Для адекватного понимания процессов, определяющих сегодняшние приоритеты семьи в области воспитания и образования (в том числе музыкального), необходимо иметь четкое представление о генезисе отечественных традиций семейного воспитания. В историческом опыте России наличествует ряд событий, в результате которых естественный процесс межпоколенной трансляции социально-культурного опыта частично или полностью прерывался. При этом поколение родителей-современников исторических перемен, вынужденное адаптироваться к изменившимся условиям жизни, стихийно осваивало новые модели семейного воспитания. О зарождении традиций семейного воспитания мы говорим в том случае, когда новый опыт детства транслировался родителями хотя бы в одном поколении, об их наличии - когда воспроизведение определенных социально - культурных установок осуществлялось как минимум двумя поколениями родителей. На протяжении ХХ столетия естественный процесс межпоколенной трансляции социально-культурного опыта прерывался дважды: радикально - в 1917 г., частично - в начале 90-х гг.
Дореволюционные традиции семейного воспитания в современном историко-культурологическом и педагогическом знании структурируются в виде двух моделей - дворянской и народной, в соответствии с двумя магистральными направлениями развития отечественной культуры. В обеих моделях семейного воспитания был ярко представлен музыкально-образовательный компонент: народная модель предполагала непосредственное перенимание ребенком нормативных музыкальных умений в процессе его вовлечения в синкретичное календарно-обрядовое действо, дворянская - систематизированное музыкальное, в первую очередь инструментальное, обучение в русле классической русско-европейской культурной традиции на уровне, сопоставимом с профессиональным.
Современные традиции семейного воспитания восходят к 30-м гг. ХХ в., когда были окончательно утрачены социально-бытовые основы дореволюционных моделей семейного воспитания. В эти годы в массовом порядке утверждался образ жизни семьи, характерный для социалистического общества (профессиональная и общественная самореализация женщины/жены/матери, гетерогенные браки со смешанными культурологическими установками, усредненное материальное и имущественно-бытовое положение семей, доминирование общественного воспитания над семейным). Одновременно оформилась и начала устойчиво функционировать система основного и дополнительного (в том числе музыкального) образования, в своих общих чертах сохранявшаяся вплоть до 90-х гг. ХХ в.
На стыке функционирования двух важнейших социальных институтов - образования и семьи - сложился и был закультивирован «классический» образ социалистического детства с приоритетом общественных форм воспитания над собственно семейными. В их ряду нашли свое место и учреждения дополнительного музыкального образования, ориентированные на музыкально одаренных детей и призванные символизировать достижения социалистического строя. В то же время музыкальное образование, реализуемое силами самой семьи (что фактически представляло собой воспроизведение элементов дворянской модели семейного воспитания), в советском обществе не нашло одобрения и поддержки ни на официальном уровне, ни на уровне массового сознания. Сам факт обучения ребенка музыке частным образом словно символизировал более высокий материальный достаток, более благоприятные жилищно-бытовые условия отдельной семьи в ее противопоставлении окружающим (многочисленные примеры подобного отношения к ребенку, занимающемуся музыкой, без труда можно найти в литературе и кинематографе советского периода).
Тяготы военного и послевоенного времени привели к определенной стагнации процесса становления отечественных семейных музыкально - образовательных традиций. С одной стороны, именно в военные годы был создан ряд образовательных учреждений, объединявших задачи общего и музыкального образования и ориентированных на детей с исключительными музыкальными способностями (школы для музыкально одаренных детей при консерваториях, хоровые училища). С другой стороны, тяжелые социальные и материальные условия жизни, изменение структуры подавляющего большинства семей, частичное свертывание общего музыкального образования, дефицит учреждений дополнительного музыкального образования, базировавшихся к тому же на конкурсном отборе музыкально одаренных учащихся, фактически отлучили поколение детей военного и послевоенного времени от музыкального образования. Данный опыт детства родителей 60 -70-х гг. во многом определил их последующее отношение к музыкальному образованию в собственной семейной образовательно-воспитательной политике.
Образ детства и традиции семейного воспитания, на которые и в настоящее время в той или иной степени продолжает ориентироваться значительное число семей, окончательно утвердились лишь в конце 50-х - 60-х гг. ХХ в. (т.н. «социалистическая» или «советская» модель семейного воспитания). Это полная семья с работающими родителями; пребывание ребенка дошкольного возраста в яслях и детском саду; обучение в образовательной школе, дополненное занятиями в бесплатных школьных кружках и платных учреждениях дополнительного образования; летний отдых в пионерских лагерях в отрыве от семьи; общение с родителями в вечернее время и эксклюзивные семейные мероприятия в воскресные и праздничные дни (кино, цирк, поход и т.п.); семейные традиции празднования Дня рождения, Нового года, «красных дней» социалистического календаря; определенный круг семейного детского чтения, кино- и театральных впечатлений.
Именно в этот период формируется отношение к дополнительному музыкальному образованию как неотъемлемому компоненту целостной модели семейного воспитания в «благополучных» семьях. Если в 30 - 50-е гг. музыкальное образование было уделом лишь особо одаренных детей, то в 60 - 70-е гг., ввиду расширения сети образовательных учреждений и возросшего благосостояния населения, оно стало доступным для всех, кто обладал достаточными музыкальными способностями (прием в детские музыкальные школы все еще производился на конкурсной основе). Наш опыт пролонгированных наблюдений за музыкально-образовательным процессом и отдельными семьями свидетельствует о том, что многие молодые родители 60-х - 70-х гг., в детстве не имевшие возможности учиться музыке по социальным причинам, в дальнейшем культивировали музыкально-образовательное направление под впечатлением общения с товарищами, которым подобная возможность была предоставлена. Аналогичные действия характерны и для молодых родителей 80-х - конца 90-х гг., в детстве не прошедших по конкурсу в музыкальные школы.
В настоящее время отечественная семья вновь адаптируется к изменившимся социальным реалиям. Обновленная модель семейного воспитания находится в стадии становления. Образовательно - воспитательная политика современной отечественной семьи - это целенаправленный выбор образовательного учреждения, раннее включение ребенка в систему специально организованной подготовки к поступлению в школу, широкий охват различных направлений дополнительного образования, в том числе музыкального. Результаты проведенных нами опросов убедительно свидетельствуют о том, что в условиях открытого приема в музыкально-образовательные учреждения всех желающих вопрос о наличии у ребенка музыкальных способностей для родителей не столь важен. Выбирая музыкально-образовательное направление в качестве приоритетного, семья руководствуется идеями эстетического воспитания, общего развития и социализации ребенка, задачами его подготовки к обучению в школе. Таким образом, музыкально-образовательное направление вновь утверждает свои позиции в качестве одного из ведущих компонентов модели семейного воспитания. Возможно, в будущем это закрепится на уровне семейных традиций.