Северный Кавказ в последнее время стал «ареной» международных геополитических событий. Занимая выгодное географическое положение, имея огромный потенциал ресурсов, высокую плотность населения с различным жизненным укладом народов и социально-экономической структурой он особенно чутко прореагировал на смену общегосударственного переустройства России.
Внезапное образование незначительных по площади субъектов РФ с разделением полномочий между центром и регионами привело к полному разрушению системы социально-экономических связей.
Бессистемное и бесконтрольное использование природных ресурсов региона привело к весьма значительному экологическому дисбалансу, которое порождает не только катастрофические явления в природе (ледопады, наводнения, взрывные селевые потоки и др.), но и социально-демографические проблемы (безработицу, увеличение миграции населения, кризисы и т.д.).
В процессе исторического освоения высокогорных районов, со стороны предгорных степей наибольший антропогенный пресс испытали территории, расположенные в нижних и средний частях течений рек.
Труднодоступные участки верховий рек (высокогорий), развиваясь спонтанно, сохраняли естественную экологическую обстановку, тем самым, поддерживая режим водообеспечения нижележащих сельскохозяйственных и промышленных районов. С середины восьмидесятых годов, известные социально-экономические трудности и низкий уровень оценки экологической значимости сохранения природного баланса, двигают природопользователей в эти природные святыни, в значительной степени нарушая естественное состояние подстилающей поверхности и результаты незамедлительно сказываются: перераспределение циркуляции воздушных масс привело к потеплению климата высокогорий, меняется баланс и химический состав рек гидрографической сети Северного Кавказа; увеличивается скорость таяния ледников, питающих эти реки; активизируются экзогенные процессы, иногда принимая стихийный характер и т.п. [2]. Нередко, известные разрушительные явления, возникающие в результате неумеренного природопользования приобретают катастрофические размеры и наносят особенно большой ущерб хозяйству и жизни населения.
Заинтересованные природопользователи и различного ранга руководители объясняют экологическую разбалансированность в регионе глобальными процессами, изменяющими климат, что для обывателя в кругах чиновников и широкого общественного электората достаточно убедительный аргумент. Позиция многих ученных, основывающаяся на длительных мониторинговых исследованиях за составляющими горных природо-территориальных комплексов, отрицает подобные категорические утверждения. Подтверждением могут быть результаты исследований Зеленчукской астрофизической обсерватории РАН по динамике состояния озонового слоя и статей радиационного баланса, которые указывают, что за последние 50 лет нет никаких предпосылок для глобальных процессов, которые бы существенно отразились на климате региона [1]. В высокогорной части подстилающей поверхности Северо-Западного Кавказа, в частности Карачаево-Черкесии, среднегодовая и сезонная температура воздуха увеличивается до двух градусов за последние 12-15 лет. Причину экологической разбалансированности следует искать в структуре подстилающей поверхности нарушенной неумеренной антропогенной нагрузкой.
Показательными индикаторами по реакции на потепление климата высокогорий являются ледники. Данные динамики ледников предыдущего более чем 50-летнего периода свидетельствуют об увеличении интенсивности таяния ледников за последние 20-35 лет, особенно на территориях подверженных хозяйственным нагрузкам.
Ледник Джаловчат, расположенный в непосредственной близости к западной границе Тебердинского заповедника, в антропогенной зоне, за последние 34 года отступил на 520 метров, что в среднем за год составляет 15,7 м. Ледник Хасаутский, западнее Джалавчатского, с 1989 по 2000 г.г. отступил на 65,6 м, причем, с 1967году ледник отступил со средней скоростью на 0,5м в год, с 1985 по 1989 г.г. таяние его фронта составило 8,5 м в год, в последнее десятилетие ледник отступает в среднем на 6 м в год. Данные по остальным исследованным (ТГБЗ) ледникам дополняют картину трансформации этих уникальных природных объектов, как в условиях заповедника, так и в еще большей степени на сопредельных территориях, находящихся под экстенсивными антропогенными нагрузками [3].
Для решения экологических проблем Северо-Западного Кавказа наиболее актуальным, на наш взгляд было бы создание зоны щадящего природопользования в виде Национального или, по крайней мере, Природного парка.
Есть многообещающие признаки того, что некоторые правительства склоняются к выделению инвестиций в горные районы, которым в прошлом не уделялось достаточно внимания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Балега Ю.Ю., Власюк В.В. Влияние астрофизических и антропогенных факторов на глобальные изменения климата Земли //Оценка экологического состояния горных и предгорных экосистем Кавказа/Ассоциация ООПТ Сб.науч.трудов. - Ставрополь: Кавказский край, 2000. - С.28 -32.
- Гротцбах Э., Штадель К. Горные народы и их культура//Горы мира - Глобальный приоритет. - М., 1999. - С.15-34.
- Онищенко В.В., Салпагаров Д.С. Некоторые результаты комплексных экологических исследований высокогорий Северо-Западного Кавказа, направленные на усиление роли Ассоциации в процессе формирования региональной политики природопользования и охраны природы//Оценка экологического состояния горных и предгорных экосистем Кавказа/Ассоциация ООПТ Сб.науч.трудов. - Ставрополь: Кавказский край, 2000. - С.11-28.
Работа представлена на юбилейную конференцию с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 5-6 декабря 2005г., г.Москва. Поступила в редакцию 30.11.2005г.