Введение
Решение поставленной на национальной уровне задачи по достижению технологического суверенитета и технологического лидерства в системе мирохозяйственных связей требует от государства четко определенной стратегии реализации кадровой политики по подготовке инженерных кадров. В результате в российском обществе в целом (и академическом сообществе в частности) развернулась дискуссия на тему наполнения социогуманитарной части, входящих в новые государственные образовательные стандарты, а также непосредственного содержания дисциплин, входящих в социогуманитарный блок [1, 2, 3]. Как показала проведенная в 20-21 февраля 2024 года научно-практическая конференция в НГУЭУ (г. Новосибирск) «Актуализация социально-гуманитарных дисциплин. Экономика»[1], вопрос этот является крайне актуальным в условиях ускоренной технологической модернизации российской экономики, реализации новых национальных проектов, направленных на технологическое лидерство РФ. Кроме того, участники конференции высказали опасение, что подмена фундаментальных экономических знаний только навыками в области финансовой грамотности значительно ограничивает возможности получения экономической компетентности у будущих инженеров (прежде всего, в плане развития предпринимательских навыков).
Похожие задачи формирования навыков бизнес-мышления в процессе подготовки инженерных кадров ставят перед собой и многие развивающиеся страны, перед которыми стоит цель достижения технологического лидерства (прежде всего, азиатские страны). Так, значительное внимание развитию данной сферы уделяется в КНР. При этом Китай стремится к максимальному привлечению в свои вузы иностранных студентов, хорошо понимая возможности такого инструмента «мягкой силы» [4]. За последние 10 лет в Китай прибыло большое количество иностранных студентов, особенно из таких регионов-партнеров, как Африка и Юго-Восточная Азия. В частности, Африка продемонстрировала значительный рост: в 2018 году в Китае обучалось 80 000 студентов, увеличившись на 60 % всего за три года.
Хотя приезд африканских студентов в Китай не является новым явлением (первые студенты прибыли из Египта в 1950-х годах), международная образовательная стратегия изменилась. Программы все чаще ориентируются на студентов, специализирующихся в области науки или техники. Наметилось явное продвижение программ, связанных с сельским хозяйством, а также медициной и энергетикой [5]. Это отражает амбиции Китая по развитию ключевых отраслей промышленности за счет высоких инвестиций в исследования и инновации[2]. Многие эксперты отмечают, что репутация китайских высших учебных заведений постоянно улучшается на мировой арене. В 2024 году два ведущих университета Китая – Пекинский университет и Университет Цинхуа – заняли место среди 20 лучших университетов мира[3]. Лидируют данные вузы и по программам STEM.
19 января 2025 года Китай опубликовал Национальный план действий по созданию «сильной образовательной нации» к 2035 году, который, как декларируется, поможет координировать развитие образования, повысить эффективность инноваций и «построить сильную страну»[4]. Этот план, совместно опубликованный Коммунистической партией Китая (КПК) и Государственным советом, ставит задачу комплексной и системной подготовки инженерных кадров в целях ускоренной модернизации национальной экономики и достижения технологического лидерства (что уже наблюдается, в частности, на примере развития сектора микроэлектроники). Ключевые цели включают создание высококачественной системы образования к 2027 году и совершенствование высшего образования в соответствии с национальными стратегиями. Предполагается также наладить значительное международное сотрудничество, направленное на молодежные обмены и совместные научные проекты. В рамках инициативы особое внимание уделяется равенству, интеграции сельских и городских районов и профессиональной подготовке для подготовки квалифицированных работников для быстро развивающейся экономики.
Похожие цели ставят перед собой университеты Индии, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Южной Кореи и др.
Исходя из высокой актуальности рассматриваемой проблемы, авторы ставят цель изучить процессы формирования экономической компетентности студентов неэкономических направлений в России и за рубежом, определить проблемы в данной сфере и предложить направления их решения. Для достижения поставленной цели были последовательно решены следующие задачи: проведен сравнительный анализ содержания учебных планов ведущих российских вузов, изучены учебные планы некоторых вузов КНР, определены учебные курсы, формирующие экономические знания и навыки у студентов-неэкономистов, предложены рекомендации по содержанию дисциплины «Экономика» в новых государственных образовательных стандартах РФ.
Материал и методы исследования
Исследование проводилось в несколько этапов.
1) На первом этапе в феврале-марте 2025 года проведено анкетирование с помощью Электронной информационной образовательной системы вуза трехсот студентов 2-3 курсов неэкономических направлений подготовки в МГУ им. Н.П. Огарева, а также изучено мнение руководителей 42 ОПОП – (основная профессиональная образовательная программа) (бакалавриат и специалитет) из 63 реализуемых в вузе (67%), по вопросу формирования компетенций УК-9/10 у студентов (Медицинский и Экономический институты, а также филиалы вуза участие в опросе не принимали). Вопросы студенческой анкеты касались, прежде всего, содержания курса «Экономика», важности ее отдельных разделов, влияние курса «Экономика» на карьеру и интерес к дополнительному обучению.
2) На втором этапе исследования проведен сравнительный анализ учебных планов ведущих вузов РФ (первая тридцатка вузов из рейтинга Форбс 2024 года[5]). Информация взята с официальных сайтов вузов (вкладки Сведения о образовательной организации / Образование). Авторами были изучены, в первую очередь, учебные планы технических специальностей данных вузов. Далее по отдельным вузам было исследовано содержание и состав модулей рабочих программ дисциплин, формирующих экономические компетенции (УК-9/10).
3) На третьем этапе выполнено исследование системы высшего образования в азиатских странах (на примере Пекинского университета и Университета Цинхуа, а также некоторых других азиатских вузов, лидирующих по программам STEM), что позволило выявить общие черты образовательных программ за рубежом.
Результаты исследования и их обсуждение
В новых государственных образовательных стандартах высшего образования (т.н. ФГОС 3++) знания, умения и навыки в области экономики формируются в рамках УК 9/10 «Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности».
В Мордовском государственном университете за формирование данной компетенции отвечают дисциплины «Экономика» / «Экономика и управление» (окончательный выбор между данными дисциплинами делает непосредственно руководитель ОПОП). Опрос руководителей ОПОП позволил получить следующие выводы. Руководители программам STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics) на вопрос «Встречаются ли в дисциплинах Вашей ОПОП темы, которые требуют знания основ экономики?» ответили практически единогласно ответили: «да, часто». Представители гуманитарных направлений (Журналистика, Лингвистика и др.) ответили: «иногда». При этом все опрошенные руководители ОПОП вуза на вопрос: «Считаете ли Вы, что выпускники Вашего направления подготовки / специальности сталкиваются с экономическими вопросами в профессиональной деятельности?» однозначно ответили: «да, регулярно», что подчеркивает актуальность включения экономических дисциплин в учебные планы. При этом многие опрошенные отмечали важность преподавания экономических дисциплин применительно к особенностям их ОПОП и к будущему сегменту рынка, где предстоит работать выпускникам. Так, представители факультета математики и информационных технологий заметили, что «для студентов мыего факультета лучше показать, как решение экономических проблем приводит к математическим задачам. При этом желательно хотя бы поверхностное упоминание высшей математики: предельная полезность – это производная, общая полезность – интеграл и т.д. Хотелось бы, чтобы акцентировался симбиоз между экономикой и математикой».
Одной из ключевых целей исследования мнений студентов был анализ их отношения к содержанию курса «Экономика» через оценку значимости его отдельных разделов. Наивысшую значимость получили практические темы: финансовая грамотность, предпринимательство, бюджетирование, основы бизнеса (рисунок).
Тепловая карта значимости разделов курса «Экономика» в МГУ им. Н.П. Огарева Источник: составлено авторами на основе анкетирования студентов вуза
По результатам анкетирования авторами были сделаны следующие выводы:
1) Студенты демонстрируют высокую заинтересованность в прикладных темах, особенно тех, которые касаются их личных и профессиональных финансов.
2) Теоретические и историко-экономические темы требуют переосмысления и адаптации под конкретные образовательные и профессиональные траектории студентов.
3) Необходим модульный или адаптивный формат курса, учитывающий интересы и потребности студентов разных направлений подготовки.
Сравнительный анализ учебных планов вузов свидетельствует о большом разнообразии подходов к выбору дисциплин экономического профиля даже в рамках одного вуза. Так, к примеру, в Санкт-Петербургском государственном университете[6] обязательными для изучения на всех направлениях бакалавриата и специалитета являются онлайн-курсы «Основы бизнеса» и «Основы финансовой грамотности». При этом одновременно с данными онлайн-курсами читаются следующие дисциплины экономического профиля (в скобках указаны коды ОПОП):
- Экономика (05.03.03, 05.03.04, 21.03.01, 21.03.02, 37.03.02, 39.03.01, 39.03.02, 40.03.01, 51.03.04, 51.03.01, 50.03.03, 47.03.03, 47.03.01, 43.03.02, 42.03.02, 42.03.01);
- Основы экономических знаний
(33.05.01);
- Основы экономики (34.03.01);
- Экономико-правовые основы рынка программных продуктов (02.03.01);
- Дополнительные главы экономики
(03.03.01);
- Инженерная экономика (09.03.04);
- Экономическая геология. Основы экономики (05.03.01);
- Экономика России (41.03.02);
- Политическая экономия (41.03.04);
- Экономика и основы предпринимательства (05.03.02).
При этом содержание перечисленных курсов также значительно различается, однако все оффлайн-курсы укрупненно содержали разделы «Введение в экономику», «Микроэкономика», «Макроэкономика». Еще раз напомним, что исследовались неэкономические направления.
Аналогичная ситуация складывается и в остальных исследованных авторами вузах, даже в МГУ им. М.В. Ломоносова, где, например, студенты механико-математического факультета изучают экономическую теорию, а студенты факультета почвоведения – экономику.
В Университете Лобачевского (ННГУ, г. Нижний Новгород) разброс дисциплин экономического профиля на разных факультетах еще шире: Основы экономики, Экономика. Основы предпринимательской деятельности, Основы предпринимательской деятельности, Экономика, Социально-экономическая безопасность, Экономическая теория, Политэкономия, Финансовая культура для гуманитариев. Также различается наполнение модулей данных дисциплин.
Отмеченная проблема отсутствия унификации механизма формирования экономических компетенций у обучающихся неэкономических направлений ранее уже отмечалась в научных исследованиях [6, 7].
Далее было изучено содержание учебных планов образовательных программ высшего образования в ведущих китайских университетах. Как отмечают А.В.Лубков, О.А.Морозова, Гэ Чан и А.В. Юдин в своем исследовании [8], в КНР основными компонентами образовательной программы высшего образования являются: учебный план, план реализации дисциплины (кэчэн шиши даган) и план обучения дисциплине (кэчэн цзяосюэ даган).
Образовательные программы бакалавриата, утверждаемые Министерством образования КНР, рассчитаны в среднем на 4 года (за исключением отдельных программ, к примеру, медицина, архитектура и инженерия рассчитаны на пять лет и больше) [9]. Учебный план программы содержит определенный перечень дисциплин (общие обязательные курсы, обязательные предметы по специальности, дисциплины по выбору в своей сфере, курсы из любой области на усмотрение студента). Студент должен набрать определённую сумму кредитов по каждой из изучаемых дисциплин и сдать устный или письменный экзамен. При выпуске из университета количество набранных кредитов подсчитывается: в среднем оно должно составлять 130-170, в зависимости от профессии. В вузах, входящих в Топ-30 лучших вузов Китая, необходимое количество кредитов может быть большим (178 и выше). При этом, в отличие от России, где после перехода к Болонской системе кредит фактически был приравнен к зачетной единице и составлял 36 академических часов, в КНР количество академических часов в 1 кредите различается в зависимости от вуза (в частности, в Шанхайском университете один кредит равен 10 часам) [10].
Важнейшим официальным документом в сфере высшего образования в КНР являются «Национальные стандарты качества преподавания по специальностям бакалавриата в университетах общего профиля» от 20.04.2018. Данный документ содержит полный перечень требований к образовательным программам, включая основные, факультативные и междисциплинарные курсы. Он также устанавливает требования по количеству членов преподавательского состава в рамках специальности (не менее 13) и соотношение обучающихся и преподавателей (не выше 18:1) [11].
Перечень программ бакалавриата и специалитета в КНР регулярно пересматривается. Только в 2024 году Китай добавил 1 673 новые программы бакалавриата в ключевых областях, ликвидировав при этом 1 670 устаревших.
В качестве универсальных компетенций заявлены «способность самостоятельного мышления, независимое и постоянное учение, непрерывное освоение новых знаний, новых теорий и новых технологий… навыки предпринимательства, коммуникативности и работы в команде» [12]. К числу необходимых навыков для инженерных кадров в КНР официально относят постоянное совершенствование инновационных способностей, предпринимательских навыков и развитие творческого потенциала студентов, чтобы эффективно поддерживать социально-экономическое развитие страны и современное промышленное строительство.
Структура учебных планов образовательных программ Университета Цинхуа соответствует государственным нормативным документам (Университет Цинхуа (Tsinghua University) – самое рейтинговое высшее учебное заведение в КНР, стабильно удерживающее первое место в Национальном рейтинге КНР и входящее в состав девяти элитных вузов страны «Лига С9»). В данном вузе по междисциплинарным курсам необходимо набрать 21 кредит. Сами дисциплины выбираются из основного списка каталога курсов или из специализаций других факультетов. В перечне основных междисциплинарных курсов всех направлений подготовки (бакалавриат) присутствуют такие дисциплины как:
10700053 Экономическое мышление
(经济学思维) – 3 кредита;
30700653 Основы экономики
(经济学原理) – 3 кредита.
В рамках данных дисциплин формируются предпринимательские компетенции у студентов [13]. При этом ключевые принципы экономики соотнесены с особенностями китайской социалистической модели экономики. Так, особое внимание в содержании курса уделено следующим вопросам: как экономика анализирует целенаправленные действия людей; как рациональные люди делают выбор; как рынок координирует индивидуальный выбор для достижения взаимовыгодного сотрудничества в обществе; как измерить эффективное распределение ресурсов; социальное разделение труда и рыночная конкуренция: как содействовать технологическому прогрессу и инновациям; как предприниматели открывают рынки сбыта и способствуют экономическому росту; как международная торговля и глобализация могут повысить счастье и гармонию всего человечества; какова граница между рынком и государством; как государственное вмешательство влияет на поведение индивидуума и эффективную работу рынка[7].
Таким образом, современные тенденции развития высшего образования в КНР свидетельствуют о том, что поставленная КПК задача к 2027 году создать высококачественную систему образования, способствующую притоку инновационных и исключительных талантов вполне выполнима. К 2035 году эта система будет полностью развита, с доступным базовым образованием мирового класса, процветающим обучающимся обществом и всесторонней модернизацией образования [14]. Значительный акцент сделан на продвижении высшего образования для поддержки национальных стратегий в области науки, технологий и экономического развития. Китай планирует ускорить рост исследовательских университетов, продвигать междисциплинарные исследования и поощрять сотрудничество с ведущими зарубежными учреждениями [15].
Заключение
Подводя итог, заметим, что ограниченный объем статьи не позволил изложить значительную часть полученных результатов исследования, однако некоторые выводы можно изложить.
Относительно проблем формирования национальной модели кадровой политики в разрезе STEM-программ подготовки (что наиболее важно для форсированного достижения технологического лидерства) можно отметить следующее. Несмотря на существование в РФ единых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, где закреплен перечень универсальных и общепрофессиональных компетенций, у вузов отсутствует понимание того, как именно должны формироваться данные компетенции, что подтверждает большое количество разнообразных экономических дисциплин в учебных планах, не всегда позволяющих в полной мере сформировать экономическую культуру у обучающихся.
При этом позиция Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 38.00.00 Экономика и управление по продвижению дисциплины «Финансовая грамотность» (или «Бизнес-мышления») вместо базового курса «Экономики» вызывает вполне понятное отторжение в вузах. Данный модуль, безусловно, важен для формирования экономических компетенций, но только как часть дисциплины «Экономика», а не вместо нее.
Считаем, что при разработке перечня дисциплин социогуманитарного блока новых государственных образовательных стандартов необходимо учесть опыт КНР и утвердить не только наименование компетенции и индикаторов ее освоения, но и дисциплин, формирующих данные компетенции, а даже ключевых модулей данного учебного курса, что позволит более комплексно сформировать национальную модель кадровой политики в области социогуманитарной подготовки инженерных кадров.
Значительно внимание к подготовке инженерных кадров, как минимум, второе десятилетие является важнейшей задачей в Азии, особенно в таких странах, как Китай, Малайзия и Сингапур, где быстрое экономическое развитие вызвало необходимость эволюционирования в экономику, основанную на знаниях, для удовлетворения растущего спроса на высшее образование как внутри страны, так и для иностранных студентов. Факторы, способствующие расширению транснационального высшего образования в Китае и Азии, включают стремление к высококачественному образованию, привлекательность для иностранных студентов, установление сотрудничества по всему миру и стремление быть признанными в качестве центров академического превосходства. В том случае, если при переходе к новой модели высшего образования Россия сможет обеспечить высокое качество обучения, гибкость и мобильность образовательных программ, данные цели также могут быть достигнуты.