Scientific journal
Fundamental research
ISSN 1812-7339
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,674

POSSIBLE SOURCES OF FINANCING THE MODERNIZATION AND TRANSITION TO A NEW TECHNOLOGICAL WAY OF THE RUSSIAN ECONOMY

Selyuk A.V. 1 Kovalev A.I. 1 Frik O.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The relevance of the research topic is due to the urgent need to modernize the economy, its comprehensive balanced development, and not just import substitution in certain industries. The article discusses possible sources of financing for modernization and transition to a new technological structure of the Russian economy. The authors note that the modernization of the national economy will require large investments. The purpose of the article is to identify and analyze the sources of modernization financing. The authors apply a systematic approach. Methodologically, the study is based on the following methods: comparative analysis, dialectical method, logical analysis method, content analysis method, description and generalization methods are used. The article analyzes the following sources of modernization financing: “privatization tax”; nationalization of property and companies of unfriendly countries; liquidation of the system of MFIs (microfinance organizations) and banks dependent on them; development of Islamic banks operating on the principles of participation in the funded project. It is important that all the proposed measures simultaneously meet the requirements of increasing the economic efficiency of management and maintaining social peace through approaching social justice. The authors conclude that it is necessary to carefully consider internal sources of financial resources with very limited opportunities for external financing.
modernization of the national economy
new technological mode
investments

Назревшая необходимость модернизации экономики, ее всестороннего взвешенного развития, а не только импортозамещения в отдельных отраслях признается ведущими российскими экономистами С.Ю. Глазьевым [1], М.Л. Хазиным [2; 3], М.Г. Делягиным [4; 5] и др.

Модернизация народного хозяйства потребует крупных инвестиций. Традиционно для РФ основным инвестором является бюджет. Очевидно, что не следует отказываться от данного источника и загонять «излишние» средства в фонд национального благосостояния. Вместе с тем следует найти новые источники средств для модернизации экономики. Учтем, что все предлагаемые меры должны отвечать одновременно требованиям повышения экономической эффективности хозяйствования и соблюдения социального мира через приближение к социальной справедливости, что соответствует ст. 7 Конституции РФ, где Российская Федерация провозглашена социальным государством.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым из таких источников может стать «налог на приватизацию». Взимать его в денежной форме с предприятий реального сектора – это значит лишить работающие частные предприятия оборотных средств, что недопустимо и вызовет трудности в их функционировании. Другим вариантом «налога на приватизацию» может стать дополнительная эмиссия акций акционерным предприятием, принадлежащим частному капиталу. В таком случае будет снижена социальная напряженность в обществе, которое перестанет воспринимать приватизацию 1990-х гг. как «разворовывание общенародного достояния». Естественно, что такое разводнение «акционерного капитала» уменьшит стоимость акций на какое-то время. Но рост народного хозяйства вызовет рост заказов и, следовательно, цена акций восстановится в течение одного малого инвестиционного цикла, ориентировочно два-три года. Данный пакет акций не должен составлять менее 25 % + 1 акция (блокирующий пакет) от размера уставного капитала, так как стоимость земельных участков и иного приватизированного и перепроданного имущества крайне велика.

Для финансовых учреждений, в отличие от реального сектора, можно было бы ввести прямой разовый «приватизационный налог» с рассрочкой выплаты на срок до пяти лет. Размер налога должен быть увязан со стоимостью активов, в частности зданий и земельных участков, занимаемых подобными организациями. Опять же налог можно заместить крупным пакетом обыкновенных акций с обязательным проведением дивидендной политики, позволяющей получать доход не ниже 25 % от чистой прибыли кредитной организации.

Вторым источником может стать национализация имущества недружественных стран и компаний таких государств. В первую очередь речь не о промышленных предприятиях, а об организациях торговли и общепита. Национализация с последующей перепродажей 75 % голосующих акций национальному капиталу при сохранении в руках государства блокирующего пакета 25 % + 1 акция. Все привилегированные акции должны при этом оставаться в руках государства.

Сложнее должна быть схема национализации имущества промышленных предприятий и предприятий энергетики. Здесь возможен обмен части заблокированных зарубежных резервов РФ на названные предприятия в случае полного выполнения иностранными инвесторами ранее принятых инвестиционных обязательств. Если же инвестиционные обязательства не были выполнены, то следует проводить безвозмездную национализацию. Особым случаем являются зарубежные банки, многие из которых действовали как «финансовые пылесосы», не вложившие средств в развитие РФ, но вполне нагло и беспринципно изъявшие их из нашей экономики через кредитование российской дочкой материнской банковской компании в небедной недружественной стране. Примером такого хода дел ранее являлся Юникредитбанк.

Третьим новым источником средств для модернизации народного хозяйства должна стать ликвидация системы МФО (микрофинансовых организаций) и зависимых от них банков.

Здесь можно констатировать множество эффектов. Первое, по словам спикера Госдумы Володина, «МФО – это ростовщики», с данным утверждением нельзя не согласиться. Ростовщичество всегда удорожало кредитные ресурсы, делало их менее доступными для населения и мелкого бизнеса, вызывало серьезную социальную напряженность. Приведем исторический пример, когда более 200 лет тому назад купец г. Слободской Вятской губернии Анфилатов указывал на необходимость создания городских общественных банков как альтернативы городским ростовщикам, делающим мелкий кредит крайне дорогим и малодоступным. И в настоящее время, когда «старухи-процентщицы» трансформировались в длинноногих девушек, занимающих офисы «Деньги – рядом», вряд ли кто-то пожалеет о ликвидации подобных рассадников социального зла.

Обратим внимание на то, что стандартной схемой вывода средств из реального сектора долгое время являлась следующая цепочка действий группы «нечуждых друг другу» МФО:

1. Создается либо перекупается действующий коммерческий банк.

2. Банк активно привлекает вклады населения, используя в том числе ценовую конкуренцию, предлагая высокие процентные ставки по депозитам

3. Банк кредитует прямо либо, что чаще, через фирмы-прокладки микрофинансовый бизнес своих учредителей.

4. МФО расширяют свою ссудную деятельность, в регионе появляется масса лиц с займами от них. «Выбить» долги из всех не удается. Криминала все больше, но доходность все меньше.

5. Банк выкупает плохие долги МФО и начинает обваливаться. Если конъюнктура позволяет, собственники пробуют привлечь новых вкладчиков через очередное повышение процентных ставок существенно выше рынка. Тогда история несколько удлиняется.

6. Банк России, успешно оптимизированный после ухода в отставку В.В. Геращенко, наконец собирается с силами и прикрывает данное кредитное учреждение.

7. Все стороны довольны. ЦБ РФ вполне обоснованно отозвал лицензию, а «некие люди заработали денег». В проигрыше только клиенты, бывшие работники и народное хозяйство региона.

Уничтожение описанной системы МФО освободит поле для деятельности новых учреждений – муниципальных либо региональных банков, принадлежащих городу либо губернии. Опыт функционирования подобных банков есть. Как уже отмечалось, этому успешному опыту не один век. Еще императрица Екатерина Великая сразу после Пугачевского бунта разрешила создавать городские банки. Первый из них, в Вологде, и был создан как учреждение для предоставления мелкого кредита. Императрица не желала более социальных взрывов. Обратим внимание на то, что если император Александр I даже подталкивал к созданию подобных городских банков, то позднее правительство Николая I всячески тормозило создание подобных учреждений. С точки зрения знаменитого графа Е.Ф. Канкрина, который был министром финансов, лишь инициатива государственных властей благотворна: Дворянский и крестьянский поземельные банки, ссудо-сберегательная казна (позднее сберкассы, Сбербанк) – и довольно. И хотя позднее, во второй половине XIX в., было создано большое количество банков, в том числе городских, даже появился термин «банковская лихорадка», неразвитость банковского дела привела к хронической нехватке капиталов для модернизации промышленности и транспорта. Отсюда и роковая зависимость от иностранного, преимущественно французского, капитала, втравившего Российскую империю в ненужную ей Первую мировую войну в 1914 г. Городские банки прекратили свое существование в Гражданскую войну в 1918 г.

В этой связи возникает закономерный вопрос. Есть ли их современные аналоги в регионах и крупных городах? Да, кроме общероссийских банков должны существовать кредитные организации, по сути занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием и кредитованием местного делового сообщества. Необходимо развитие муниципального кредита. В таблице рассмотрим перечень действующих региональных и муниципальных банков.

Собственно, мы встречаем три классических городских банка в Домодедово, Абакане и в гигантском Екатеринбурге и семнадцать банков, учрежденных регионами. Причем семь из них учреждены одним регионом – Татарстаном. Итого двадцать кредитных учреждений, в которых принятие решений не отчуждено территориально от места проведения их в реальную жизнь и сообразуется с интересами развития местного бизнеса, а не только крупнейших собственников. Обратим внимание, что ровно 50 % этих банков, включая все три принадлежащие муниципалитетам, это банки с госучастием, т.е. в капитале активно участвуют частные инвесторы. Вот пример успешного в целом частно-государственного партнерства. Конечно, не у всех последователей дореволюционных городских общественных банков столь успешная судьба. Часть муниципальных банков, как, например, омский «Омсоцкомбанк», разорилась по причине рискованной политики кредитной организации, еще часть (для примера, банк «Домодедово») не очень активна на рынке, есть и кредитные учреждения, поменявшие собственников (банк «Ермак» Нижневартовска и «Ханты-Мансийский банк народов Севера» ХМАО-Югры) по неясным для граждан причинам в результате избыточной приватизации.

Четвертый, более экзотический, но не менее интересный источник средств для модернизации экономики страны – это развитие исламских банков, работающих на принципах участия в финансируемом проекте. Данное явление мы расцениваем как вариант проектного финансирования. Появление подобных банков не только в Поволжье и на Северном Кавказе, но и на иных территориях было бы чрезвычайно интересно для реализации проектов малого и среднего бизнеса.

Так как Россия в настоящее время находится в ситуации вынужденной автаркии, то и поступать следует соответственным образом. Прежде всего, надо добиться, чтобы финансовые ресурсы не уходили из страны. Для выполнения этой задачи, во-первых, необходимо перекрыть каналы трансформации легальных ресурсов в нелегальные в виде обналичивания. Разрешенный размер обналичивания средств должен быть невелик и прямо зависеть от размера средней месячной заработной платы по стране. Если она составляет 61 тыс. руб. в месяц, то и разрешенная сумма обналичивания должна ей равняться.

Действующие региональные и муниципальные банки на 01.09.2022 [6]

Наименование банка

Номер лицензии ЦБ РФ

Год регистрации

Тип собственности

Тип собственника

Собственник

Активы-нетто на 01.07.2022

1.

АК БАРС

2590

1993

госбанк

субъект РФ

Татарстан

579 564 617

2.

Зенит

3255

1995

госучастие

субъект РФ

Татарстан

241 673 293

3.

Генбанк

2490

1993

госучастие

субъект РФ

Республика Крым

49 258 209

4.

Алмазэргиэнбанк (АЭБ)

2602

1993

госбанк

субъект РФ

Республика Саха (Якутия)

32 841 322

5.

Акибанк

2587

1993

госучастие

субъект РФ

Татарстан

22 798 395

6.

Банк Оренбург

3269

1995

госбанк

субъект РФ

Оренбургская область

16 840 531

7.

Банк Казани

708

1990

госучастие

субъект РФ

Республика Татарстан

13 211 176

8.

Хакасский муниципальный банк

1049

1990

госучастие

муниципальное образование

Город Абакан

14 168 702

9

Екатеринбург

3161

1994

госучастие

муниципальное образование

Город Екатеринбург

10 871 174

10.

Сибсоцбанк

2015

1992

госбанк

субъект РФ

Алтайский край

9 923 675

11.

Черноморский банк развития и реконструкции

3527

2014

госбанк

субъект РФ

Республика Крым

6 335 894

12.

Енисейский объединенный банк

2645

1994

госучастие

субъект РФ

Красноярский край

9 888 261

13.

Элита

1399

1991

госбанк

субъект РФ

Калужская обл.

3 902 324

14.

Йошкар-Ола

2802

1994

госбанк

субъект РФ

Республика Марий Эл

2 538 331

15.

Дом-Банк

3209

1995

госучастие

муниципальное образование

Город Домодедово

1 756 631

16.

Зенит Сочи

232

1990

госучастие

субъект РФ

Татарстан

начата реорганизация банка

17.

Московское ипотечное агентство

3344

2000

госбанк

субъект РФ

Москва

регистрация аннулирована

18.

Нарат

1902

1992

госбанк

субъект РФ

Республика Татарстан

недействующий банк

19.

Народный банк Тувы

1309

1990

госбанк

субъект РФ

Тыва

лицензия отозвана

20.

Спиритбанк

2053

1992

госучастие

субъект РФ

Татарстан

начата реорганизация банка

Одновременно следует перекрыть возможности предпринимателей работать без POS-терминалов. Нередко в депрессивных регионах имеет место посредническая розничная и мелкооптовая торговля только за наличные. Покупателям прямо отказывают в приеме безналичных платежей по банковским картам и предлагают платить исключительно наличными. Еще один вариант этой же схемы – прямой перевод средств покупателя на карту продавца, что является выводом в «серую зону» части товарооборота. Обратим внимание и на то, что часть таких продавцов является гражданами стран, неблагополучных с точки зрения подпольных террористических движений.

Во-вторых, мы считаем важным шагом, о чем шла речь выше, прямую конфискацию активов недружественных стран, фактически укравших часть российских золотовалютных резервов. Но такая конфискация относится только к активам в торгово-сервисной сфере. Как ни необычно это прозвучит, но розничная иностранная торговля на территории страны, как и во времена Новоторгового устава А.Л. Ордин-Нащокина в 1667 г. [7], так и сегодня в 2022 г. подрывает суверенитет государства и приводит к неконтролируемому выводу средств. Необходим прямой запрет на розничную торговлю иностранных компаний. Стране абсолютно не нужны новые проекты типа «IKEA», которая умудрилась два десятилетия не платить вовсе налог на прибыль со своих гигантских торговых центров, радуя региональные власти налогом на имущество организаций. В этой ситуации виден даже элемент подкупа местных властных элит, которые в условиях ограниченности доходов региональных бюджетов закрывают глаза на прямое нарушение российского налогового законодательства. Ситуация стала рискогенной – интересы ТНК недружественных стран отчасти совпадают с интересами региональных элит.

Власти субъекта РФ вынужденно соглашаются с потерей локальных малых бизнесов и рабочих мест и, следовательно, налогов от них, ради получения бюджетом гораздо больших сумм налога на имущество. Подобная ситуация напоминает в своей сущности классику неоколониализма.

В-третьих, появилась возможность выйти из офшорной кабалы путем принудительной перерегистрации бизнеса. Для этого следует включить в руководство российских дочек офшорных компаний представителей государства на четко ограниченный срок, например один месяц, необходимый для перерегистрации в РФ. При отсутствии регистрации компании как российского юридического лица она должна переходить в совместную собственность федерации и региона в кратчайший срок.

В данном случае следует рассмотреть целесообразность использования гражданских федеральных и региональных служащих как представителей государства в этих компаниях, а также целесообразность внесения поправок в законодательство о государственной гражданской службе.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим общую черту всех ситуаций модернизации экономики – это поиск финансирования для решения задач развития. При весьма ограниченных возможностях внешнего финансирования обстоятельства требуют внимательнейшим образом относиться к внутренним источникам финансовых ресурсов. На основании проведенного исследования и обработки его материалов можем прийти к выводу о целесообразности использования представленных источников финансирования модернизации и перехода к новому технологическому этапу развития российской экономики.