Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 утверждена новая Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [1]. Как и предыдущий документ с таким названием (2016 г.), новая Стратегия определяет «цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития страны, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период» [1, п. 1].
В тексте документа все эти элементы получили свои определения. Данные определения учитывают новые большие вызовы для общества, государства и науки, среди которых наиболее значимым является «трансформация миропорядка, сопровождающаяся перестройкой глобальных финансовых, логистических и производственных систем, ростом геополитической и экономической нестабильности, международной конкуренции, системного неравенства на фоне ослабления национальных государственных институтов, снижения уровня и повышения сложности участия в международной кооперации в рамках научной, научно-технической и инновационной деятельности» [1, п. 15а].
Переживаемое Россией с 2022 г. время определяется в Стратегии как «этап мобилизационного развития научно-технологической сферы в условиях санкционного давления, сопровождающийся консолидацией общества и хозяйствующих субъектов для решения задач научно-технологического развития» [1, п. 10в]. Необходимость именно такого – мобилизационного – пути развития соответствует сложности поставленной цели – обеспечению технологического суверенитета государства, его независимости и конкурентоспособности.
В этом контексте обращает на себя внимание отсутствие в Стратегии темы импортозамещения, бывшей до недавних пор одной из центральных при обсуждении политики реагирования на санкционные ограничения. Об импортозамещении в тексте Стратегии нет ни одного упоминания.
Означает ли это, что импортозамещение утратило в современных условиях свою актуальность? Или, другой вариант, означает ли это, что импортозамещение как направление государственной политики находится в другой плоскости государственных забот и бизнес-интересов, не соприкасающейся с научно-технологическим развитием страны?
Для ответа на эти вопросы авторами проведено исследование взаимосвязи политики импортозамещения и стратегии научно-технологического развития России. Цель исследования заключается в выявлении точек соприкосновения практики импортозамещения с деятельностью по реализации стратегии научно-технологического развития и в выработке на этой основе предложений по укреплению их взаимодействия для обеспечения технологической независимости государства.
Материалы и методы исследования
В исследовании взаимосвязи политики импортозамещения и стратегии развития научно-технологической сферы авторами был использован аналитический подход. Анализу были подвергнуты нормативные правовые акты, относящиеся к предмету исследования, тексты концептуальных заявлений высшего руководства страны, данные государственной и ведомственной статистики, научные публикации, а также результаты углубленных интервью с представителями предприятий, участвующих в реализации государственных программ импортозамещения, и органов управления, ответственных за их реализацию.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что импортозамещение связано со стратегией научно-технологического развития самым тесным образом, причем эта связь имеет глубокий и многоуровневый характер.
Вопреки распространенному мнению, политика импортозамещения не является простой ответной мерой на торговые санкции недружественных государств. Политика импортозамещения – это не всегда ответ на санкции, но всегда это следствие естественного стремления каждого государства к гармоничному, сбалансированному развитию своего народного хозяйства и обеспечению своей экономической безопасности.
Основы этой политики, инструменты, условия и границы их применения формировались практикой индустриального становления всех ныне развитых стран, включая США, Германию, Великобританию, Францию и Россию.
От первоначальных мер по установлению таможенных тарифов, запретов и субсидий национальные регуляторы международной торговли пришли к разветвленной системе инструментальных средств поддержки отечественного бизнеса и ограничения экспансии иностранных производителей. В нее входят кроме таможенных тарифных льгот и ограничений налоговые преференции, льготные кредиты, особый порядок закупок, снижение административной нагрузки, безвозмездное предоставление информационных и консалтинговых услуг и многое другое.
В качестве важного средства поддержки импортозамещения используются также меры по повышению качества образования и обеспечению его соответствия задачам технического перевооружения производства. Как пример можно привести специальные стимулы для инженерных вузов России, устанавливаемые в рамках государственной программы «Передовые инженерные школы».
Выбор инструментальных средств государственной поддержки импортозамещения производится с учетом конкретных условий функционирования каждой отрасли и принятой в ней стратегии. Высокая степень неоднородности отраслей российской экономики не позволяет выработать единую для всех стратегию импортозамещения. К тому же любая из принятых стратегий не может быть стабильной во времени, она должна быть гибкой и адаптивной к меняющимся политическим и экономическим условиям и к результатам научно-технологической деятельности.
Каждый год вносит свои коррективы в условия функционирования отраслей и их стратегические перспективы. Это хорошо видно при ретроспективном взгляде на процесс. Начиная отсчет новейшей истории экономической жизни России с 1990-х гг., можно выделить в качестве первого этапа годы интенсивного вхождения российского бизнеса в мировое экономическое пространство. Это были годы встраивания российских предприятий в глобальные цепочки создания добавленной стоимости и в международное регулирование, привлечения в страну иностранных инвестиций. Импортозамещение не было тогда актуальной темой. Обсуждению подлежали лишь вопросы локализации размещаемых на территории России иностранных производств.
Второй этап – 2010-е гг., когда стали проявляться и осознаваться не только положительные, но и отрицательные стороны глобализации, когда стала заметной угроза утраты технологической независимости страны. Как раз в это время после экономического кризиса 1998 г. началось восстановление российской промышленности. Соответственно, начала повышаться ее доля на внутреннем рынке. В экономике, таким образом, стали происходить стихийные подвижки в сторону импортозамещения. Государство оказывало им финансовую и организационную поддержку, но инерция мышления не позволяла прямо ставить вопрос о политике импортозамещения. Тема импортозамещения не звучала ни в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию, ни в майских указах, определявших национальные цели, ни в стратегиях научно-технологического развития 2016 и 2024 гг.
Между тем реальная практика государственной поддержки процессов импортозамещения все более масштабировалась. В немалой степени это происходило под влиянием регулярного ужесточения экономических санкций недружественных государств, затруднявших российским предприятиям доступ к передовым наукоемким технологиям и материалам, высокопроизводительному и высокоточному оборудованию.
В то же время нарабатывался и опыт управления процессами импортозамещения со стороны правительства и его органов. В качестве основных инструментов такого управления стали применяться государственные программы и планы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2014 г. № 1936-р был утвержден «План содействия импортозамещению в промышленности» (дорожная карта). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2015 г. была утверждена Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (дополненная и измененная впоследствии постановлением Правительства от 12 ноября 2021 г. № 1933), в которой определялся обширный перечень мер по импортозамещению. В том же году была образована Правительственная комиссия по импортозамещению – координационный орган Правительства для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях реализации государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также для оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности [2].
Для финансовой поддержки мер по импортозамещению был создан Фонд развития промышленности. Был создан также специальный сервис Минцифры Российской Федерации «Биржа импортозамещения», предназначенный для коммуникаций по упрощенному регламенту между потенциальными заказчиками и исполнителями работ. Введен порядок, согласно которому по каждой отрасли ежегодно составляется и представляется на рассмотрение Правительственной комиссии план мероприятий по импортозамещению.
Принятые Правительством меры дали определенный результат. В обновленном варианте государственной программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, утвержденном 12 ноября 2021 г., отмечалось, что «вследствие импортозамещения доля импортной продукции на внутреннем рынке сократилась с 49 % в 2014 году до примерно 40 % в 2020 году» [3].
Однако наряду с этим достижением стали проявляться и негативные моменты. Для замещения импортировавшихся ранее высоких технологий и наукоемких продуктов ряд предприятий вернулись к упрощенным технологиям, рассчитанным на наличествующее оборудование, располагаемые сырьевые и кадровые ресурсы, что повлекло за собой снижение качества продукции и ее удорожание.
Этого могло бы не произойти, если бы отечественная научная и инженерная мысль предлагала в это время производственникам свои не менее эффективные технологические разработки. Но такие предложения, к сожалению, появляются нечасто. По данным Росстата, удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации, за последние годы возрос весьма незначительно: с 20,8 % в 2017 г. до 22,8 % в 2022 г. [4].
Причиной же является разорванность политики импортозамещения и стратегии развития научно-технологического комплекса страны. Об этом совершенно определенно сказано в Стратегии научно-технологического развития – 2024 как о негативной тенденции настоящего времени, в п. 11 в ней констатируется «низкая восприимчивость экономики к технологическим инновациям, слабое взаимодействие реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий» [1, п. 11].
Эта «разомкнутость единого» одинаково вредна как для производственного, так и для научного сектора. Исследования, не связанные прямо с практикой, не подпитываемые ею, менее продуктивны.
Практика импортозамещения – это не только поле реализации научных идей, но и место их рождения. И тот факт, что импортозамещение даже не упоминается в новейшей стратегии научно-технологического развития, никак не сообразуется с целью и задачами научно-технологического развития, в том числе с задачей, обозначенной в тексте Стратегии в п. 24а – «сформировать эффективную систему взаимодействия науки, технологий и производства» [1, п. 24а].
Одним из возможных вариантов организационного решения этой задачи авторы настоящей статьи видят создание специального органа координации, соединяющего в себе функции, подобные тем, которые в советское время выполняли Государственный комитет по науке и технике СССР и Министерство среднего машиностроения СССР.
Тогда это решение диктовалось обстоятельством экзистенциальной государственной значимости – необходимостью реализовать атомный проект. Сейчас в России другие обстоятельства, но это тоже особое время, когда под угрозу поставлены обеспечение независимости страны и национальной безопасности.
Проблематика импортозамещения и научно-технологического развития страны является обширной и активно обсуждаемой темой. Она обсуждалась и на ранних этапах ее развития, обсуждается и сейчас. По ряду аспектов в этом обсуждении принимали участие и авторы настоящей статьи [5; 6].
Нельзя, однако, не отметить, что тема импортозамещения не связывается в современных публикациях прямым образом с темой научно-технологического развития. Но ради исторической справедливости следует отметить прежде всего труды и вклад в развитие темы первопроходцев. В их числе первым следует назвать выдающегося немецкого экономиста Фридриха Листа, исследовавшего основания государственной политики импортозамещения большого числа стран мира, в том числе России, а также инструменты этой политики, условия и границы их применения. Исследования Фридриха Листа были обобщены в его фундаментальном труде «Национальная система политической экономии», изданном в 1841 г. [7, с. 47–60, 347–354]. Применительно к условиям России того времени тему импортозамещения, опираясь на это издание, изучали и разрабатывали видный государственный деятель России граф С.Ю. Витте [8, с. 24–26, 43–46] и выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев [9, с. I–X, 39, 89].
Применительно к условиям глобальной экономики большой вклад в понимание темы внесли американские и европейские ученые, например Р. Нурксе [10] и Гуннар Мюрдаль [11, с. 85–86, 736–739]. Особо следует отметить труды американского ученого Альберта Отто Хиршмана. Этот ученый одним из первых разработал концепцию несбалансированного экономического роста, которая сыграла большую роль в освобождении стран Африки и Латинской Америки от колониального гнета и получила широкое применение в современной теории экономического развития [12].
В современной российской научной литературе можно найти немало интересных научных публикаций по отдельным вопросам импортозамещения [13; 14]. В целом же весь комплекс проблем во всей их полноте рассмотрен и раскрыт в изданном в 2023 г. аналитическом докладе Высшей школы экономики «Импортозамещение в экономике: вчера и завтра» [15]. Авторами доклада была проанализирована вся мировая история импортозамещения, в том числе опыт СССР, дана оценка современной постановке работы по импортозамещению в отдельных отраслях российской экономики, выявлены и описаны лучшие практики этой работы, сформулированы рекомендации по совершенствованию государственной политики в области импортозамещения. Освещены также некоторые вопросы взаимосвязи политики импортозамещения со стратегией научно-технологического развития. Выпуск на широкое научное обсуждение данного аналитического доклада, несомненно, послужит питательной основой для творческой мысли исследователей, а также для руководителей и специалистов органов управления экономикой, причастных к выработке и реализации политики импортозамещения.
Но ход событий стремительно ускоряется, и потому нужно продолжать исследовательскую работу, в которой в качестве наиболее актуального направления авторы настоящей статьи видят поиск организационных решений, позволяющих преодолеть разомкнутость единого инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий.
Заключение
Принятие новой Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации существенно обновило представления научного сообщества, руководителей и специалистов бизнес-организаций и органов государственного управления о специфике переживаемого момента, целях и задачах дальнейшего научно-технологического развития страны.
Новая стратегия исходит из новой оценки больших вызовов. В состав этих вызовов вошла и встала на первое место трансформация миропорядка. Особенность исторического периода, переживаемого сейчас Россией, состоит в том, что в этой разворачивающейся в планетарном масштабе трансформации российское государство оказалось на переднем крае и вынуждено противостоять коллективному Западу, обладающему более высокими в целом технологическими возможностями. В этих условиях уровень и темпы научно-технологического развития приобрели для России решающее значение.
Пришедшее в связи с этим понимание экзистенциальной значимости сложившейся ситуации привело к тому, что достижение независимости государства в научно-технологической сфере (технологический суверенитет) поставлено сейчас как приоритетная задача перед всеми частями и органами страны. Подобно тому, как в годы Великой Отечественной войны самым распространенным лозунгом был «Всё для фронта! Всё для Победы!», сейчас в общественном сознании российских граждан, в научных, деловых и административных кругах формируется убеждение «Всё для преодоления отставания в научно-технологической сфере!». Наука и технологии стали фронтом.
Импортозамещение в этих условиях должно соединиться с научно-технологическим развитием, стать его продолжением. Именно в практике импортозамещающего производства, в высочайшем качестве выпускаемых продуктов (выполняемых работ, оказываемых услуг) воплощаются результаты научно-технологического развития. Достижение позиций технологического суверенитета определяется не просто наличием наукоемких технологий, критически важных для обеспечения независимости и конкурентоспособности государства, но еще и их массовым применением в реальном секторе экономики.
В настоящее время необходимой смычки импортозамещения и научно-технологической деятельности нет. Результатом является совершенно недостаточное число предприятий, осуществляющих технологические инновации, и снижение качества и удорожание продукции, выпускаемой по многим импортозамещающим технологиям. Для кардинального исправления такого положения дел нужны неординарные и решительные действия, одним из вариантов которых авторы предлагают рассмотреть создание единого специального координационного и распорядительного органа.