В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. В настоящее время накоплено недостаточно данных, позволяющих полностью обосновать концепцию патогенеза наркомании. Известно, что в патогенетический процесс вовлекаются все звенья нейрогуморальной системы. При воздействии различных раздражителей, в том числе наркотических препаратов, в организме человека происходит формирование ряда реакций, в основе которых лежит не только функционирование нервной, гормональной, но и иммунной систем. Не вызывает сомнения наличие у больных наркоманиями и признаков вторичного иммунодефицита, повышающего риск возникновения у них инфекционных заболеваний и новообразований. Показано, что в основе этих нарушений лежат изменения клеточного иммунитета, прежде всего функциональная недостаточность полиморфноядерных лейкоцитов, Т-лимфоцитов. Не подлежит сомнению и тот факт, что в патогенезе и характере проявлений сопутствующей воспалительной патологии существенную роль играют и неспецифические иммунологические нарушения.
Целью настоящего исследования являлось изучение показателей неспецифического иммунитета (фагоцитарный показатель, фагоцитарное число, коэффициент адгезии, средний показатель адгезии) и интерлейкина-8 при различных видах зависимости от наркотиков: опиатной, каннабиноидной и полинаркомании. Известно, что активированные макрофаги, помимо активных форм кислорода, секретируют целый ряд провоспалительных цитокинов, среди которых ИЛ-8, усиливающий направленную миграцию нейтрофилов в очаг поражения. ИЛ-8 - хемоаттрактант с выраженной активностью в отношении нейтрофилов, маркер выраженности воспаления. Считается, что ИЛ-8 является наиболее реактогенным из всех провоспалительных цитокинов и его повышенный уровень ассоциируется как с острым, так и с хроническим воспалением. Он также стимулирует продукцию активных форм кислорода и оксида азота, выделение супероксидных радикалов, опосредующих некробиотические процессы.
Было обследовано 103 больных наркоманией от 17 до 40 лет и 50 здоровых доноров никогда не употреблявших наркотических средств.
У всех больных, независимо от возраста и вида наркотической зависимости, были выявлены патологические изменения в системе фагоцитоза. Они характеризовались снижением фагоцитарного показателя с 42,91±1,3% (контрольная группа) до 24,6±1,6% (наркозависимые лица), фагоцитарного числа с 3,8±0,3 до 2,4 ±0,2, коэффициента адгезии с 15,0±4,8 до 12,6±1,2 и среднего показателя адгезии с 4,0±0,7 до 2,6±0,3 (соответственно контрольная и исследуемая группы). При этом уровень ИЛ-8 у больных наркоманией (29,94±6,2 пг/мл) в 2,5 раза превышал показатели здоровых (12,29±1,9 пг/мл).
Была выявлена зависимость депрессии фагоцитарной активности от возраста больных наркоманией: в старшей возрастной группе она оказалась более выраженной (р<0,001). Уровень ИЛ-8 с возрастом, наоборот, возрастал (р<0,01). Возможно, выявленная зависимость отражает длительность потребления наркотических средств. Что обусловило необходимость изучения данных показателей в группах пациентов с разными сроками потребления наркотических средств. У больных наркоманией при потребления наркотиков более одного года отмечена тенденция к снижению фагоцитарного числа, коэффициента и среднего показателя адгезии, через пять лет выраженность дефицита стала статистически достоверной (р<0,05). Уровни фагоцитарного показателя и ИЛ-8 через год зависимости возрастали (с 19,1±1,3 до 27,0±1,9% и с 19,14±8,13 до 34, ±5,8 пг/мл соответственно, р<0,01), но после пяти лет зависимости были снижены (р<0,01).
Проведенный анализ по виду наркозависимости позволил отметить более выраженное снижение фагоцитарного показателя у потребителей каннабиноидов и опиатов (23,45±3,9% и 23,91±1,7% соответственно), но поглотительная способность фагоцитов и коэффициент адгезии оказались ниже у полинаркоманов (1,8±0,3 и 10,97±2,3). Что характеризует степень скрытых дефектов микробицидных систем нейтрофильных фагоцитов у данной категории больных. При этом наибольший уровень ИЛ-8 отмечался у зависимых от каннабиноидов и опиатов (53,49±9,8 и 23,57±5,4 пг/мл, соответственно), наименьший при приеме смешанных наркотических средств (18,88±5,7 пг/мл).
Полученные результаты свидетельствуют о прогрессирующем снижении активности фагоцитоза при одновременном усилении хемоаттрактантной активности
ИЛ-8. Изменения показателей, характеризующие активность фагоцитоза и интенсивность хемотаксиса, являются дискордантными с наличием между показателями сильной отрицательной связи (от r= -0,72 до r= -0,84 р<0,05). Что позволяет предположить компенсаторный характер усиления хемотаксиса на фоне снижения фагоцитоза при формировании наркозависимых процессов.