В прибрежных водах Сахалина - на северо-восточном шельфе Сахалина, включая о. Тюлений, в заливе Анива, в Татарском проливе обнаружено более 20 видов токсичных микроводорослей. Вспышки развития фитопланктона (или «цветение») некоторых видов водорослей сопровождается выделением различного рода токсинов: DSP (диаретический яд моллюсков), PSP (паралитический яд), ASP (амнезический яд), NSP (нейротоксический яд). Именно эти токсины, при поступлении в пищу через организмы-фильтраторы, ведут к отравлениям или гибели организмов.
Виды рода Alexandrium являются продуцентом PSP-токсина (паралитического яда), который передается по пищевой цепи фитопланктон - зоопланктон - моллюски (или рыбы, или ракообразные) - теплокровные. PSP-токсин может присутствовать в тканях моллюсков от 10 дней до одного года. В период «цветения» некоторых динофлагеллят, таких как Alexandrium tamarense (Lebour) Balech двустворчатые моллюски способны накапливать сакситоксин. По результатам предыдущих исследований СахНИРО выявлены значительные концентрации клеток A. tamarense летом на северо-восточном шельфе Сахалина, в районе о. Тюлений (до 3 тыс.кл./л в июле) и в зал. Анива (до 800 кл./л в июне).
Гребешок Mizuhopecten yessoensis (Jay) является одним из важных промысловых объектов в заливе Анива. В настоящее время сведения о содержание сакситоксина в промысловых объектах в Сахалинской области отсутствуют. Известен только один случай в России определения сакситоксина в тканях мидий из Авачинской губы (Камчатка) в начале 80-х годов.
Для человека может представлять опасность растворенный в воде сакситоксин, при контакте воды со слизистой или кожей. Наиболее опасно употребление в пищу морепродуктов, накопивших сакситоксин. Летальная доза при приеме внутрь по различным литературным данным составляет 0,3-5,0 мг. Первые симптомы отравления: онемение языка, губ, кончиков пальцев. Прогрессивно развивается сердечно - сосудистая и дыхательная недостаточность, которая может привести к смерти через 1-12 часов из-за остановки дыхания. Антидотов при отравлении нет. Лечение симптоматическое, рекомендуется гидрокарбонат натрия, так как токсин инактивируется в щелочной среде. В дозах 2 мкг/кг нашел применение в медицине как гипотензивное средство при особых случаях гипертонии.
В нормативном документе Госкомсанэпиднадзора РФ (СанПиН 2.3.4.050-96 от 11 марта 1996 г. N6) для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы, сырье) при производстве и реализации рыбной продукции указаны требования к качеству продукции. В пункте 6.10.4. этого документа указано: при экспорте живых двустворчатых моллюсков количество паралитического яда (сакситоксина), содержащегося в съедобных частях моллюсков (тело целиком или любая отдельно взятая его съедобная часть), не должно превышать 80 мкг на 100 г мяса моллюсков. Так как в сахалинских водах концентрация вида A. tamarense достигает опасного уровня, возникла необходимость изучения содержания сакситоксина в промысловых объектах (приморский гребешок).
Материал и методы
В 2003 г. работы выполняли в прибрежной зоне зал. Анива у пос. Пригородное. Пробы воды на определение численности A. tamarense в 2004 г. отбирали в прибрежной зоне зал. Анива на 8 станциях с поверхностного и придонного горизонтов на глубинах 10-15 м с мая по август 2004 г. Всего было отобрано 45 проб. Объем батометрической пробы фитопланктона составлял 1 л. Клетки микроводорослей концентрировали методом осаждения до 3-8 мл. Подсчет клеток проводили в камере Нажотта объемом 0,055 мл и, 1 мл - для учета крупных и редких видов. Идентификацию видов проводили в световом микроскопе по общепринятым методикам (Киселев, 1950; Диатомовые, 1974; Carmello R. Tomas, 1995; Коновалова, 1998). Для определения динофитовых микроводорослей использовали флуоресцентную насадку и ультрафиолетовый фильтр с добавлением в препарат раствора Fluorescent brightener 28 или Calcofluor White MZR (Carmello R. Tomas, 1995; UNESCO, 1995, Могильникова, 2002).
Пробы моллюсков на токсины отбирали с западного, северного и восточного побережья зал. Анива. На первом этапе исследования гребешка на присутствие в тканях PSP-токсина (сакситоксина) в июле-октябре 2004 г. был отобран 41 моллюск из зал. Анива. Для анализа отбирали только промысловые экземпляры размером от 11 до 18 см. Определяли сакситоксин в мышечной ткани моллюска и в мантии, всего было обработано 82 пробы. Также определяли содержание токсина в анчоусе, креветке, мидии. Определение проводили с помощью тест-системы «RIDASCREENR FAST Сакситоксин» (предназначена для количественного определения сакситоксина и родственных ему токсинов в моллюсках методом иммуноферментного анализа) под методическим руководством директора фирмы «Стайлаб» к.х.н. Галкина Александра Викторовича. Обрабатывали результаты, используя программу RIDAR SOFT Win предназначенной для приема и обработки данных иммуноферментного анализа, передаваемых иммуноферментными анализаторами (ридерами). Чувствительность метода - 5мкг/100г.
Содержание сакситоксина в тканях гребешка в период сезонного развития Alexandrium tamarense.
В 2004 г. развитие A. tamarense наблюдали по всему заливу Анива с мая по конец июля. В начале мая численность вида у поверхности воды составляла от 180 кл./л у западного побережья залива до 690 кл./л в районе п. Пригородное. С мая к концу июля численность вида заметно снижалась и не превышала 150 кл./л. В конце августа на дополнительных станциях на западном побережье залива A. tamarense не был зарегистрирован.
В районе п. Пригородное отметили два пика развития A. tamarense: в конце мая и начале июля. Численность A. tamarense более 3400 кл./л отмечали в конце мая при температуре 7,5˚С и солености 30,7‰. К началу июня численность снижалась до 1850 кл./л. В период второго пика развития вида численность в этом районе составила более 3500 кл./л при температуре 15,3˚С и солености 31,8‰. К середине августа вегетация A. tamarense завершалась - численность вида не превышала 30 кл./л, почти во всех пробах вид отсутствовал.
Содержание сакситоксина в мускуле гребешка не превышало установленных норм. Концентрация сакситоксина в мантии исследованных образцов всегда была выше, чем в мускуле, превышая в некоторых образцах ПДК. Самые высокие концентрации токсина (97,95 мкг/100г и 107,48 мкг/100г) были определены в мантии гребешка, отобранного в зал. Анива в районе пос. Муравьево (табл. 3.2). Смертельной может стать доза при однократном употреблении в пищу 350 г и более мантии гребешка из данного района.
Известно, что изменение численности A. tamarense не всегда пропорционально токсичности моллюсков. Так как, сакситоксин растворен в воде и является устойчивым веществом, накапливаться в тканях моллюсков токсин может при невысокой численности токсичных клеток. Развитие A. tamarense с начала мая по конец июля было всегда более интенсивным в районе п. Пригородное. Содержание сакситоксина в тканях моллюсков было выше, чем в других районах только в начале июля, хотя и в августе было на достаточно высоком уровне. Несмотря на более низкую численность клеток A. tamarense у западного и восточного побережья, интенсивность накопления сакситоксина в тканях была в несколько раз выше.
Вдоль побережья зал. Анива приморский гребешок встречается на глубинах от 10 до 31 м, но наиболее плотные поселения располагаются на глубине от 14 до 22 м. Полученные данные содержания сакситоксина в определенной степени отражают качество промыслового гребешка. Допустимый уровень содержания (ДУ), установленный в России по СанПИНу, составляет 80 мкг на 100 г мяса моллюсков (СанПИН 2.3.4.050-96). Летальная доза при приеме внутрь по различным литературным данным составляет 0,3-5,0 мг (примерно в 4 раза больше ДУ). В рыбообрабатывающей промышленности на Сахалине используется только одна часть тела гребешка - мускул. В начале июля средняя концентрация сакситоксина в мускуле была очень низкой. Содержание токсина не превышало 2 мкг/100г на западном побережье, 3,5 мкг/100г - в северной части залива (п. Пригородное), 6,5 мкг/100г - на восточном побережье залива. В конце июля - начале августа содержание сакситоксина в мускуле увеличилось, но по-прежнему, было в несколько раз ниже ПДК. В среднем концентрации не превышали 8,5 мкг/100 г - северной части залива Анива, 14 мкг/100г на восточном побережье. В мантии концентрация сакситоксина приближалась к ПДК в районе п. Пригородное уже в июле, на других участках была в несколько раз ниже. К концу июля, в августе концентрация сакситоксина в мантии была близкой к ПДК на всех участках, а превышала ПДК у восточного побережья залива. В сентябре была зарегистрирована максимальная концентрация PSP-токсина в районе пос. Муравьево. Содержание сакситоксина в мантии гребешка из зал. Анива представляет реальную опасность для здоровья и жизни людей.
Таким образом, период массового развития A. tamarense приходился на период с мая по июль. В августе вегетация вида завершается. Отмечено два пика развития A. tamarense: в конце мая и в начале июля. Наибольших концентраций вид достигает в северной части залива Анива у п. Пригородное.
Средние концентрации сакситоксина в мускуле моллюсков не превышали допустимого уровня (СанПИН 2.3.4.050-96). Концентрация сакситоксина в мантии всегда была в несколько раз больше, чем в мускуле. В некоторых образцах превышала 80 мкг/100г.
Отмечено накопление сакситоксина в тканях гребешка от мая к августу и не всегда пропорционально численности токсичного вида.
В период массового развития A. tamarense в зал. Анива реальную опасность здоровью и жизни людей может представлять мантия гребешка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Диатомовые водоросли СССР: Ископаемые и современные. - Т I. - Изд-во «Наука», Ленинградское отделение: Ленинград. - 1974. -403 с.
- Tomas Carmelo R. Identifying Marine Diatoms and Dinoflagellates /Carmelo R. Tomas. - Academic Press, Inc.-USA, 1996. - 598p
- Коновалова Г.В. Динофлагелляты (Dinophyta) Дальневосточных морей России и сопредельных акваторий Тихого океана /Г.В. Коновалова. Владивосток: «Дальнаука», 1998. - 398с.
- Manual on harmful marine microalgae /Edited by G.M. Hallegraff, D.M. Anderson, A.D. Cembella. UNESCO, 1995. - 551 p.