными были организации по нефтепереработке, производству целлюлозно-бумажной продукции, трубопроводного транспорта, соответственно и отношение заработной платы работников этих организаций к средней по республике составляет от 150 до 255%.
Дифференциация денежных доходов населения по уровню среднедушевых имеет тенденцию к увеличению. Усиление расслоения общества по уровню материального достатка обусловлено тем, что доходы высокообеспеченных групп населения растут быстрее, чем доходы малообеспеченных. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2005 году приходилось 32,1% общего объема официально зарегистрированных денежных доходов. Среднедушевой доход данной категории по сравнению с 2004 годом увеличился на 24% и составил 36 тыс.рублей. На долю 10% наименее обеспеченного населения приходилось 1,7% общего объема денежных доходов и их среднедушевой доход составил 1,9 тыс.рублей. Коэффициент концентрации доходов продолжает увеличиваться и достиг в 2000-2005 гг. максимальных (0,437) значений.
Аналитики едины во мнении, что коэффициент определяет предел, за которым кончается стабильность и начинается зона неустойчивости, что оказывает негативное влияние, как на власть, так и на общество в целом. Еще Платон более двух тысяч лет назад предупреждал об опасности слишком большой диспропорции в доходах богатейших и беднейших и считал, что четырехкратное превышение способно привести к смуте.
Академик РАЕН Н.М. Римашевская социальную стратификацию в стране представляет в виде классической пирамиды: бедные, малообеспеченные, высокообеспеченные, богатые и очень богатые. У этой пирамиды узкая вершина и очень широкое основание, в то время как должна быть не пирамида, а «груша», основную массу которой составляет середина, т.е. средний класс, опора общества, но в реальных условиях эта «опора» не превышает 20% населения. Размытость границ пирамиды и большая величина интервала свидетельствуют о нестабильности социально-экономической ситуации и вызывает отмирание чувства сопричастности своей стране. Отдельные очаги недовольства, связанные с монетизацией льгот, задержками в выплате заработной платы, ростом цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, вспыхивают в различных регионах и участниками этих выступлений являются отнюдь не богатые люди.
Хотя рост денежных доходов в республике в последние годы опережал рост величины прожиточного минимума, доходы ниже прожиточного минимума имеют почти 17% населения. Среднедушевой денежный доход бедного населения составляет около 2,5 тыс.рублей, т.е. человек, которому денег хватает только на еду оказывается отрезанным от более или менее нормальной человеческой жизни. Среди семей с доходами ниже прожиточного минимума семьи с детьми составляют почти 60%, а с уровнем дохода ниже прожиточного минимума вдвое и более раз - 70%.
Эксперты Всемирного банка, проводившие в 2004 году анализ российской бедности, определили, что российские бедные в своем большинстве - это люди со средним профессиональным и высшим образованием, работающие в нескольких организациях при ненормированном рабочем дне. Это еще один из парадоксов отечественных социально-экономических «преобразований».
Фактор бедности, по мнению специалистов, влияет на уровень смертности и качество человеческого потенциала. Как показывают исследования, каждое последующее поколение менее здорово, чем предыдущее. В последние годы, как следствие ухудшения социальных условий, высокими темпами (по сравнению с 1995 годом в два раза) растет смертность от заболеваний туберкулезом. Уровень смертности по основным классам причин увеличился (с 13,2 человек на 1 000 человек населения в 1995 году до 15,2 человек на 1 000 человек населения в 2005 году) и адекватно отразился на ожидаемой продолжительности жизни.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости обеспечения прочного взаимодействия государства и корпораций в сфере реализации социальной ответственности; необходимости формализации понятия социальной справедливости и отражения его в правовых документах.
Законы, регламентирующие социальную ответственность бизнеса, должны быть приведены в соответствие с конкретными реалиями хозяйственной, социальной и политической жизни, а прожиточный минимум, как и гарантированная минимальная заработная плата, должны быть экономическим выражением прав человека на жизнь.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ.