Введение
Создание экономических коридоров является важным направлением развития международного сотрудничества в транспорте, логистике, торговле и в других сферах деятельности сопредельных стран. Их значимость многократно возрастает в условиях негативных внешних воздействий и ограничений. Эта проблема особенно актуальна для России, столкнувшейся в последние годы с беспрецедентными санкциями западных стран. Вопросы создания экономических коридоров, обеспечивающих быстрый и безопасный выход российских товаров на международные рынки и импорт необходимой продукции, активно исследуются российскими учеными. Вместе с тем основная часть научных публикаций посвящена проблемам создания транспортных маршрутов и инфраструктуры в рамках международного коридора «Север – Юг» [1, 2], экономического коридора «Китай – Монголия – Россия» [3, 4]. При этом остаются слабо представленными вопросы приграничного и регионального сотрудничества в рамках создаваемого экономического коридора.
Цель исследования заключается в обобщении и анализе проблем приграничного и регионального сотрудничества Китая, Монголии и России в рамках создаваемого экономического коридора, определении перспективных направлений развития трехстороннего взаимодействия.
Материалы и методы исследования
Информационной базой исследования послужили научные статьи, материалы, опубликованные в средствах массовой информации, ресурсы компьютерной сети Интернет. В работе использованы методы обобщения, классификации, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
Инициатива по созданию международного экономического коридора Китай – Монголия – Россия (ЭККМР) была одобрена лидерами трех стран в 2014 г. на встрече в Душанбе [5]. Она органично вписывается в планы трехстороннего сотрудничества, позволяя «состыковать» стратегии регионального развития: китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», монгольской концепции «Степной путь» и российской идеи строительства Евразийского экономического союза [6]. В 2016 г. на встрече глав трех государств в Ташкенте была подписана «Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия».
Одним из семи направлений в рамках Программы является продвижение регионального и приграничного сотрудничества, направленного на полное раскрытие сравнительных преимуществ регионов, создание открытых «площадок» регионального сотрудничества [7]. В соответствии с «Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации» приграничное сотрудничество является важной составляющей международных отношений России и направлено на установление и развитие конструктивного диалога приграничных регионов и муниципальных образований России с субъектами приграничного сотрудничества сопредельных государств [8].
В России накоплен значительный опыт многостороннего приграничного сотрудничества. Особый интерес представляет совместная деятельность между странами Северного Калотта (Финляндия, Норвегия, Швеция) и Северо-Западом России в рамках программы «Коларктик», направленной на устойчивое развитие и защиту окружающей среды, снижение периферийности северных территорий, защиту прав автохтонного населения [9].
В ракурсе развития ЭККМР заслуживает внимания опыт международной экономической интеграции в рамках Расширенной Туманганской инициативы (РТИ), участниками которой являются Россия, КНР, Республика Корея и Монголия [10]. Приоритетными направлениями сотрудничества были определены транспорт, туризм, энергетика, торговля, инвестиции и охрана окружающей среды. Вместе с тем РТИ сложно отнести к успешным проектам. Основными проблемами, препятствующими ее реализации, являются существенные геополитические и социально-экономические противоречия между странами – участницами проекта [11].
К территориям приграничного сотрудничества Китая, Монголии и России относятся две зоны, находящиеся на стыке границ трех государств. Западная зона включает Республику Алтай (Россия), округ Алтай в Или-Казахском автономном округе Синьцзян-Уйгурского автономного района (КНР) и аймак Баян-Улгий (Монголия). Данная территория характеризуется горным рельефом и слабо развитой транспортной инфраструктурой. Отсутствие железной дороги из Западного Китая в Россию через Монголию существенно ограничивает возможности развития приграничного сотрудничества трех стран.
В восточную приграничную зону входят юго-восточные районы Забайкальского края (Россия), аймак Дорнод (Монголия) и городской округ Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия (Китай). Эта территория характеризуется хрупкой природной системой, включающей уникальные даурские степи и водно-болотные угодья. В ней находится российско-монгольско-китайский заповедник «Даурия», в который входят биосферный заповедник «Далайнор» (КНР), природный биосферный заповедник «Даурский» (Россия), строго охраняемая природная территория «Монгол Дагуур» (Монголия). Наличие особо охраняемых природных территорий накладывает значительные ограничения на осуществление хозяйственной деятельности в пределах приграничной зоны.
В целом следует отметить, что трехстороннее приграничное экономическое сотрудничество между Россией, Китаем и Монголией пока не получило большого развития из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры и существенных экологических ограничений на приграничных территориях.
Поэтому приграничное сотрудничество развивается на основе двусторонних соглашений в рамках деятельности межправительственных комиссий и рабочих групп. К ним относятся, например, межправительственная российско-монгольская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, российско-китайская постоянная рабочая группа по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества. В рамках экономического коридора Китай – Монголия – Россия значительно больший потенциал имеет региональное сотрудничество, включающее в себя трехстороннее взаимодействие Монголии и граничащих с ней регионов КНР и РФ. В его основе лежит транспортный каркас, соединяющий три страны.
Выделяют три основных маршрута транспортного коридора Китай – Монголия – Россия: западный, центральный и восточный. Западный и восточный коридоры, включающие Республику Тыва и, соответственно, Забайкальский край, в целом имеют дополняющий характер. Эти маршруты могут получить развитие при реализации крупных инвестиционных проектов. Следует отметить, что проект строительства железной дороги в Тыву обсуждается последние 15 лет [12]. В апреле 2021 г. проект был приостановлен до 2026 г. Затраты на строительство железнодорожной линии Курагино – Кызыл с возможным продлением до Синьцзян-Уйгурского автономного района (КНР) оцениваются в более чем 1 трлн руб.
Монголия в последние годы активно расширяет железнодорожную сеть [13]. Предполагается строительство железной дороги от Бичигта, расположенного на границе с Китаем, через Чойбалсан до Эрэнцава – сопредельного пункта пропуска с железнодорожным пунктом пропуска (ЖДПП) Соловьевск в Забайкальском крае. Данный проект, по сути, направлен на создание восточного маршрута ЭККМР для организации взаимных транзитных перевозок из Китая в Россию по территории Монголии и в обратном направлении. В настоящее время объем перевозок через ЖДПП Соловьевск незначителен.
Вместе с тем, в силу значительной стоимости инвестиционных проектов по созданию новых объектов транспортной инфраструктуры, включая участки железных и автомобильных дорог, целесообразно сконцентрировать усилия на использование основных транспортных магистралей, входящих в центральный маршрут трехстороннего экономического коридора. К ним относятся железнодорожный маршрут Эрлянь – Улан-Батор – Наушки – Улан-Удэ и, соответственно, автомобильная трасса Эрлянь – Улан-Батор – Кяхта – Улан-Удэ.
Следует отметить рост объема грузовых перевозок через границу России и Монголии [14]. С января по июнь 2024 г. объем перевозок грузов через железнодорожный погранпереход «Сухэ-Батор – Наушки» превысил аналогичный показатель прошлого года на 11,4 %, составив более 4 млн т (таблица). Таким образом достигнут наивысший результат за всю историю грузоперевозок на данном участке железной дороги.
Вместе с тем вопросы реализации проектов по большинству направлений Программы, включая развитие транспортной инфраструктуры, пунктов пропуска, совершенствование таможенного и карантинного контроля, сотрудничества в сфере промышленности и инвестиций, относятся к компетенции государственных органов власти центральных правительств Китая, России и Монголии. В силу этого перспективы субрегионального сотрудничества Монголии и соответствующих регионов Китая и России, на наш взгляд, видятся в основном в расширении взаимодействия в гуманитарной сфере и в охране окружающей среды.
Объем перевозок грузов через железнодорожный погранпереход «Сухэ-Батор – Наушки» за 1-е полугодие 2024 г., тыс. т
Перевозки из России |
Перевозки в Россию |
Всего |
|
Перевозки Россия – Монголия |
1610,0 |
74,7 |
1684,7 |
Транзитные перевозки в/из Китая |
1870,0 |
785,5 |
2655,5 |
Всего |
3480,0 |
860,2 |
4340,2 |
Источник: составлено автором.
Перспективным направлением является развитие туризма между тремя странами. В 2023 г. было заключено трехстороннее соглашение о развитии туристического маршрута «Великий чайный путь», повторяющий торговый путь из Китая через Монголию в Сибирь и города центральной части России. В реализации этого туристического проекта заинтересованы многие субъекты Российской Федерации: от Забайкальского края до Санкт-Петербурга. Вместе с тем базовым регионом-оператором является Республика Бурятия, на юге которой находится город Кяхта – начальный пункт Великого чайного пути в России.
Важна для туризма организация пассажирских перевозок воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом. В настоящее время нет прямых авиарейсов, соединяющих города трех стран. В связи с ростом взаимных туристических потоков целесообразна организация постоянных или чартерных авиарейсов, включая маршрут Хух-Хото – Улан-Батор – Улан-Удэ.
Для развития туризма трудно переоценить возобновление пассажирских перевозок железнодорожным транспортом между Россией и Китаем по территории Монголии, приостановленных в 2020 г. из-за пандемии коронавируса. В настоящее время движение пассажирских поездов из Российской Федерации по центральному маршруту ЭККМР осуществляется только в пределах Монголии.
Успешно развивается трехстороннее сотрудничество в сфере культуры. Активно проводятся совместные мероприятия, в том числе международные фестивали-конкурсы «На Великом чайном пути», в программу которого входят 7 фестивальных конкурсов. Вместе с тем потенциал взаимодействия в культуре в рамках ЭККМР используется еще не в полной мере. Необходимо углубление сотрудничества в области театрального, музыкального, циркового и киноискусства, организация гастролей театров и других творческих коллективов, проведение выставок и иных мероприятий.
Активно развивается сотрудничество в телевизионной сфере. Усилиями телевизионных компаний трех стран была создана международная информационная программа «Середина Земли», освещающая новости пяти регионов России (республик Бурятия, Калмыкия, Саха (Якутия), Иркутской области и Забайкальского края), а также Китая и Монголии. Одним из возможных перспективных направлений развития информационной программы может стать подключение к ней телекомпании из Автономного района Внутренняя Монголия (КНР).
Большие возможности в развитии регионального сотрудничества видятся в организации совместных спортивных мероприятий, включая соревнования в традиционных монгольских видах спорта: стрельба из лука, скачки, вольная борьба. Знаковым спортивным соревнованием могла бы стать международная велогонка по территории трех стран, например по центральному маршруту ЭККМР: Эрлянь – Улан-Батор – Кяхта – Улан-Удэ – Гремячинск (побережье Байкала). С учетом не очень большой протяженности трассы (около 1400 км), хорошего качества автомобильных дорог и в основном равнинного рельефа это спортивное мероприятие может стать мощным импульсом развития спортивного туризма и обеспечивающих его видов предпринимательской деятельности, включая работу гостиниц, организаций общественного питания и предоставление прочих видов услуг.
Перспективным направлением взаимодействия России, Китая и Монголии в рамках ЭККМР является углубление сотрудничества в сфере науки и образования, включая обмен и стажировки научных работников, взаимное направление студентов на обучение за рубежом. Институциональной основой сотрудничества в этих направлениях может стать сеть университетов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), направленная на развитие интеграционных процессов в области образования, науки и технологий, расширение возможностей получения качественного образования и продвижение научных контактов. В нее входят университеты Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии. Вместе с тем в сети университетов ШОС нет ни одного университета из Автономного района Внутренняя Монголия (КНР) и граничащих с Монголией регионов России. На наш взгляд, целесообразно устранить это упущение.
В целом следует отметить, что одним из препятствий эффективного регионального и приграничного сотрудничества в рамках экономического коридора Китай – Монголия – Россия является отсутствие регионального механизма взаимодействия трех стран. Действующие двусторонние межправительственные комиссии и рабочие группы имеют другой формат и направлены на решение задач межгосударственного уровня.
По мнению автора, для оперативного решения вопросов регионального и приграничного сотрудничества необходимо создание межправительственной комиссии России, Китая и Монголии со штаб-квартирой в г. Улан-Батор (Монголия), включающей отдельные подкомиссии и рабочие группы с соответствующим штатом, в том числе размещенные в регионах, в наибольшей степени связанных с экономическим коридором – в г. Улан-Удэ (Российская Федерация), г. Хух-Хото (КНР). Основной задачей комиссии и входящих в нее подкомиссий и рабочих групп должно быть согласование деятельности по подготовке и реализации проектов между участниками реализации Программы – центральным и региональными правительствами, ведомствами, бизнес-структурами и другими участниками реализации Программы создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов и предложений. В условиях экономических санкций стран коллективного Запада развитие экономического коридора Китай – Монголия – Россия приобретает стратегическую значимость. Важным направлением взаимодействия трех стран выступает приграничное и региональное сотрудничество. В целях активизации совместной деятельности возникает необходимость создания регионального механизма взаимодействия трех стран и реализации ряда проектов в гуманитарной сфере.