Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

VECTORS OF RESOURCE SUPPLY OF THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

Selyuk A.V. 1 Kovalev A.I. 1 Frik O.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation (Omsk Branch)
The relevance of the topic under study is determined by the political and economic situation in which Russia is currently located. We are talking about reorienting the course of economic cooperation in the international arena and finding ways for further development. This situation requires new solutions, in particular, in the issue of modernization and transition to a new technological stage in the development of the Russian economy. The authors explore the problem of resource support for modernization and transition to a new technological order of the Russian economy. The purpose of the article is to identify and analyze the sources of resource support for modernization. From the point of view of the methodology of scientific research, the basis of this work is a systematic approach using the dialectical method, the method of classification, the method of logical analysis, the method of content analysis, the methods of description and generalization. The paper uses materials from periodicals, the media, official data on the financial and economic state of the domestic economy as a whole and its industries. The authors analyze such areas of resource support for modernization and transition to a new technological structure of the Russian economy as: protection of capital from the withdrawal from the country; zeroing out the dictates of monopolies; investment in new production and technologies. The authors believe that it is advisable to use the studied areas of financing for resource support for modernization and transition to a new technological stage in the development of the Russian economy.
modernization of the national economy
new technological order
investments

Актуальность исследуемой темы обусловлена сложной политической и экономической ситуацией, в которой находится Россия в настоящее время. Речь идет о переориентации курса экономического взаимодействия на международной арене, поиске путей дальнейшего развития в условиях мощного санкционного давления на Россию, искусственных ограничений на поставки отечественной продукции, ограничения потолка цен на энергоресурсы. Исходим из того, что конфигурация и структура российской экономики являются преимущественно экспортно-ориентированными. Полагаем, что в данной ситуации требуются новые решения, в частности в вопросе модернизации и перехода к новому технологическому этапу развития российской экономики. Безальтернативность и важность модернизации экономики, преобразования всей экономической системы в принципиально новом научно-технологическом контексте, информационного и материально-технического переоснащения, перехода на новую качественную ступень всестороннего взвешенного развития, а не только импортозамещения в отдельных отраслях, признается ведущими российскими экономистами С.Ю. Глазьевым [1], М.Л. Хазиным [2, 3], М.Г. Делягиным [4, 5] и др. Модернизация российской экономики рассматривается как императив инновационного развития страны в будущем [6]. Необходим подъем экономики России посредством воплощения в жизнь парадигмы опережающего роста на основе нового технологического уклада с использованием современных инструментов управления и нового институционального устройства страны [7, с. 349]. Модернизация России как необходимое условие экономического подъема и укрепления страны связана с инновациями и инвестициями в новые производства. А в этом наша страна испытывает недостаток [8]. Целью статьи являются выявление и анализ вариантов ресурсного обеспечения модернизации.

Не следует безответственно надеяться на внешние источники финансирования модернизации. Прежде всего, необходимо добиться того, чтобы финансовые ресурсы не уходили из страны. Предшествующие годы иностранные инвестиции были в основном представлены вложениями оффшорных компаний, возникших на Кипре или в Нидерландах за счет вывода средств из РФ самыми разными методами. Вместо долгожданных крупных прямых иностранных инвестиций в РФ приходили «калифы на час» как с Запада, так и с Востока. Следовательно, первое важнейшее направление поиска источников финансирования – защита капиталов от вывода из страны.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим меры, которые могут быть приняты для решения задачи защиты капиталов от вывода из страны. Для выполнения задачи защиты капиталов от вывода из страны, во-первых, необходимо изменить каналы трансформации легальных ресурсов в нелегальные в виде обналичивания. Должен быть установлен «потолок» обналичивания средств, он должен коррелировать с размером среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике РФ. Помимо этого, необходимо бороться с желанием предпринимателей работать без POS-терминалов для приема платежей с использованием платежных карточек – многофункциональных приборов, которые применяются в разных сферах предпринимательства. Нередко в посреднической розничной и мелкооптовой торговле присутствует расчет только за наличные деньги. При этом продавец не принимает безналичные платежи по банковским картам и предлагает исключительно наличную форму расчета. Особенно часто торговля по такой схеме присутствует в депрессивных регионах. Когда товар или услуга оплачиваются путем прямого перевода средств покупателя на карту продавца, речь также идет о выводе в «серую зону» части товарооборота.

Во-вторых, полагаем, что следует напрямую конфисковать активы бизнеса тех недружественных стран, которые через заморозку фактически украли часть российских золотовалютных резервов. Данная мера представляет собой давно назревшую необходимость. Однако такая конфискация должна относиться только к активам в торгово-сервисной сфере. Необходимо ввести прямой запрет на розничную торговлю иностранных компаний. Поясним это положение примером. Компания «IKEA» в течение двух десятилетий не платила вовсе налог на прибыль со своих огромных торговых центров. Уплачивался только налог на имущество организаций, что было выгодно для местных властей. Данная ситуация заставляет предполагать наличие возможного подкупа представителей местных властных элит, которые закрывают глаза на прямое нарушение российского налогового законодательства в условиях ограниченности доходов региональных бюджетов. Ситуация стала явно рискованной – интересы ТНК (транснациональных корпораций) недружественных стран совпадают с интересами региональных российских элит. Власти субъекта РФ вынужденно соглашаются с потерей локальных малых бизнесов и рабочих мест и, следовательно, налогов от них, ради получения бюджетом гораздо больших сумм налога на имущество [9]. Причем налоги на прибыль никто платить и не собирается. Для сокрытия выводимой прибыли есть тысяча путей – концессии, договоры цессии, соглашения о разделе продукции и прямое льготное налогообложение добывающих компаний, подавляющее число которых имели значимых иностранных акционеров. Это классика современного неоколониализма.

В-третьих, появилась возможность выхода из оффшорной кабалы путем принудительной перерегистрации бизнеса для его вхождения в требуемое правовое поле. Подчеркнем, что деоффшоризация играет важную роль в системе внешнеэкономических интересов нашей страны. Масштабный отток капитала в последние годы выявил острую потребность государства в проведении политики деоффшоризации и возврата бизнеса в российскую юрисдикцию. Для государства важно, чтобы бизнес был законным и легальным, а также вписывался в существующие нормативы и форматы. Для того чтобы добиться достижения этой цели, нужно, чтобы представители государства вошли в руководство российских «дочек» оффшорных компаний. При этом необходимо определить и установить необходимый временной период, достаточный для перерегистрации в Российской Федерации. Если же компания не будет зарегистрирована как российское юридическое лицо, она должна в кратчайший срок быть переведена в совместную собственность Федерации и региона. Эта мера будет способствовать противодействию нелегальному оттоку капитала из страны через оффшорные схемы.

Полагаем, что представителями государства в руководстве российских дочек оффшорных компаний могут стать государственные гражданские служащие, в связи с чем необходимо рассмотреть целесообразность внесения поправок в законодательство о государственной гражданской службе. В таблице 1 продемонстрируем возможные внутренние рычаги при поиске источников финансирования модернизации российской экономики.

Второе важнейшее направление движения финансового обеспечения модернизации – это обнуление диктата монополий. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса являются необходимыми условиями гармоничного экономического развития и стабильности. Отчасти это уже произошло в Хабаровском крае, где американская компания Exxon Mobil Corporation и с финской энергокомпанией Fortum в Тюмени. Позитивный побочный эффект от СВО – вытеснение иностранного капитала из отраслей, где господствуют естественные монополии.

Но основное направление деятельности в ситуации ожидания толчка к развитию дало еще правительство Е.М. Примакова – Ю.Д. Маслюкова, заморозившее тарифы на услуги естественных монополий. Железнодорожный транспорт (табл. 2) показывает нам, к чему приводит диктат естественных монополий без пристального внимания такого института, как ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

Как видим, монопольно высокие тарифы препятствуют развитию железнодорожного транспорта. К тому же любые монополии, за редким исключением, далеки от желания инвестировать. Так, например, инвестиции в добычу полезных ископаемых в 2019 и 2020 гг. снижались, что объясняется не столько относительно невысокими ценами, сколько отсутствием желания инвестировать в развитие при наличии желания получить высочайшие дивиденды (табл. 3).

Наблюдаемое снижение инвестиционной активности происходило в относительно благополучный с точки зрения спроса предпандемийный период. С учетом длительности малых инвестиционных циклов в 2–3 года получаем прогнозируемое падение мощностей в экономике просто за счет естественного физического износа уже в 2022–2023 гг.

Таблица 1

Возможные внутренние рычаги при поиске источников финансирования модернизации российской экономики

Экономические рычаги

Административные рычаги

Увеличение таможенных пошлин на вывоз сырья

Перекрытие каналов трансформации легальных ресурсов в нелегальные

Поощрение инвестирования в новые технологии

Принудительная перерегистрация оффшорного бизнеса

Борьба со злоупотреблением монопольным положением на розничном рынке

Прямой запрет на розничную торговлю для иностранных компаний

Выход из ВТО

Регулирование инвестиционной активности компаний с госучастием

Увеличение таможенных пошлин на товары, аналогичные производимым в РФ

Вытеснение иностранного капитала из отраслей, где господствуют естественные монополии

Таблица 2

Динамика стагнирующих перевозок железнодорожным транспортом [10]

Показатели

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2021 г. к 2018 г., %

Пассажирооборот железнодорожного транспортом, млрд пассажиро-километров)

129,5

133,6

78,6

104,2

80,46

Грузооборот железнодорожного транспорта (млрд т – км)

2598

2602

2545,3

2639,4

101,59

Таблица 3

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал предприятий России за предпандемийный период (в постоянных ценах в процентах к предыдущему году) [11, с. 105]

Виды экономической деятельности

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Изменения за 2017–2020 гг.

1. Добыча полезных ископаемых

106,1

103,6

96,6

97,0

(9,1)

2. Обрабатывающие производства

105,4

104,1

100,4

101,5

(3,9)

3. Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

104,4

102,2

94,4

100,4

(4,0)

Дополнительно отметим, что социально значимым направлением движения по ресурсному обеспечению модернизации является борьба со злоупотреблением монопольным положением на розничном рынке. Для реальной эффективной деятельности в данной сфере необходимо ввести предельную торговую наценку для городской торговли в размере 10% и 15% для сельской торговли ввиду меньшей «проходимости торговых точек». Федеральная антимонопольная служба с помощью местного самоуправления органов власти субъекта Федерации может отслеживать и пресекать нарушения в данной сфере. Устранение монополизации рынка наряду со снижением цен вызвало бы рост спроса на товары, а, следовательно, повышение инвестиционной активности

Третье важнейшее направление модернизации – это инвестирование в новые производства и технологии.

Действительно, исходя из задач модернизации, стоящих перед экономикой России, следует инвестировать возможно больше в новые производства и технологии. Правительство России пошло по несколько иному пути, поддержав не инвестиции, а дивидендные выплаты. Логика волне прозрачна: «Развитие – это прекрасно, но бюджет свести нужно уже сегодня, даже за счет снижения потенциала инвестирования и движения вперед».

Еще в 2021 г. Правительство РФ выпустило распоряжение 11.06.2021 № 1589-р по вопросам выплаты дивидендов. Этим распоряжением устанавливается направление на выплату дивидендов не менее 50% прибыли акционерного общества за год, рассчитанной по данным консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [12]. Компании, не отчитывающиеся по МСФО, направляют на дивидендные выплаты не менее 50% чистой прибыли по стандартам РСБУ. В 2020 г. Счетная палата подсчитала, что большую часть дивидендов (97%) государству принесли 20 акционерных обществ – всего 2% от общего числа. При этом свыше 500 компаний в 2017–2019 гг. вообще не принесли средств бюджету. Ведомство указывало на отсутствие четкой дивидендной политики для госкомпаний, в результате которого дивидендные выплаты 19 крупнейших эмитентов в период с 2017 по 2019 гг. варьировались от 1,7 до 190% от чистой прибыли [13]. Поэтому принятие Правительством распоряжения № 1589-р не просто назрело, а стало жизненно необходимым.

В исследуемой ситуации, как нам видится, необходимо введение норматива на инвестиции, а не только на дивиденды. Ситуация высоких внешних рисков требует не менее 50% чистой прибыли направлять на инвестиции в развитие производства (приобретение оборудования, увеличение суммы оборотных активов, переподготовку и повышение квалификации). Соответственно, возникает новая проблема: в данной ситуации почти не остается средств для формирования фондов премирования и социального развития работников. Следует приять важнейшее с точки зрения стратегического государственного управления решение: что сейчас для экономики страны и государства важнее: возрастание доходов бюджета за счет дивидендов или активное инвестирование.

Третье важнейшее направление поиска ресурсов для модернизации – это выход из Всемирной торговой организации (ВТО) и изменение таможенных пошлин. В августе 2022 г. исполнилось 10 лет со дня вступления России в ВТО – глобальный форум и единственную международную организацию, работа которой идет практически по всем направлениям многостороннего торгового регулирования. Дискуссии о целесообразности этого шага не утихают по сей день. Противники членства в ВТО считают, что оно препятствует росту национальной экономики.

Полагаем, что все готовые изделия, качественные аналоги которых производятся в РФ, должны импортироваться лишь при условии высоких пошлин, низкие пошлины должны устанавливаться для сырья, которое производится в стране в недостаточном количестве. В любом случае возможно использование квотирования импорта, например 10% от продаж на рынке за прошлый период.

Как видим, в наших предложениях по поиску финансовых ресурсов для модернизации народного хозяйства экономические меры подкреплены административными. Следует помнить, что на каждый американский доллар, полученный за счет экспорта, бюджет прирастает на 5,8 российского рубля, а на каждый доллар США российского импорта бюджет увеличивается на 11,6 рубля. Эти показатели рассчитаны нами по опубликованным ФТС данным для 2022 г. и свидетельствуют о заниженных таможенных пошлинах на экспорт сырья. Это тем более неразумно при постоянных попытках заключить длительные, например 20-летние, контракты на поставку сырья в условиях меняющегося технологического уклада народного хозяйства. Страна связывает себя с потребителями сырья, а такая связка, как показывает пример отношений с Германией (и всем Евросоюзом), ненадежна, а в итоге и невыгодна.

Заключение

Важность модернизации и перехода к новому технологическому укладу российской экономики сложно переоценить. В статье рассмотрены векторы ресурсного обеспечения этих процессов. Авторы полагают, что целесообразно использовать исследованные направления финансирования для ресурсного обеспечения модернизации, качественного преобразования и перехода к новому технологическому этапу развития российской экономики.