Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

Вотинцев А.А., Разин А.П.

Актуальность исследования. Вся сложность проблемы рака яичников заключается в особенностях этиологии и патогенеза опухолей этого органа, в уникальности самой эндокринной природы яичника и его роли в жизнедеятельности женского организма. Многокомпонентное строение гонад, сочетание структур самых разных функциональных направлений обусловливают широчайший спектр гистологических форм новообразований этого органа. Если же принять во внимание ещё и переходные формы, а также опухоли, в которых сочетаются два и более гистологических типа, то количество вариантов новообразований яичников возрастает в геометрической прогрессии.

Занимая по рангу заболеваемости 3 место среди онкогинекологической патологии, рак яичников считается одной из самых фатальных локализаций гинекологического рака. Ежегодно в мире регистрируется 166 тысяч злокачественных новообразований яичников и 101 тысяча смертей от них, в России - 11,7 тыс. и 7,3 тыс. соответственно.

Оценка степени распространения опухолевого процесса при злокачественных новообразованиях яичника в популяционных исследованиях проводится достаточно условно. Выявлено, что больные I стадии составляют 15,3%, II - 13,1%, III - 29,8%, IV - 33,0%. У 8,7% больных стадия остаётся неустановленной, а морфологическая верификация в этой группе была менее, чем в половине случаев.

A.W. Kurian и соавт. (2005) по данным анализа 1834 наблюдений инвазивного рака яичников приводит следующее распределение больных по гистологическим типам: серозный гистологический тип встречается в 58,2% случаев, муцинозый составляет 13,9%, эндометриоидный - 20,3%, а светлоклеточный - только 7,6%. Тем не менее, большинство исследователей выбирают в качестве объекта изучения серозную карциному яичников, не придавая должного значения эндометриоидным новообразованиям. Мофрологическая диагностика с использованием современных методов, таких как компьютерная квантиметрия, иммуногистохимическое исследование в данной группе неоплазм практически отсутствует.

Целью предпринятого исследования явилось выявление прогностически значимых морфологических и морфометрических характеристик эндометриоидного овариального рака, позволяющих совершенствовать диагностику и дифференцированно подходить к лечению больных.

Материал и методы исследования. Материалом для исследования послужил операционно-биопсийный материал 214 пациенток с диагнозом рак яичников различного гистологического типа. В группу наблюдения вошли 36 женщин, страдающих раком яичника эндометриоидного гистогенеза. Микроскопические препараты толщиной 5 мкм окрашивались гематоксилином и эозином. Подразделение карцином на гистологические типы осуществлялось в соответствии с Международной гистологической классификацией опухолей яичников №9 (Женева, 1973). Степень гистологической дифференцировки опухоли устанавливалась по критериям A.С.Broders (1926).

Мофрометрическое исследование осуществлялось на микроскопе Leica REICHERT POLIVAR 2 с план-объективом FI APO 40х/0,30, совмещённым с цифровой видеокамерой JVC разрешением 800х600 pixel. Использовались системы анализа цифрового изображения Quantimet 500 C+ QWin (Leica Cambridge Ltd., 1998) и AxioVision 3.0 (Carl Zeiss GmbH, 2001). Полученные в ходе исследования результаты подвергнуты автоматизированной обработке с помощью специализированных статистических пакетов SPSS 10.0 с функциональными приложениями.

Результаты исследования и их обсуждение. Эндометриоидную злокачественную неоплазму яичника достоверно отличают такие цито- и кариометрические параметры: площадь клетки - 76,1±26,28 мкм2 (p<0,001); коэффициент формы раковой клетки (отношение наименьшего размера клетки к наибольшему) - 0,67±0,097 (p<0,001); площадь ядра - 43,1±15,37 мкм2 (p<0,001); ядерно-клеточное отношение - 0,61±0,115 (p<0,001). Количество паренхиматозных раковых клеток на площадь опухолевой паренхимы составило 27,1±6,06 клеток (p=0,005) в поле зрения на план-объективе х40. Таким образом, эндометриоидную овариальную карциному можно дифференцировать от неоплазм других гистологических типов по высокому кубическому раковому эпителию, достоверно отличающемуся средними значениями площади как ядра, так и опухолевой клетки. Вместе с тем эндометриоидный овариальный рак характеризуется самым высоким ядерно-клеточным соотношением среди всех гистогенетических вариантов.

Для уточнения диагностического и дифференциально-диагностического значения квантиметрических характеристик опухолевой клетки, ядра и их взаимоотношения указанные параметры определялись с учётом степени гистологической дифференцировки эндометриоидного рака (табл. 1).

Таблица 1. Морфометрическая характеристика опухолевого эпителия эндометриоидного рака в зависимости от степени гистологической дифференцировки (M±m)

Параметр

Степень гистологической дифференцировки

Достоверность, р

высокая

умеренная

низкая

Площадь клетки, мкм2

63,1±20,61

68,1±18,30

84,8±30,27

0,05

Площадь ядра, мкм2

37,2±11,28

34,5±9,16

50,1±16,79

0,048

ЯКО

0,64±0,043

0,54±0,121

0,64±0,117

0,451

КФ

0,63±0,118

0,64±0,098

0,70±0,095

0,089

Клеточность

34,0±1,15

19,0±2,29

28,7±2,56

0,06

Примечане.: ЯКО - ядерно-клеточное отношение; КФ - отношение наименьшего размера клетки к наибольшему; Клеточность - количество паренхиматозных раковых клеток на площадь опухолевой паренхимы.

Анализируя сведения, приведённые в таблице 1, можно констатировать, что с повышением степени злокачественности овариальной карциномы достоверно увеличиваются площадь клетки (p = 0,05) и её ядра (p = 0,048). Одновременно отмечается нарастание коэффициента формы (p = 0,089), то есть клетка приближается к низкому кубическому эпителию, однако выявленные отличия не достоверны. Такие параметры, как ядерно-клеточное отношение и клеточность паренхимы, в определении степени злокачественности эндометриоидной неоплазмы не играют существенной роли. Наряду с этим установлена статистически значимая слабая обратная корреляционная зависимость продолжительности жизни больных от коэффициента формы опухолевых клеток (r = -0,446; p = 0,04), а также обратная зависимость умеренной силы от площади опухолевой клетки (r = -0,645; p = 0,03), чем можно объяснить снижение выживаемости пациенток с увеличением степени гистологической злокачественности новообразования.

Для установления морфологических особенностей, характерных для новообразований, склонных к опухолевой прогрессии (метастазированию), все 36 случаев эндометриоидных карцином яичников были поделены на 2 группы:

  1. Рак яичников ранних стадий - неоплазмы без метастазов (8 случаев);
  2. Распространённый эндометриоидный рак яичника с наличием имплантационных метастазов на брюшине, большом сальнике, а также на плевре и в печени (28 наблюдений).

При анализе параметров площади раковой клетки эндометриоидного гистологического варианта овариальной карциномы наибольшие размеры выявлены в опухолях с метастатическими отсевами в другие органы и ткани (78,0±26,07 мкм2, р=0,46), а площадь ядра опухолевой клетки констатировалась статистически незначимо больше (44,5±15,28 мкм2, р=0,377). Одновременно с этим величина ядерно-клеточного соотношения констатирована достоверно выше в распространённых злокачественных эпителиальных новообразованиях яичников (0,61±0,121, р=0,05), которые отличаются крайне низкой средней продолжительностью жизни больных.

При сопоставлении величины коэффициента формы (КФ) неопластической клетки было выяснено, что КФ выше в опухолях яичников, давших раковые отсевы в различные органы и ткани, чем в туморозных узлах без метастазов (0,68±0,061 против 0,62±0,088, р=0,048), то есть для распространённых эндометриоидных карцином придатков матки характерны клетки кубической формы, в то время как овариальные карциномы ранних стадий отличаются более призматической формой ракового эпителия. Также одним из значимых в прогнозе метастазирования эндометриоидного рака яичников признан показатель клеточности - количество неопластических клеток в поле зрения, который в группе овариальных карцином без метастазирования составил 24,8±4,20, а в злокачественных эндометриоидных новообразованиях с раковыми депозитами было значительно больше (27,3±3,46, р=0,044).

Установлено, что морфометрические параметры первичной эндометриоидной опухоли отличаются в соответствии с локализацией метастатических очагов. Так, наименьшие значения площади клетки и ядра при максимальном ядерно-клеточном соотношении определялись в карциномах, дающих метастатические отсевы в плевру. Одновременно эти неоплазмы характеризовались умеренными показателями коэффициента формы клетки и овальности ядра, а также имели наихудший прогноз заболевания среди всех метастазирующих опухолей. Полученные данные соответствуют литературным сведениям, касающиеся крайне неблагоприятного течения онкологического заболевания при метастатическом поражении плевры.

По результатам проведённого исследования следует заключить, что ядерно-клеточное отношение может рассматриваться не только как самостоятельный фактор при прогнозе метастазирования злокачественных эндометриоидных новообразований женских гонад, но и являться достоверным критерием оценки этапа опухолевой прогрессии как по брюшине, так и в другие органы. Особенно чётко такая тенденция прослеживается при распространении неопластического процесса на большой сальник. Нами установлена взаимосвязь значения ядерно-клеточного отношения и продолжительности жизни от локализации опухолевых отсевов. Оказалось, что по мере распространения метастатического процесса закономерно возрастает ядерно-клеточное отношение в клетках первичной опухоли (коэффициент корреляции r = 0,549, p=0,03) и уменьшается средняя продолжительность жизни женщин с эндометриоидным овариальным раком (r = -0,574, p = 0,01).

Заключение. Результаты проведённого исследования позволяют говорить о высокой прогностической значимости цито-кариометрических параметров карциномы при диагностике и стадировании эндометриоидного овариального рака. Данные о площади и форме клетки, площади её ядра, а также ядерно-клеточном соотношении позволяют устанавливать степень гистологической дифференцировки карциномы и с высокой степенью вероятности предвидеть наличие имплантационных и отдалённых метастазов.