Целью работы явилось оценить динамические изменения вариабельности ритма сердца (ВРС) при активной ортостатической пробе (АОП) у больных артериальной гипертензией (АГ) и/или метаболическим синдромом (МС), используя метод факторного анализа (ФА). Полагаем, что статистически обоснованное выделение наиболее значимых показателей ВРС позволит лучше понять роль вегетативной нервной системы (ВНС) в патогенезе этих заболеваний.
Обследовано 86 человек. Все обследуемые были разбиты на три группы: 22 больных АГ (средний возраст - 45,0±0,2 года), 33 пациента с АГ и МС (средний возраст - 44,6±2,8 года) и контрольная группа из 31 практически здорового человека (средний возраст 39,7±0,5 года). Всем обследуемым проводился анализ ВРС исходно в положении лёжа и в условиях АОП на аппарате «Кармин» (Таганрог, Россия) по стандартной методике. Исследовались временные и спектральные характеристики сердечного ритма. Полученные данные обработаны методом математической статистики с применением ФА с использованием пакета прикладных статистических программ «STATISTICA 5.0. StatSoft, Inc. (2001)» [5]. Суть метода ФА состоит в том, что вычисляются взаимные корреляции всех исследуемых параметров с тем, чтобы объединить наиболее скоррелированные из них в существенно меньшее число наиболее значимых факторов.
Нарушения ВРС у больных АГ и АГ с сочетанным МС имели ряд общих закономерностей: значительное снижение общей мощности спектра при АОП с одновременным усилением симпатических и ослаблением церебральных эрготропных и гуморально-метаболических влияний на пейсмекерную активность синусного узла. Отличительными особенностями для АГ и МС являлись сохраненная общая мощность спектра в покое и легкая исходная ваготония, нивелируемая при АОП. Для АГ характерны исходно низкие значения общей мощности спектра и большинства показателей ВРС, менее выраженные их динамические изменения при АОП. При проведении ФА между контролем и группой АГ обнаружена высокая степень совпадения по числу наиболее значимых параметров ВРС, составивших 1-й и 2-й факторы, среди которых временные и спектральные характеристики ВРС имели почти одинаковый удельный вес. В группе больных с АГ и МС набор главных независимых факторов был совершенно иным. В исходном состоянии среди наиболее значимых факторных нагрузок фигурировали исключительно показатели спектрограммы, отражающие как симпатические, так и парасимпатические влияния на ВРС. Однако, при проведении АОП все, что касалось парасимпатики, было вытеснено на второй план. В число приоритетных показателей вошли VLF, LF и ряд временных параметров. У больных АГ и у здоровых вегетативную регуляцию сердечного ритма можно считать более стабильной, поскольку при АОП абсолютные значения переменных, составивших 1-й и 2-й факторы, безусловно, изменились, но их корреляционные взаимосвязи и дисперсии остались на прежнем уровне. Таким образом, такое изменение факторных нагрузок может служить еще одним доказательством неустойчивости процессов симпато - парасимпатической регуляции пейсмекерной активности синусного узла в группе больных с АГ и МС, т.к. при АОП изменилась корреляция и дисперсии переменных, вошедших в наиболее значимые факторы.