Костная ткань и костный мозг являются традиционным источником стволовых клеток, которые используются для последующей остеогенной и хондрогенной дифференцировки. С этой целью чаще всего используется подвздошная кость и грудина. В практической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии при плановых операциях на челюстях нередко имеется возможность забора небольших фрагментов костной ткани, в том числе в виде крошек и мелких осколков, например при сложном удалении зуба, а также во время создании ложа для зубного имплантата. В задачу нашего исследования входило изучение возможности выделения из мелких фрагментов челюсти человека мезенхимальных стромальных клеток и их идентификация с помощью поверхностных маркеров. Мелкие осколки бугра верхней челюсти были получены у двух пациентов в возрасте 34 и 38 лет без соматической патологии в ходе сложного удаления ретинированного восьмого зуба, не осложненного воспалением окружающих тканей. Клетки культивировали на среде ДМЕМ с добавлением 10% эмбриональной телячьей сыворотки (фирма ПанЭко, РФ) в пластиковых одноразовых флаконах и в 24-луночных планшетах (фирма Nunk, Дания) при 37оС в условиях насыщающей влажности в атмосфере с 5% СО2. Количество клеток на образцах оценивали методом фотометрии. Клетки, находящиеся в монослое, снимали с культурального флакона с помощью растворов трипсина и Версена, промывали раствором PBS при помощи центрифугирования при 1000 об/мин, 10 мин. Далее клетки инкубировали в течение 30 минут в буферном растворе, содержащем PBS, 2% FBS, 0,2% Tween 20 с одним из перечисленных ниже антител к CD 54, CD 90, CD31, CD 34, CD 117, CD 62l, CD 62e, HLA-DR, коньюгированными с FITC. Клетки, инкубированные с антителами к CD 71, 44, 106, 105, без флюоресцентной метки, дважды промывали раствором PBS и инкубировали со вторыми антителами, мечеными FITC, еще 30 мин. Затем клетки промывали PBS и использовали для цитометрического наблюдения на проточном цитометре Coulter Epics.
Клетки прошли в культуре 3 пассажа. Эти клетки оказались положительными по CD 90 и CD 44, СD 54 экспрессировало 33,7% у пациента С., а у пациента Д. была обнаружена очень слабая экспрессия данного маркера (1,04%). Эти клетки не экспрессировали CD 31, CD 34, CD 62l, CD 62e, CD 117, HLA-DR, CD 71. Незначительная доля клеток обоих пациентов несет на поверхности CD 105 (2,1% и 3,03% для пациентов С. и Д. соответственно), CD 106 отсутствует у пациента С., у пациента Д он обнаружен на 1,6 % клеток.
Основываясь на литературных данных, можно заметить, что мезенхимальные стволовые клетки, полученные из костного мозга несут поверхностные маркеры CD 90 и CD 44 при отсутствии CD 31, CD 34, HLA-DR. На поверхности исследуемых клеток отсутствуют также маркеры CD 62l, CD 62e, CD 117. Для МСК характерна экспрессия CD 105 и CD 106, однако в клетках пациентов эти маркеры слабо экспрессированы. Возможно, набор маркеров экспрессированных на поверхности клеток, зависит от локализации клеток в организме, а также от числа пассажей, которых в культуре было 3. Дополнительная информация может быть получена из экспериментов по дифференцировке этих клеток, что является предметом дальнейших исследований.