Важнейшим стратегическим направлением развития корпорации является рост ее инновационного потенциала, обеспечивающий конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках. Вложения в инновационные разработки считаются одними из наиболее прибыльных видов размещения капитала, в том числе в форме венчурного финансирования. Однако в России указанная тенденция практически не действует. По некоторым оценкам, доля России в мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения составляет 0,5%, тогда как доля США – 36%, Японии – 30%, Германии – 16%, Китая – 6%. При этом одна из главных причин подобной ситуации – низкий уровень инвестиций в инновационный сектор. В России они составляют всего 0,3% от соответствующего показателя США.
Не случайно, что в стране в последнее время повышенное внимание стало уделяться вопросам интеллектуальной собственности. Прошла кодификация законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а с 1 января 2008 года вступит в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ, посвященная интеллектуальной собственности. Совершенствуется налоговое законодательство в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования деятельности, связанной с интеллектуальной собственностью.
В настоящее время федеральные и региональные власти прикладывают значительные усилия для привлечения внешних инвестиций в высокотехнологичные наукоемкие проекты. Для этого особое внимание уделяется созданию технопарков, бизнес-инкубаторов и венчурных фондов.
На сегодня в России действует около 80 технопарков, предназначенных для координации и развития бизнеса и науки. Большинство из них создано на основе объединения научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и промышленных предприятий, обладающих собственной инфраструктурой. В соответствии с законодательством о государственной поддержке субъектов инновационной деятельности технопарки будут получать субсидии под государственные гарантии. Пока помощь, оказываемая действующим технопаркам, носит избирательный характер и не имеет единого подхода. Однако у государства имеются планы по разработке специальной программы содействия развитию сети технопарков и оказанию помощи в их функционировании.
В России появляются и первые бизнес-инкубаторы, предлагающие предпринимателям совместные офисные площади и помощь в менеджменте. Так, например, в Свердловской области в 2006 г. открылся новый бизнес-инкубатор, построенный на бюджетные средства. Финансирование осуществлялось 50/50 из федерального и областного бюджетов. Бизнес-инкубатор рассчитан на 18–20 субъектов малого бизнеса, которые отбираются на конкурентной основе. Предпочтение отдается наукоемким, инновационным проектам, ориентированным на энергосберегающие технологии. В 2007 г. в городах Свердловской области появились еще три бизнес-инкубатора.
Наряду с развитием технопарков и бизнес-инкубаторов отмечается рост ресурсов венчурных фондов. По предварительным оценкам экспертов, суммарная капитализация всех средств под управлением российских венчурных фондов и фондов прямых инвестиций к концу 2006 г. превысила $6 млрд. Фонды в настоящее время выступают координаторами деятельности различных уровней власти, реализуя принцип государственно-частного партнерства в сфере развития венчурной индустрии и венчурной инфраструктуры на территории конкретного региона. Для формирования такого стратегически важного для страны сегмента рынка, как наукоемкое производство, доля государства в фондах составляет 50%, что позволяет снизить риски и повысить привлекательность этого вида финансовых вложений для частных инвесторов. Приоритетными направлениями финансирования фондов являются: бионанотехнологии, наноматериалы, переработка техногенных отходов, JT-разработки, медицинское оборудование и препараты и др.
В Свердловской области наиболее крупными венчурными фондами являются «Финансово-промышленный венчурный фонд ВПК», созданный в 2005 г. на базе интеллектуальных ресурсов военно-промышленного комплекса, и «Уральский венчурный фонд», занимающийся доведением научных идей и start-up проектов до воплощения в серийном производстве и реальной капитализации компании.
Отметим, что в настоящее время доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства Свердловской области составляет 10–12%, что значительно превышает среднероссийский уровень.
Анализируя опыт работы крупных корпораций, действующих в регионе, следует отметить основные направления их инновационной активности:
· формирование инновационных групп в количестве 3–5 человек по каждой проблеме, освобожденных от основной деятельности;
· подбор группы консультантов и экспертов (10–15 человек), которые по совместительству с основной работой оказывают содействие группе по решению инновационной проблемы;
· информационное обеспечение инновационной группы на основе мониторинга лидеров производства товарной продукции и услуг;
· установление нижней и верхней границ поощрений для инновационных подразделений; конечный показатель определяется на основе экспертной оценки внедренного проекта руководством корпорации;
· 50% и выше – доля прибыли, направляемая на развитие корпораций инновационно активных предприятий, составляет;
· не ниже 30% прибыли направляется на выплату дивидендов;
· использование в качестве базы инновационной деятельности современных недостатков в деятельности корпорации, основанные на претензиях покупателей;
· формирование интегрированных структур и реализация в составе структуры полной технологической цепочки: от добычи сырья до производства готовой продукции – и возможность консолидации инвестиционных ресурсов для реализации крупномасштабных проектов.
Для усиления инвестиционной привлекательности корпораций инвесторам следует предоставлять информацию в соответствии с международными стандартами. Корпорации должны стремиться стать публичными компаниями, акции которых обращаются на фондовом рынке. Кроме того, дополнительно предоставлять сведения о возможных рисках, связанных с вложением капитала; о сильных и слабых сторонах деятельности, возможностях и угрозах внешней среды.