Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

ANALYSIS OF PERFORMANCE INDICATORS FOR TERRITORIES WITH A SPECIAL LEGAL REGIME IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

Biglova A.A. 1, 2
1 Institute of Socio-Economic Research – a separate structural division of the Federal State Budgetary Scientific Institution Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences
2 Ufa University of Science and Technology
1466 KB
The purpose of the work is to study the main socio-economic indicators of single-industry towns with the status of advanced development territories. The article examines advanced development territories as one of the tools for activating the economy of Russian regions. Crisis phenomena, sanctions pressure, unresolved accumulated problems associated with the socio-economic backwardness of single-industry towns, both in the Republic of Bashkortostan and in other cities in Russia in general, determine the relevance of the study. The author’s conclusions are based on the results of the analysis of the main indicators of socio-economic development of single-industry towns with the status of advanced development territories. It is concluded that the development of advanced development territories in single-industry towns is a relevant and promising direction that can have a significant impact on the socio-economic situation of these territories. However, to achieve success, effective management, sufficient infrastructure and consideration of the interests of the local population are necessary. In general, it is necessary to take into account the specifics of each territory, develop individual programs of advanced development and allocation of preferences that take into account local characteristics, rationally plan the placement. This approach involves developing a comprehensive regional development program that includes not only the development of such territories, but also support for other territories. With the right approach and effective management, this can become an important factor in improving living standards, economic growth, and technological progress. This study was carried out within the framework of the state assignment of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-00570-24-01 for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026.
territories with advanced development
single-industry towns
socio-economic development of the region

Введение

С целью стимулирования экономического роста, создания новых рабочих мест и улучшения жизни населения в стране действует такой инструмент государственного регулирования, как создание территорий с особым правовым режимом (ТОР), направленный на ускоренное развитие отдельных территорий.

Основным аспектом в использовании ТОР как стимулирующего инструмента социально-экономического развития выступает ограничение территории. Так, в Республике Башкортостан в декабре 2016 года территории опережающего развития созданы в моногородах Белебей и Кумертау, в феврале 2019 года – в моногородах Благовещенск, Белорецк и Нефтекамск [1]. На момент внедрения данного статуса моногорода имели следующие функциональные проблемы:

− низкие конкурентоспособность территории и инвестиционная привлекательность;

− экономический спад;

− отток населения, особенно высококвалифицированных кадров;

− инфраструктурная неподготовленность территории к внедрению данной формы.

Создание и развитие зон с особыми правовыми режимами в России представляют собой важную задачу, обусловленную рядом факторов, таких как [2]:

− значительные различия в уровне жизни, инфраструктуре и привлекательности для инвестиций между различными регионами России, что вызывает неравномерное экономическое развитие [2, 3, 4];

− создание таких территорий, нацеленных на инновации, способствует привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и ускорению технологического прогресса, т.е. стимулирует инновационные процессы;

− территории опережающего развития могут стать катализаторами роста для экономики России и повысить ее конкурентоспособность на международном рынке, что способствует укреплению экономической безопасности;

− внедрение современных технологий и организация современных производств позволяют формировать новые центры роста и разнообразить экономику;

− активное развитие таких территорий способствует улучшению качества жизни, созданию новых возможностей в сфере образования, здравоохранения и культуры, т.е. формирует привлекательные условия для проживания [3, 4];

− создание ТОР оказывает воздействие на снижение зависимости социально-экономической ситуации в моногородах от градообразующих предприятий и со временем увеличит региональный продукт [5].

Целью исследования является исследование основных социально-экономических показателей моногородов, имеющих статус территорий опережающего развития.

Для реализации указанной цели автор решил следующие основные задачи:

− был проведен сбор статистической информации, отражающей тенденции развития и текущее состояние территорий с особым правовым режимом в РБ;

− исследовано, как применение данной преференции сказывается (как положительно, так и отрицательно) на социально-экономическом положении моногородов.

Материалы и методы исследования

Учитывая короткий период существования моногородов в регионе [6] и значительные дефициты в статистике, анализ был осуществлен и исследование проводилось на основании системного подхода, статистического анализа и метода сравнительного исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Регионы с ускоренным развитием оказывают как положительное воздействие, так и отрицательное влияние на социально-экономические показатели. Так, экономический рост благодаря привлечению как местных, так и зарубежных инвестиций приводит к созданию новых компаний и рабочих мест. Улучшение инфраструктуры, включая транспорт, энергетику и связь, способствует увеличению налоговых поступлений в региональный бюджет. В результате повышается конкурентоспособность региона. Улучшение уровня жизни населения происходит за счет создания новых рабочих мест и роста доходов, а также открытия новых социальных объектов, таких как образовательные учреждения, медицинские учреждения и детские сады. Внедрение экологически чистых технологий на предприятиях, работающих на подобных территориях, создание зеленых зон и улучшение экологической обстановки в регионе, в том числе, оказывают благотворное влияние на повышение качества жизни.

Наравне с вышесказанным через различные аспекты может проявляться отрицательное влияние на социально-экономическое положение региона. Неравномерное развитие часто связано с концентрацией инвестиций и ресурсов на определенных территориях, что создает дисбаланс и приводит к оттоку человеческих ресурсов из менее развитых районов. Это, в свою очередь, усугубляет разницу в уровне жизни между населением, способствуя увеличению социального неравенства. Такое положение может вести к ряду негативных последствий. Например, ухудшение качества жизни в менее развитых регионах способно вызвать недовольство среди населения, что потенциально может привести к социальной напряженности и конфликтам. Кроме того, неравномерное распределение ресурсов способно затруднить доступ к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам, что еще больше увеличит разрыв между различными слоями общества.

Для смягчения этих эффектов важно разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на стимулирование равномерного развития всех территорий, включая меры по привлечению инвестиций в менее развитые регионы, создание рабочих мест и улучшение инфраструктуры. Также необходимы инициативы, направленные на поддержку образования и повышение квалификации рабочей силы, что позволит уменьшить отток кадров.

По данным Росстата, в 2023 году уровень безработицы в России снизился до 3,2%, в то время как в отдельных регионах он значительно выше [7, с. 60]. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2023 году расходы на исследования и разработки в России составили 1,1% от ВВП, что ниже показателей многих развитых стран [8, с. 182]. По данным Агентства стратегических инициатив [9], в 2023 году лидерами по инвестиционной привлекательности стали Москва, Республика Татарстан, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область, Сахалинская область, Новгородская область, Республика Крым, Тульская область [9].

Для разработки предложений по сглаживанию отрицательного воздействия преференции были проанализированы основные социально-экономические показатели моногородов, относящихся к территориям опережающего развития Республики Башкортостан, за 5 лет до получения статуса и спустя 5 лет.

На рисунке 1 представлено графическое изображение уровня безработицы в ТОР Республики Башкортостан.

Уровень безработицы в городе Кумертау в начале периода был на низком уровне (1,48%) и снижался до 2019 года (1,04%), что свидетельствует о стабильности рынка труда и, возможно, об улучшении экономической ситуации, однако в 2020 году наблюдался резкий рост до 4,30%, что, вероятно, связано с особенностями пандемийного периода. При этом численность населения городов с 2012 по 2022 годы имела тенденцию к постепенному уменьшению, что могло быть вызвано демографическими процессами, миграцией населения в другие регионы.

Снижение численности населения в городах может повлиять на социально-экономическое развитие региона [11] и требует внимания со стороны властей для разработки мер по привлечению населения и созданию условий для улучшения демографической ситуации.

missing image file

Рис. 1. Уровень безработицы в ТОР РБ, % [10]

missing image file

Рис. 2. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям в ТОР РБ и Республике Башкортостан в целом, тыс. руб. [3, 4, 10]

Таблица 1

Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям в ТОР РБ и Республике Башкортостан в целом, тыс. руб. [10]

 

Прирост в номинальных ценах, %

Прирост в ценах 2012 г., %

Кумертау

135,2

23,8

Белебей

124,8

11,3

Белорецк

113,5

12,4

Нефтекамск

129,4

27,3

Благовещенск

133,3

22,8

РБ

144,1

28,5

Функционирование ТОР оказало позитивное влияние на сокращение уровня зарегистрированной безработицы в моногородах. В частности, в Белебее данный показатель снизился за 6 лет более чем в 3 раза (с 1,06 до 0,30%), на остальных территориях удалось переломить негативный тренд и обеспечить второй год подряд стабильное снижение безработицы. По итогам первого полугодия 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года также наблюдается снижение уровня зарегистрированной безработицы во всех ТОР.

Кроме того, по итогам 2022 года на всех ТОР фиксируется миграционный прирост населения. Ранее, за исключением Нефтекамска, везде фиксировался миграционный отток населения. Развитие данных территорий способствовало также повышению уровня благосостояния населения. Например, в Белебее и Кумертау уровень заработной платы за период функционирования ТОР вырос более чем в 1,5 раза, в Благовещенске, Белорецке и Нефтекамске – в 1,3 раза. За 1-е полугодие 2023 года также отмечается рост заработной платы во всех ТОР [12, с. 118].

Уровень среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям в ТОР РБ и Республике Башкортостан представлен на рисунке 2.

Уровень заработной платы может служить индикатором экономического благополучия городов и качества жизни их жителей [12, стр. 118]. Повышение заработной платы способствует улучшению потребительского спроса, социальной стабильности и общему развитию территории. Среднемесячная заработная плата в городах по крупным и средним предприятиям росла с 2012 по 2022 годы, что свидетельствует о повышении уровня доходов работников и, возможно, о росте экономики города.

Прирост среднемесячной заработной платы в номинальных ценах и в ценах 2012 г. по ТОР РБ и Республике в целом показан в таблице 1.

missing image file

Рис. 3. Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям в ТОР РБ и Республике Башкортостан в целом по реальным значениям, в ценах 2012 г., тыс. руб. [3, 4, 10]

Таблица 2

Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета в ТОР РБ, млн руб. [3, 4, 10]

 

2012

2014

2015

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Кумертау

21,8

25,1

16,4

35,1

108

69,9

63,4

87,5

102

Белебей

341

25,5

4,0

72,8

17,6

25,5

9,4

31,9

22,3

Белорецк

32,4

25,1

12,5

0,0

0,4

25,2

1,9

20,2

36,4

Нефтекамск

18,3

4,9

10,7

7,3

2,8

49,3

278

205

156

Благовещенск

23,9

15,4

8,6

4,5

42,8

46,3

29,4

45,4

279

В Кумертау и Белебее можно отметить небольшой рост среднемесячной заработной платы с 2017 года, когда режим ТОР начал действовать в этих городах. Данную тенденцию сложно связать только с созданием территорий опережающего развития. На рисунке 3 представлено графическое изображение среднемесячной заработной платы по крупным и средним предприятиям в ТОР РБ и Республике Башкортостан в целом по реальным значениям, в ценах 2012 г.

В остальных моногородах режим ТОР начал действовать с 2019 года. В Нефтекамске и Белорецке наблюдалось снижение данного показателя в реальных ценах с 2019 года. В Благовещенске к 2022 г. отмечались рост среднемесячной заработной платы и превышение по сравнению с данном показателем в Башкортостане в целом [10].

Доходы местного бюджета имели колебания в разные годы, но в целом показывали тенденцию к увеличению. Это может быть результатом эффективного управления финансами и роста экономики города (рис. 4).

Можно наблюдать рост показателя доходов местного бюджета по реальным значениям в моногородах, кроме Белорецка, в котором показатель уменьшился на 37%. Самый высокий рост показал Белебей [10]. Доходы местного бюджета имели тенденцию к увеличению с 2012 по 2019 годы, что может свидетельствовать о росте экономической активности и эффективности управления финансами.

Инвестиции в основной капитал за счет средств местного бюджета также варьировались в различные годы. Ключевым аспектом является создание устойчивых условий для инвестиционной деятельности, что представляется необходимым условием для содействия экономическому росту города. Динамика инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета в ТОР РБ представлена в таблице 2.

missing image file

Рис. 4. Доход местного бюджета в ТОР РБ по реальным значениям, в ценах 2012 г, млн руб. [3, 4, 10]

missing image file

Рис. 5. Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета в ТОР РБ по реальным значениям, в ценах 2012 г, млн руб. [3, 4, 10]

Повышение инвестиционной привлекательности и, соответственно, увеличение количества реализованных инвестиционных проектов резидентами ТОР Республики Башкортостан, по прогнозам, позволили привлечь порядка 46,8 млрд рублей инвестиций и создать 9 982 рабочих места (в г. Кумертау – 2 151, в г. Белебее – 1113, в г. Нефтекамске – 1 511, в г. Благовещенске – 4 615, в г. Белорецке – 592).

В 2023 году резидентами инвестировано нарастающим итогом 8,3 млрд рублей, создано более 5,3 тыс. новых рабочих мест. На рисунке 5 представлено графическое изображение инвестиций в основной капитал, финансируемых из муниципального бюджета, в номинальных ценах и в ценах 2012 г. по ТОР РБ.

Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета имели значительные колебания в разные годы, однако в 2022 году произошел значительный рост инвестиций до 278,855 млн рублей. Это может свидетельствовать о стремлении к развитию инфраструктуры и привлечению инвестиций в город в указанный период. На 2022 год наблюдается улучшение показателей городов Кумертау, Нефтекамск и Благовещенск. На создание ТОР лучше всех отреагировали показатели Нефтекамска и Благовещенска. Белебей и Белорецк являются аутсайдерами.

Благодаря действию преференциального режима во всех ТОР Республики Башкортостан значительно увеличился объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных собственными силами услуг по чистому виду экономической деятельности «промышленное производство». Так, на ТОР «Кумертау» данный показатель за время функционирования ТОР вырос более чем в 4 раза, а в Нефтекамске – почти в 1,8 раза. Положительную динамику показателя по итогам 7 месяцев 2023 года также продемонстрировали все ТОР [10].

Также наблюдается увеличение объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям на всех ТОР региона. Почти в 3 раза нарастила инвестиции ТОР «Нефтекамск», примерно в 2 раза – ТОР «Благовещенск» и «Кумертау» [10, 11].

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на существующие проблемы, создание территорий с опережающим развитием имеет большой потенциал для развития региона. Однако для достижения успеха необходимо: создать эффективный механизм управления, который будет отвечать за реализацию программы и контролировать ее эффективность; обеспечить прозрачность и доступность информации о деятельности территорий с опережающим развитием; пересмотреть условия предоставления преференций; создать благоприятные условия для инвестирования, развития бизнеса и привлечения высококвалифицированных кадров; обеспечить развитие инфраструктуры для нормального функционирования территорий с опережающим развитием; учитывать специфику каждой территории, разрабатывать индивидуальные программы опережающего развития, учитывающие местные особенности; рационально планировать размещение; разрабатывать комплексные программы для развития регионов, которые предусматривают не только поддержку территории опережающего развития, но и помощь другим регионам.

В целом, создание территорий с ускоренным развитием представляет собой многообещающее направление для развития экономики регионов России. При правильном подходе и эффективном управлении это может стать ключевым фактором улучшения жизненных условий, стимулирования экономического роста и достижения технологического прогресса.